Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Овладение программным материалом по математике опирается на сенсорные знания






Овладение программным материалом по математике опирается на сенсорные знания. Ребенку с нарушенными зрительными функциями трудно определить форму, величину, пространственное расположение предметов, рассматривать движущиеся объекты. Нарушение бинокулярного и стереоскопического зрения усложняет и затрудняет практические действия, ориентацию в пространстве, овладение измерительными приемами. Медленнее в сравнении с нормально видящими детьми происходит усвоение отдельных измерений величины. Возникают сложности при овладении счетом последовательного ряда элементов множества, выполнении действий наложения и приложения элементов одного множества к элементам другого при сравнении их количества.

Для детей с нарушением зрения сенсорное воспитание является средством социальной адаптации. В связи с этим в программе усиливается акцент на обогащение, расширение чувственного опыта детей, что позволит избежать вербализма математических представлений, преодолеть характерное для детей со зрительной патологией отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного уровней мыслительной деятельности.

Формирование чувственно-практического опыта детей осуществляется за счет активного включения в процесс обучения сохранных анализаторов и речи. Полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию и обогащению представлений, формированию адекватных образов действительности. Поэтому особое внимание в программе уделено развитию сохранных анализаторов, активному обучению использованию их детьми при ориентировке в окружающей действительности, в практической деятельности. Делается акцент на обучение детей распознаванию различных признаков и свойств объектов реального мира. При этом разнообразие заболеваний и проявлений нарушений зрительного восприятия предполагает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в выполнении требований программы сенсорного воспитания (в группе первого года обучения) по усвоению сенсорных эталонов цвета.

Значительные трудности испытывают дети с нарушением зрения в зрительно-пространственной ориентации, что при отсутствии специальных условий обучения приводит к обедненности информации о пространстве. В связи с особой значимостью пространственных представлений в социальном благополучии детей с нарушением зрения, в программе значительно расширена тема «ориентировка в пространстве»

Важной составляющей занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения является развитие зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентации при активном упражнении зрительных функций. В зависимости от состояния зрения и периода лечебно-восстановительной работы подбор наглядно-иллюстративного материала, задания и способы их выполнения должны по возможности носить индивидуальный характер.

Эффективным методом обучения является использование на занятиях по математике элементов рисования, которое помогает активному упражнению зрительных функций (выделения, прослеживания, фиксации и др.), способствует закреплению навыков изобразительной деятельности и развитию зрительно-моторных координаций. Широко применяются контуры и трафареты в целях выработки зрительно-двигательного контроля в процессе рисования.

В зависимости от состава группы тифлопедагог готовит незрячих детей к восприятию материала на занятиях, осуществляя формирование у них навыков осязательного обследования предметов и выделения сенсорных свойств на коррекционных занятиях по развитию осязания. Счетный материал, который дается незрячим детям на занятиях по формированию математических представлений, должен быть хорошо им знаком, чтобы они не отвлекались на обследование предметов. Для изучения программного материала незрячими детьми используется объемная предметная наглядность, рельефные пособия, модели геометрических фигур, магнитные доски с намагниченными фигурами, природный материал (шишки, желуди, листья и т.п.).

Содержание программы структурно представлено следующими темами: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.