Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.







Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются харак­теристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показа­телем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мыш­ления.

Кроме того, в исследованиях обнаружено, что к стар­шему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой об­щественно выработанных сенсорных эталонов, овладева­ют некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возмож­ность ребенку дифференцированно воспринимать, анали­зировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выраже­ния «если, то», «потому что», «поэтому» и т. п., его бытовые рассуждения вполне логичны. Зачатки логического мышления проявляются и в способности классифициро­вать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями, к концу дошкольного возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» груп­пы: «мебель», «посуда», «одежда» и т.д.

Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные осо­бенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обу­чению в школе предполагает:

· дифференцированное восприятие;

· аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, спо­собность воспроизвести образец);

· рациональный подход к действительности (ослабле­ние роли фантазии);

· логическое запоминание;

· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

· овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Интеллектуальная готовность является важной, но не единственной предпосылкой

· Личностная готовность ребенка к школе

Для самого человека личность выступает как его образ-Я, Я-концепция. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка.

Определяющую роль в личностной составляющей пси­хологической готовности к школе играет мотивация до­школьника. Большое внимание роли мотивационной сфе­ры в формировании личности ребенка было уделено в тео­ретических работах Л.И. Божович. С этих же позиций рас­сматривалась психологическая готовность к школе, т.е. наи­более важным признавался мотивационный план. Были вы­делены две группы мотивов учения:

 

Личностная готовность также предполагает определен­ный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ре­бенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формиру­ется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произволь­ными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная ус­тойчивость, на фоне которой возможны и развитие и про­текание учебной деятельности.

 

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин и его со­трудники выделили следующие параметры:

· умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

· умение ориентироваться на заданную систему требо­ваний;

· умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

· умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически эти параметры и могут рассматриваться в качестве того нижнего уровня актуального развития произ­вольности, на который опирается обучение в первом классе.

Г.Г. Кравцов рассматривал проблему развития произ­вольности через ее соотношение с волей, подчеркивая, что направление развития личности ребенка к собственной индивидуальности «совпадает с расширением зоны собствен­ной свободы, способности сознательного управления своей психикой и поведением, то есть со становлением произ­вольности».

В этом случае можно сделать ряд практически значи­мых выводов, одним из которых является определение для каждого возрастного этапа развития ребенка ведущей дея­тельности в зависимости от вида и уровня произвольности его психической активности.

При этом уровни произвольности не формируются в ли­нейной последовательности, а имеют периоды «перекрытий».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.