Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Присказка






Когда-то на земле не существовало ни городов, ни сел, не было даже землянок, и Человек жил не многим лучше зверя. Все окружающее было недружелюбно к Человеку. Негостеприимные леса старались не пропустить вглубь своего зелено­го царства. Вода преграждала Человеку дорогу, угрожая поглотить его. Дожди и град секли Человека, скудно прикрытого шкурой зверя.

Все было против Человека - даже ночь. Окутывая мраком землю, она помогала зверям нападать на людей. Но самый непонятный враг был Огонь.

Это желтое чудо, возникая неизвестно откуда, страшило Человека своим колдовским умением превращать леса в золу и пепел. Человек в ужасе убегал от Огня. Огонь для Человека был тайной.Человек знал, что дождь проливается тотчас, как небо заволакивается темной пеленой туч. Он видел, что реки - дочери дождя - пополнялись после ливней. А вот Огонь...

Огонь очень долго оставался загадкой. Но пришло время, и Человек распознал, как можно укротить давнего врага.

Человек подошел к горящему дереву и сказал Огню:

- Я тебя больше не боюсь... Ты будешь служить мне. Я приручу тебя!

- Остерегись! - предупредил Огонь.- Я никому не служил. Все боятся
меня. Со мной шутки плохи. Я могу тебя сжечь, Человек, и превратить в
пепел.

- Не хвались! - крикнул Огню Человек. - У меня есть друг, который жи­во утихомирит тебя.

- Кто? - спросил Огонь.- Кто это?

- Вода, - сказал Человек.

Всего одно лишь упоминание этого страшного для Огня слова сразу убавило его пыл, и он присмирел.

- Вот так-то лучше, - сказал Человек. - Иди ко мне. Ты будешь гореть
у меня с пользой.

Сказав так, Человек взял пылающую ветвь дерева и принес ее в свою пещеру. От этого в пещере стало светлее, теплее и радостнее.

Много, очень много раз дни сменяли ночи, а лето - зиму. И с каждым годом прирученный Огонь служил Человеку все лучше и усерднее.

Огонь не только обогревал Человека, но и варил для него пищу, обжи­гал горшки.

А потом пришла пора, и Человек заставил Огонь выплавлять железо.У Человека появились надежные инструменты. Хорошие топоры. Ос­трые пилы. Ножи и копья. Молоты и плуги.Человек не боялся теперь леса. Он мог проникнуть в любую чащу, про­рубая тропы. Земля, покоряясь Человеку, превратилась в пашню. А Вода и Ветер стали молоть зерна, выращенные Землей.

А через много, очень много лет Человек подружил с Огнем и его злей­шего врага - Воду.Но это уже другая история.

 

Воспитатель обращает внимание детей на пламя свечи, оно напо­минает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спа­сали людей. Детям предлагается поднести руку к свече и почувство­вать тепло пламени, но, если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься.

Опыт: показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоя­нии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: нельзя близко подходить к огню - можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню — они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причи­ной пожара.

Воспитатель. Дети, давайте поиграем. Каждый из вас возьмет сул­танчики, превратится в маленькое пламя со своим характером и на­строением, а я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра.

Пластический этюд

Дети под музыку, используя султанчики (красного, оранжевого и желтого цветов), имитируют пламя костра. Последний акцент педагог должен сделать на положительной оцен­ке значимости огня для человека.

Воспитатель. Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, уничтожающим все на своем пути. Вот что однажды случи­лось с древними людьми.

Послушайте, Нины, Марины, Мишутки,

Шутки с огнем — опасные шутки!

Возьмем, к примеру, пещерных людей.

У них было много пещерных детей.

Пещерные люди с охоты пришли

И вкусного мяса с собой принесли.

Сели погреться они у костра,

И сразу вокруг собралась детвора.

Уставшие взрослые спать прилегли,

А дети тихонько к огню подошли.

Вот факел в руках у детеныша старшего,

Не видят ребята в игрушке ужасного.

Пылающий факел несут они в лес,

Огонь затрещал и по веткам полез.

Пылают березки, пылают осинки!

Несчастные дети бегут по тропинке.

«Тушите, тушите, тушите быстрей!

