Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детская индивидуальность, ее проявления






Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Индивидуальность - это совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих одного индивидуума от другого.

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого.

Индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано - уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта.

Индивидуальность человека может раскрываться ярко, многогранно, и тогда говорят о яркой личности, а бывает, что человек никак себя не проявляет, и тогда возникает мнение, что он безликий, незаметный. А происходит это потому, что человек не смог достаточно понять себя, закомплексовал, вот он и воспринимается как безликий, лишенный индивидуальности. На самом же деле не может быть нормального человека без личности и индивидуальности. Весь вопрос заключается в том, как раскрыть и развить свою индивидуальность, найти и выразить себя!

Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются - мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос - ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми - застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Что же это за способности? Самая важная из них - способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.

Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей - палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника. В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь - например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.

Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать «я - врач» или «я - мама» и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.

Индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.

58. Учет особенностей возбудимых детей воспитателем????

 

59.Учет особенностей спокойных (не нашла) и медлительных детей.

Медлительность – это не патология, не нарушение в развитии, а индивидуальная особенность ребенка.

Главная особенность медлительных детей – более низкая (примерно в 2 раза) скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений. Обычно они робки, нерешительны. С трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, слывут " тугодумами". Эти дети не будут бойко отвечать на вопросы, рассказывать стихотворение, петь песню. Начиная любую игру, они будут долго " примериваться", прежде чем начать что-то делать. Им легче выполнять то, что уже известно, опробовано ими, нежели что-то новое.

У такого ребенка время ориентировки гораздо продолжительнее (он дольше думает, как и что сделать). Это связано с подвижностью нервных процессов. Латентный период реакции (время, проходящее от сигнала к началу действия до возникновения действия) у медлительных детей намного продолжительнее, чем у их сверстников.

Медлительные дети часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, бывают очень нерешительны, скованны, боятся чужих взрослых, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодействия. Как правило, еще до школы у них накапливается опыт собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Их постоянно торопят взрослые, нередко запугивают будущими неудачами. Подобная подготовка к школе неизбежно вызывает новые трудности, но главная беда в том, что ребенок готов к ним, уверен, что так и должно быть, что это непреодолимо и он сам виновен. Чувство собственной вины – наиболее характерная черта медлительных детей, и эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия еще более неловкими и медленными.

У медлительных детей, особенно если взрослые постоянно выражают свое недовольство, чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Восстановить желание ребенка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок.

Систематические занятия с медлительными детьми способствуют повышению у них скорости работы. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте 4–6 лет. Именно в этот период следует обратить внимание на медлительных детей.

Необходимо избегать крайностей, когда за ребенка все делают взрослые либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Нужно постепенно, без спешки и недовольства учить ребенка выполнять все необходимые действия. Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук. Особенно важны эти занятия до школы.

Планируя занятия, нужно стараться сделать их комплексными, уделяя одновременно внимание разным сторонам развития. При обучении ребенка каким-либо новым двигательным действиям необходимо:

· четко сформулировать двигательную задачу (цель действия);

· составить план выполнения движения;

· выделить ключевые (опорные) точки движения;

· определить ориентиры для контроля и коррекции.

При создании необходимых условий, с учетом особенностей деятельности медлительного ребенка и, главное, при работе в оптимальном для него темпе качество и точность работы могут быть очень высокими.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.