Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Екатерина Романовна Дашкова.






Еще одна ярчайшая фигура того времени, являющаяся ярчайшим примером нового взгляда на мир, на положение женщины в обществе - Екатерина Романовна Дашкова (1743(44) – 1810). В истории русской культуры ей, несомненно, принадлежит роль значительная и, пожалуй, недооцененная. Жизнь этой незаурядной личности удивительна даже для своего времени, хотя в XVIII в. не такая уж редкость – неординарная человеческая судьба.

С 1783 по 1794 годы Дашкова стояла во главе двух Академий – Академии наук и Российской академии. Кем была эта женщина, более 11 лет руководившая крупнейшими научными учреждениями страны? Ей были даны многие дарования: она пишет статьи, стихи, мемуары. Является знатоком искусств, педагогом, филологом, редактором и журналистом, наконец, натуралистом и музыкантом. После смерти Дашковой остались ее «Записки» — важнейший источник биографических сведений о ней, ценный материал для того, чтобы составить представление о личности, нарисовать психологический портрет этой выдающейся женщины.

Дочь графа Р. И. Воронцова и М. И. Воронцовой (Сурминой) Дашкова была крестницей императрицы Елизаветы Петровны и ее племянника, будущего императора Петра III. Ее отец Роман Илларионович Воронцов - генерал-поручик и сенатор – детьми не интересовался и, рано потеряв мать, Дашкова была отдана на воспитание в семью своего дяди графа М. И. Воронцова, в ту пору вице-канцлера, а потом и великого канцлера.

Дашкова получила прекрасное домашнее образование. В 14 лет она заболела корью, и ее отправляют в деревню, где девушка находит обширную библиотеку и со всей страстью отдается чтению. С этого времени и до самых последних дней Дашкова привлечена к кругу больших проблем эпохи. Книги делают ее одной из самых образованнейших женщин своего времени. К 15 годам ее библиотека составляет около 900 томов.

В эти годы складывается характер этой незаурядной личности – она независима, самостоятельна, самолюбива, упряма, настойчива и доверчива.

Не смотря на то, что она не очень миловидна и грациозна, пятнадцатилетняя графиня Воронцова выходит замуж по большой любви. В своих «Записках» Дашкова вспоминает, как впервые увидела молодого красавца гвардейского офицера, имя которого ей суждено было прославить.

В Москве, где прошли первые годы счастливого замужества, Екатерина с грустью вспоминала свою венценосную подругу, тезку Екатерину (будущую императрицу Екатерину Великую). С первого знакомства они прониклись взаимной симпатией, выделили друг друга из довольно серой массы особ слабого пола. Ей было 15, а великой княгине вдвое больше, когда та, сопровождая императрицу Елизавету, заехавшую попить чайку к канцлеру Воронцову, впервые увидела девушку с умными глазами, поднявшую с пола ее веер. Вскоре между ними завязались доверительные, почти дружеские отношения. Дашкова горячо привязывается к Екатерине, ей очень импонирует образованность будущей императрицы, общность их увлечений писателями просветителями.

В 1761 году Дашковы возвращаются в столицу. Завершается царствование Елизаветы Петровны. Узнав, что дни императрицы сочтены, великий князь Петр решает завоевать популярность: он начинает срочно приближать к себе влиятельную придворную знать, прежде всего, гвардейских офицеров, так попадают в Петербург Дашковы. Но Дашкова не стремится скрыть неприязнь к своему крестному отцу - великому князю, которого помнит еще по дому дяди-канцлера. Она понимает, что с возвращением в Петербург домашняя жизнь для нее закончится, зато она получит возможность вновь видеться с великой княгиней, к которой, наряду с безграничным восхищением ее умом, испытывала и глубокую женскую жалость. Подруга страдала от глупости и деспотизма своего высокопоставленного мужа и часто рыдала на плече Дашковой, поверяя наперснице самые сокровенные свои чаяния. Курьезность ситуации заключалась еще и в том, что любовницей Петра III и, больше того, самым близким ему человеком была родная сестра Дашковой - Елизавета Воронцова.