— Кричат они взрослым. — Огонь у дверей!».

Но быстро огонь пожирает живое.

Взрослые вышли — от леса уголья.

Одно пепелище их взорам открылось,

Вот что из глупой игры получилось.

Е. Максименкова

Воспитатель. Кто из вас может назвать сказки или другие произве­дения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Де­ти размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кош­кин дом», «Путаница».)

Огонь — помощник или огонь — враг? Как ответить на этот во­прос? (Высказывания детей.)

Нужно помнить всегда:

· Огонь требует бережного обращения.

· Баловство с огнем может привести к беде.

Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу чело­веку, но при небрежном обращении может нанести и вред. Давайтесегодня попробуем создать портреты огня. Огня — доброго и огня — злого.(Дети по желанию делятся на две группы. Работа выполняется на листе ватмана коллективно. Техника — печать ладонью. Цветовая гамма подбирается самостоятельно каждой группой.)

- Давайте еще раз закрепим пра­вила обращения с огнем:

· Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.

· Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспла­мениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

· Баловство с огнем может привести к беде.

· Огонь требует бережного обращения.

 

Тема: «Огонь важное открытие древнего человека»

Цели:

· Познакомить с жизнью древнего человека.

· Дать понятие о том, что такое открытие.

· Рассказать об открытии огня древним человеком.

Оборудование: иллюстрации с изображением жизнедеятельно­сти древнего человека; два кусочка дерева мягкой породы; по два камешка для каждого ребенка; зажигалка (без газа).

Ход занятия

Воспитатель. Вы знаете, что не всегда люди жили так, как сейчас. Древние люди пользовались только тем, что давала сама природа. Жили в пещерах, ели то, что находили в лесу: корешки, ягоды, плоды, яйца птиц, а также то, что добывали на охоте; ходилибез одежды.

Но вот однажды какой-то первобытный человек сделал из ветки палку и стал сбивать ею плоды с дерева. Остальные последовали его примеру. Так стало значительно легче добывать пищу. Другой человек взял острый камень и использовал его как топор или нож. Кто-то первым придумал острым камнем сдирать шкуру с убитого зверя, чтобы укрыть свое тело от холода. А кому-то пришло в голову сделать из ствола дерева лодку, а из ветки — весло. На лодке можно было плавать по реке, стало намного легче ловить рыбу.

- Как вы считаете, улучшилась ли жизнь людей благодаря этимоткрытиям? (ответы детей)

- А вы знаете, что означает слово «открытие»? (высказывание детей)

Открытие — это что-то новое, то, чего человек раньше не знал, но увидел, удивился и навсегда запомнил, то есть открыл для себя и для других людей. А что же было самым важным открытием древнего человека? Вы узнаете это, если правильно отгадаете мою загадку:

«Красный петушок по жердочке бежит»

- Это было замечательное открытие. Никто не знает точно, как это произошло, но, наверное, дело было так. Когда-то от молнии заискрилось дерево, начался лесной пожар. Люди в ужасе разбежались…. Но один смелый и любознательный человек догадался взять горячий кусок дерева двумя палками и отнести в свою пещеру. В пещере он заметил, что рядом с огнем ему тепло. Но если огонь не поддерживать, то угли быстро погаснут, и человек понял, что нужно сохранить огонь.

- Как вы думаете, каким образом древний человек смог сохранить огонь? (высказывания детей)

- Для чего еще нужен был огонь в пещере? (высказывания детей)

Человек получил от огня тепло, свет. Можно было готовить на огне пищу. Другие люди взяли из этого костра горящие ветки или угольки и тоже разожгли огонь в своих пещерах.

Но огонь, добытый от молнии, нужно было постоянно поддерживать. Значительно позже человек научился получать огонь тогда, да ему это было нужно. Кто-то заметил, что если сильно-сильно преть одну сухую палочку о другую, палочка нагреется, и будет тлеть. Если подложить сухой мох или траву, можно раздуть пламя. Другой способ добывания огня возник, наверное, когда человек стучал одним камнем о другой, чтобы сделать, например, топор, заметил, что из камня высекаются искры. Кто-то догадался подложить под искры пучок сухой травы, чтобы от него зажечь костер. Представьте себе, что мы с вами оказались вдруг в том далеком времени. Давайте попробуем, действительно ли древний человек мог высекать камнями искры и от них зажигать костер?

