Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления






У детей с глубокими нарушениями зрения отмечается снижение уровня обобщенности и четкости, а также фрагментарность зрительных представлений. В процессе восприятия слабовидящие дошкольники нечетко дифференцируют основные признаки предметов, что может внести в образ ошибочное представление. Ошибочность формирования представлений является результатом фрагментарного, схематического и недостаточно полного, адекватного отражения окружающего мира.

Суженность чувственной сферы познания у детей с нарушением зрения теснейшим образом связана с недостаточной дифференциацией ими образов.

Схематизм, фрагментарность и другие неадекватные признаки, отраженные в представлениях, преодолеваются путем четкой организации процесса восприятия, развития наблюдательности и навыков обследования.

У слабовидящих дошкольников с низкой остротой зрения наблюдаются трудности формирования и сохранения представлений о форме, величине, пропорциях предметов и изображений. Темп формирования представлений при зрительном восприятии изображений замедлен. Сформированные представления – неполные, недостаточно четкие, расплывчатые, недифференцированные, а в некоторых случаях ошибочные и нестойкие. Отмечаются схематизм и вербализм представлений – словесное описание предметов и изображений без опоры на наглядные образцы.

Слуховые представления у слепых и слабовидящих детей формируется так же, как и у нормально видящих детей, на основе слухового восприятия, воспроизведения и продуктивного воображения. Формирование слуховых представлений у слепых и слабовидящих дошкольников имеет некоторое своеобразие, обусловленное полным или частичным выключением зрения. При полной сохранности слухового анализатора направленность при формировании представлений должна сосредоточиваться на обеспечении компенсации слепоты и устранении дефектов зрения. Так, во время освоения новых предметных действий и развития пространственно- двигательной ориентировки при опоре на слуховое восприятие можно сформировать различные представления. Важную роль в развитии слуховых представлений имеет процесс овладения предметной деятельностью с опорой на речь, на принятый ребенком мотив деятельности.

В процессе восприятия предметов на основе осязания и тактильной чувствительности у слепых и слабовидящих детей формируются представления о форме, объеме, размере и качестве предметов. В дошкольном возрасте у детей с нарушениями зрения задерживается развитие действий с предметами, например шнурование ботинок, пользование ложкой, ножницами, карандашом и т.д. Осязательное подражание детей взрослым при действии с предметами воссоздает образность предметного мира у слепых детей, а также обогащает их опыт для самостоятельного обучения предметным действиям. Развитие осязания и формирование бытовых навыков расширяют сферу действий слепого и слабовидящего ребенка, способствуют накоплению конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

При формировании представлений важно учитывать различные виды кожной чувствительности: тактильную и температурную, болевую и вибрационную. Использование всех видов кожной чувствительности расширяет и обогащает объем представлений, их образность. Знакомство детей с этими видами кожной чувствительности и формирование на их основе представлений имеет не только познавательное значение, но и важное значение для сохранения здоровья детей.

У слепых и слабовидящих детей, так же как и у нормально видящих, вкусовые представления возникают при воздействии пищи на разные чувствительные образования вкусового анализатора. Вкусовые представления формируются на основе вкусового восприятия, контраста и последовательного образа. Вкусовые представления подвержены индивидуальным колебаниям. При формировании вкусовых представлений дети должны знать о существовании четырех видов вкусовых веществ (горьких, кислых, сладких и соленых).

Обонятельные представления у детей с нарушением зрения играют важную роль в их жизнедеятельности. Они лучше дифференцируют запахи, точнее локализуют их источники и определяют направление, что имеет важное компенсаторное значение. Однако обоняние необходимо все время развивать с участием и помощью взрослых (родителей, воспитателей). Развитие обоняния слепых детей должно быть направлено на познание предметных качеств окружающей среды, на ориентировку и сигнальное узнавание вредных природных факторов. Каждый ребенок должен иметь четкие представления об основных запахах окружающего мира.

В процессе обучения и воспитания у детей происходит формирование, уточнение, расширение объема и обогащение представлений о предметах и явлениях действительности. Благодаря обучению на основе восприятия формируются более адекватные представления, расширяется и накапливается чувственный опыт, совершенствуются навыки поведения и активизируется мышление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.