В одну из декабрьских ночей 1761 года Дашкова, сильно простуженная, пробирается тайком в деревянный дворец на Мойке, проникает в апартаменты Екатерины и заверяет ее в своей преданности, уговаривая начать действовать. Дашкова наивно полагает, что Екатерина слушает ее советы, а ведь Екатерина давно уже «действует». 25 декабря 1761 года умирает Елизавета, 28 июля 1762 года свержен Петр III и на престол всходит Екатерина Великая. Роль Дашковой в этом перевороте гораздо меньшая, чем, судя по ее «Запискам», представлялась ей самой. Это роль скорее эффектная, чем значительная. В офицерском мундире, в лихо надвинутой треуголке, похожая на пятнадцатилетнего юношу - такой была Дашкова в самый незабываемый день ее жизни - 28 июня 1762 года. Свершилось то, о чем мечтали подруги, шептались, беспрестанно оглядываясь на двери, в зловещей тишине царских покоев.

Зачем Екатерине нужна была Дашкова? Екатерина была немкой, а Дашкова принадлежала к высшему кругу русской аристократии. Дочь сенатора, племянница канцлера, княгиня… Дружба с Дашковой укрепила в глазах многих позиции жены Петра III. На следующий день после переворота Дашкова узнает, что Екатерина ей не доверяла и действовала за ее спиной. Она узнает о роли в перевороте братьев Орловых.

Возвращение мужа из командировки, орден Святой Екатерины и 2400 рублей - вот награды Дашковой за верность и мужество.

Вскоре Дашкова потеряла маленького сына и горячо любимого мужа. До последнего вздоха княгиня считала смерть своего мужа катастрофой всей жизни, а ведь ей было всего двадцать два. Пятнадцать дней после получения известия о кончине мужа Дашкова находилась в состоянии комы. И лишь дети возвратили ее к реальности. Покойный муж поставил семью на грань полного разорения. Чтобы заплатить его многочисленные долги, Дашковой следовало продать землю, но ради будущего своих чад она отправилась в деревню и экономила на всем, живя в крайней бедности. За пять лет Екатерина Романовна полностью расплачивается с долгами. В 27 лет она выглядит на сорок, для нее, пылкой, увлекающейся, страстной больше не существует мужчин. Дашкова теперь методично изучает системы образования разных стран, поскольку подрастает ее сын. Она составляет для него обширный список предметов, устанавливает сроки их изучения. Дашкова была свидетельницей педагогических начинаний Екатерины, в частности реформы школьного образования. Но задача «создать новую породу людей» довольно скоро перестала занимать императрицу, а для Дашковой эта задача осталась целью всей ее дальнейшей жизни.

В декабре 1769 г. Дашкова первый раз едет заграницу. Настал черед задуматься о карьере сына. Едет она под скромным именем госпожи Михалковой, это дает ей возможность не посещать иностранные царские дворы и соблюдать строжайшую экономию. В 1775 году она опять едет заграницу с целью продолжить образование сына и на 8 лет покидает родину. За это время Дашкова исколесила почти всю Европу: Ирландия, Шотландия, Англия, Бельгия, Франция, Италия. В числе ее друзей - выдающиеся люди своего времени: ученые Робертсон, Фергюссон, Блэк, Смит, математик Д'Аламбер, актер Гаррик, историк Рейналь, балетмейстер Гардель, скульпторы Гудон и Фальконе. Она встречается с французской, английской королевами, с польским, сардинским, неаполитанским королями, австрийским императором, беседует с Римским папой.

К возвращению Дашковой в Россию императрица отнеслась благосклонно. За границей княгиня приобрела славу одной из самых просвещенных женщин Европы. Ее принимали Дидро и Адам Смит, сам старик Вольтер, больной и дряхлый, сделал исключение для " северной медведицы". Царица не могла пренебречь мнением просвещенной Европы. В 37 лет Дашкова является членом Стокгольмской, Дублинской и Эрлангентской академий, Санкт-Петербургского Вольно-экономического общества, Филадельфийского философского, Берлинского общества любителей природы.

Однажды на балу бывшая подруга предложила Дашковой возглавить Академию наук. Дашкова согласилась. Зимним утром 1783 года княгиня упросила знаменитого математика Леонарда Эйлера представить ее уважаемым ученым мужам. Придирчивая академическая публика с первых минут увидела в Дашковой справедливого и мудрого директора. Почти за 12 лет своего президентства Екатерина Романовна восстановила академическое хозяйство. Дашкова построила новое здание Академии, и, хотя, по свидетельствам современников, она своим придирчивым характером попортила много крови архитектору Кваренги – создателю здания Академии наук - в памяти потомков Екатерина Романовна осталась заботливой попечительницей науки и просвещения.