Проводится детское экспериментирование по высеканию искр при ударе камешка о камешек. Воспитатель подводит итог:

Оказывается, не так-то просто высекать искры камешками. Но вот однажды какой-то человек заметил, что искры легко высекаются при соприкосновении одного удивительного камешка с другим. Этот камень называется кремень. Именно такой камень живет и современных зажигалках. Но только помните, что детям опасно брать в руки зажигалку, чтобы не случился пожар.

Сегодня на занятии мы с вами узнали об очень важном открытии древнего человека - об огне, который изменил всю его дальнейшую жизнь.

Тема: «Как человек огонь приручил»

Цели:

· Познакомить с разнообразным применением огня в жизнедея­тельности человека;

· показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни.

· акцентировать внимание на том, что именно человек, «приру­чив» огонь, сделал его необходимым людям.

· Закрепить правила пожарной безопасности.

Оборудование: блюдечко с кашей, ломтик белого хлеба; кусочек кирпича и гранитный камешек; стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы; детский альбом; горсточка пепла на бумажной салфетке.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям тарелку с кашей и кусочек бело­го хлеба и предлагает подумать, какое важное открытие древнего человека объединяет эти предметы, какое отношение к каше и хлебу имеет огонь (Высказывание детей).

Воспитатель. Оказывается, огонь можно назвать поваром. Очень многое из того, что мы едим, мы варим, жарим, печем. Огонь помогает нам готовить пищу и занимается этим десятки тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и броса­ли в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, — так варили первый суп. А когда мясо, завернутое в листья, зарыли в золу, полу­чилось первое жаркое.

Воспитатель показывает детям кусочек кирпича и гранитный каме­шек.

- Как вы считаете, чтобы сделать эти предметы, нужен огонь? (Ответы детей)

Мы можем назвать огонь строителем. Смешали глину с песком, обожгли - так получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо, он и так твердый. Из гранита состоят целые горы. Чтобы добыть гранит, поступали таким образом: на огромном камне разво­дился большой костер, камень раскалялся, потом на него лили воду, камень растрескивался на маленькие кусочки.

Воспитатель показывает стеклянный стаканчик и цветные стеклянные бусы.

- Как вы думаете, почему необходим огонь для изготовления этих предметов? (Высказывание детей)

Оказывается, огонь может быть и стеклоделом. Когда-то люди развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, они увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло. В него превратился песок, спекшийся с белыми камнями - содой. Прозрачным стекло стало не сразу, но красивым было с самого начала, из него люди делали украшения, затем догадались изготовлять посуду, очки, аквариумы. В воздух человека тоже поднял огонь: первые воздушные шары исполняли горячим воздухом; и космические ракеты без огня не излетят.

Воспитатель показывает детям альбом для рисования.

- Нужен ли огонь для того, чтобы получать бумагу? (Высказывание детей)

Сейчас мы убедимся, что огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на первые. Вот этот детский альбом, кажется, огня боится, но без огня его бы не было. Ведь делают бумагу из измель­ченного дерева, из крошечных волокон, а их необходимо разогреть. Бумагу варят, как и стекло, и сталь.

Но не всегда огонь — наш друг!

Воспитатель обращает внимание детей на горстку пепла.

- Как, по-вашему, связан огонь с горсткой пепла? (Высказывание детей)

Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним нужно! К сожалению, огонь может быть и врагом. Дай волю огню — он и дома съест, и лес, а на их месте только черный пепел оста­вит. Но не для того наши предки огонь приручали, чтобы его снова диким на свободу выпускать. Отважные пожарные всегда придут на помощь, если кто-то забудет, что огонь может быть и врагом.

На пожарных блестящие каски, у них специальные красные автомобили, длинные лестницы, насосы и шланги для воды. Ведь чем сильнее друг-огонь, тем сильнее и огонь-враг. Чтобы воевать с ним, нужно тоже быть сильным и смелым.

И все-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда!

Люди сами открыли огонь, сами научились его добывать и использовать, сами научились им управлять и сделали его мастером на все руки. Огонь будет для нас и помощником, если разумно им управлять.

