Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация как носитель организационной культуры






Организационная культура не существует в отрыве от организа­ции. Организация является носителем организационной культуры. Поэтому для более полного понимания ее сущности и содержания, необходимо рассмотреть, что такое организация, как она возникает, как устроена, как взаимодействует с внешней средой, в каких орга­низационно-правовых формах она функционирует и развивается, как это сказывается на ее культуре.

Организация относится к классу социальных систем. Природа всех социальных процессов и систем носит двойственный объектив­но-субъективный характер. Основным элементом и главным орга­низатором этих процессов и систем является человек — носитель организационной культуры. Человек на протяжении всей жизни связан с организацией (детский сад, школа, институт, предприятие, театр и т.п.). В этих организациях люди проводят большую часть сво­его времени (учатся, работают, отдыхают и т.п.).

Коммерческие организации (предприятия) создают продукцию или оказывают услуги, потребляя которые человек живет и развива­ется.

Государственные учреждения (организации) определяют нормы и правила и контролируют их соблюдение, выполняют государствен­ные заказы, оказывают государственные услуги и т.п.

Общественные организации (партийные, профсоюзные и др.) являются средством выражения наших взглядов и интересов.

В конце XX в. организация стала универсальной формой общест­венной жизни. При этом она является общим понятием для всех ор-ганизационо-правовых форм коммерческих и некоммерческих ор­ганизаций (предприятий, компаний, учреждений, фондов и т.п.).


 

Наиболее общее представление об организации можно составить на основе следующих определений.


Основные признаки организации:

• наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;

• одна цель (желаемый конечный результат, который принимают как общий все члены данной группы);

• сознательная совместная деятельность.

Наиболее общие элементы, характерные для любой организации:

люди, работающие в данной организации;

цели, которых она желает достичь;

управление, которое приводит в движение ее ресурсный потен­циал для достижения целей.

Основными ресурсами организации являются персонал (челове­ческие ресурсы), капитал, материалы, технология, информация (рис. 3.1).

> Человек является основателем и основным ресурсом организации. Он же одновременно является носителем организационной куль­туры.

В 1980-е гг. одной из наиболее популярных теорий в рамках сис­темного подхода стала модель организации «7-С» («счастливый атом»), разработанная компанией Маккинси (авторы Р. Паскаль, Э. Атос и др.). «7-С» означает семь взаимосвязанных переменных в организации (рис. 3.2).

Из рисунка 3.2 видно, что в этой модели, как и в любой системе, все переменные организации связаны между собой. Изменение од­ной переменной приведет к изменению других и в целом, к измене­нию во всей организации.

Сущность ключевых ценностей организации в модели «7-С»:

• стратегия — комплексный план достижения миссии и целей ор­ганизации посредством обеспечения соответствия между органи­зацией и ее средой;

структура — внутреннее строение организации, определяющее место, права, обязанности и ответственность каждого работника подразделения;


совместные ценности — смысл и содержание основных направле­ний деятельности, целей и ценностей, которые организация до­водит до своих членов;

системы — процедуры и рутинные процессы, протекающие в ор­ганизации (контрольные системы, информационные и мотива-ционные системы);

стиль управления — способ, каким руководители управляют орга­низацией;

состав работников — ключевые группы персонала, охарактеризо­ванные по возрасту, полу, образованию;

сумма навыков — отличительные компетенции ключевых людей в организации.

> В модели «7-С» почти все ключевые элементы организации являют­ся также основными ценностями организационной культуры. Следо­вательно, организационная культура пронизывает все основные блоки организации и связывает ее в единое целое.

Усиление взаимосвязанности и переплетение всех сторон деятель­ности организации, в том числе производственной, финансовой, мар-

29 См.: Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. — М.: Прогресс, 1986. - С. 28.


кетинговой, социальной, привело к формированию в середине XX в. так называемого системного подхода к организации.

В соответствии с системным подходом элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В результате изменения в одном из них неизбежно обусловливают изменения в остальных, а в конеч­ном счете — во всей организации. Это требует комплексного реше­ния любых ее проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных.

Системный подход предполагает рассматривать организацию как систему.

Все организации являются социотехническими системами, так как в них наряду с техникой работают люди. Как и в биологическом организме, в организации все ее части взаимосвязаны.

Системный подход предполагает также рассмотрение организа­ции в виде открытой системы, которая характеризуется взаимодей­ствием с внешней средой [1, с. 23] (рис. 3.3).

Основными составляющими организации как открытой системы являются: входы, процесс преобразования входов, выходы.


Вход — потоки информации, материалов, энергии и т.п., посту­пающие из внешней среды в организацию.

Процесс преобразования входов — операции и процессы произ­водства, снабжения, сбыта, подготовки кадров и т.п., которые воз­действуют на вход для достижения желаемого выхода.

Выход — продукты, услуги и другие результаты деятельности ор­ганизации.

Как на входе, так и на выходе на культуру организации оказывают влияние факторы внешней среды (поставщики, покупатели, конку­ренты, государственные органы и т.п.). Более подробно их влияние будет рассмотрено в четвертой главе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.