А 30 октября 1783 года появился указ об учреждении Российской Академии и назначении Дашковой ее председателем. Именно Дашковой принадлежит идея организации Российской академии, она создает устав этого учреждения. Если Петербургская академия объединяла в основном представителей точных наук, то Российская академия была задумана как центр гуманитарных наук. Главная цель академии – составление русской грамматики и словаря русского языка, кроме того, она должна была продолжить исследования в области отечественной истории.

Дашковой удается объединить вокруг Академии весь цвет русской интеллигенции: писателей, образованных духовных лиц, государственных деятелей. Если в руководстве Петербургской академией проявлялся в основном административный талант Екатерины Романовны, то в руководстве Российской академией раскрылись ее творческие дарования. Дашкова принимает деятельное участие в составлении и издании «Словаря академии Российской словопроизводным порядком расположенного», кстати, этот словарь высоко ценил Пушкин.

В еще большей мере раскрылись таланты Дашковой, когда она приняла участие в издании журнала «Собеседник любителей российского слова». Покровительницей и деятельным соучастником журнала была Екатерина II. Однако главная роль в журнале принадлежала Дашковой. За два года существования издания Дашкова опубликовала в нем больше 10 статей, сплотила вокруг «Собеседника» многих талантливых литераторов: Фонвизин, Капнист, Богданович, Державин были авторами этого журнала. Лучшие произведения Державина: «К Фелице», «Видение Мурзы», «Бог», увидели свет в «Собеседнике».

Дашкову отличал взрывной, гневливый характер, она совершенно не умела лицемерить, что являлось необходимым при дворе Екатерины. Она спорит с генерал-прокурором Вяземским, не ладит с фаворитами императрицы, а главное, довольно решительно редактирует материалы, присылаемые Екатериной в «Собеседник», а иногда позволяет себе громко их критиковать. Начались гонения: Екатерина Романовна становится предметом грубых шуток и насмешек при дворе.

Чем выше всходила " президентская" звезда Дашковой, тем печальнее складывалась ее частная жизнь. Любящая мать не могла не замечать бездарности сына, и продвижение по службе давалось Павлу Дашкову лишь неусыпными хлопотами " президентши". Все же неурядицы с сыном были лишь " цветочками" по сравнению с теми проблемами, которые создавала Дашковой ее дочь Анастасия. Диву даешься, отчего у такой умной матери и красавца-отца появилась девочка странная, ограниченная, да к тому же с физическим недостатком - горбом. Властная, заботливая мать, Дашкова поторопилась выдать незавидную пятнадцатилетнюю невесту за меланхоличного, безвольного алкоголика Щербинина, который " купился" на богатство и знатность Дашковых. Муж, естественно, с первых же дней супружества пренебрег уродливой женой, уехал за границу, а Екатерина Романовна считала своим долгом опекать непутевую дочку, которую отличало мотовство, сумасбродство, скандальность. Дочь попадает под надзор полиции, под опеку. Дашкова ее вызволяет, выкупает, поручается… В конце концов разлад с дочерью превращается в полное неприятие. Доходит до того, что в своем завещании Дашкова лишает ее наследства и требует, чтобы дочь не пустили после смерти матери в дом для прощания с ней. От чужих людей она узнает о женитьбе сына на незнатной дочери приказчика.

Дашкова пыталась отвлечься от семейных проблем деятельностью в обеих академиях. Но там тоже ее ждали неприятности. Между императрицей и Дашковой произошел окончательный разрыв. Российская академия издавала альманах новых пьес «Российский феатр», из которого, главным образом, и черпался театральный репертуар. В этом альманахе была помещена пьеса покойного драматурга Княжнина трагедия «Вадим Новгородский», герой которой республиканец, представитель новгородского вече. В это время происходит революция во Франции, что приводит к резкой правительственной реакции на революционные призывы в России. Разгневанная Екатерина обрушивается на Дашкову. В 1794 году Екатерине Романовне дают разрешение на двухгодичный отпуск, который фактически является отставкой.

После смерти Екатерины II карьера Дашковой закончилась. Для Павла наша героиня была сподвижницей ненавистной матери, а значит, врагом нового самодержца. Как и многих соратников покойной императрицы, Дашкову сослали в глухую деревеньку, где в полном одиночестве ей надлежало доживать последние годы. Брошенная всеми, совсем одна, в бедности и запустении, среди крыс, ставших единственными собеседницами, закончила свою жизнь некогда известная всей Европе образованнейшая женщина своего времени. Екатерина Романовна Дашкова скончалась в 1810 году в возрасте 66 лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.