 

Тема: «Знает каждый гражданин этот номер – 01»

Цели:

- познакомить детей с основными правилами по пожарной
безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара;

- учить правильно, сообщать о пожаре по телефону.

Оборудование: рисунки или куклы медведь и баба-яга; телефон, огнетушитель.

Ход занятия

Любят взрослые и дети

Сказки обо всем на свете.

Сказку о том, что дети знать должны,

С вами сочиним и мы.

Сказку не страшную.

А пожаробезопасную.

Воспитатель: Жили-были в сосновом лесу зверята: белки и зайцы, волчата и лисята, мышата и барсучата. А главным в ле­су был медведь.

- Как мы его назовем? (предложения детей)

Михаило Потапыч. Строгий был медведь. Особенно строго Михайло Потапыч следил за пожарной безопасностью. Ведь если бы хоть один зверь нарушил противопожарные правила, сгорел бы весь лес! Где тогда стали бы жить зверята? Поэтому мед­ведь все время проверял: все ли знают правила обращения с огнем?

Знают все: без огня

Не проживем мы ни одного дня!

При огне, как при солнце, светло!

При огне и зимою тепло!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом!

- А знаете, какие вопросы Михайло Потапыч задавал зверятам?

- Давайте проверим, сможете ли вы на них правильно ответить?

Можно спичками играть? (Нет.)

А петарды поджигать? (Нет.)

Незатушенный в лесу костер бросать? (Нет.)

Траву сухую поджигать? (Пет.)

Газ без взрослых зажигать? (Нет.)

Электроприборы включать? (Нет.)

- Молодцы! Так и надо держать! Правила пожарные надо
всем соблюдать!

Но жила в самой чаще леса в избушке на курьих ножках... Кто? (Баба Яга.) Ну, никак не хотела она эти противопожарные правила выполнять. Уж сколько раз Михайло Потапыч предупреждал Бабу Ягу, что добром это не кончится, но она ничего не слушала. Огнетушитель себе домой не купила. Затопит, бывало, печь, а сама в гости к лешему в своей ступе улетит. А печь-то без присмотра остается. Вот и дождалась беды. Летит она как-то в ступе домой и видит, что дым не только из трубы идет. Дым валит и из окон, и из дверей. Пожар?! Как вы думаете, как это могло случиться? (Мог выпасть из печки уголек. А дом-то у Бабы Яги деревянный. Вот и загорелся.)

- В какой еще сказке точно так же от уголька сгорел краси­вый дом? (В сказке «Кошкин дом».)

- Подлетела Баба Яга к своему дому, хочет в дверь войти,
а ей в лицо дым и жар. Хотела Баба Яга пожар потушить сама. Но огнетушителя у нее не было. Речка далеко, ведрами не на­таскаешься. Стала Баба Яга вокруг дома бегать, кричать: «По­могите! Спасите! Пожар!» Но она-то в самой чаще леса жила, поэтому никто ее не услышал. А огонь-то все сильнее разгорает­ся. Что же делать Бабе Яге? Вспомнила, наконец, она про теле­фон. Но кому звонить? Тут Баба Яга очень пожалела, что не слуша­ла она Михаила Потапыча. А вы, ребята, знаете, по какому но­меру звонить при пожаре? Помогите Бабе Яге. (Надо звонить по телефону - номер «01».)

- Добежала Яга до телефона, набрала номер «01» и закричала:
«Помогите, пожар! Спасите!» Ее спрашивают: «Где пожар?
Куда выезжать?» Но Баба Яга не слушает и все кричит в трубку:
«Пожар! Пожар!»

Короче говоря, пока пожарные разузнали, куда надо прие­хать, дом у Бабы Яги сгорел. Вот такая грустная история.

- Можете ли вы подсказать Бабе Яге, что нужно было сооб­щить по телефону, чтобы пожарные быстро приехали на место пожара? (Баба Яга должна была назвать свой адрес.)

- Правильно, Баба Яга должна была набрать номер «01» и ска­зать: Лесная чаща, дом на курьих ножках. И тогда пожарные быстро приехали бы на место пожара и спасли дом Бабы Яги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.