Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка






ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ




СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………………………. стр. 2

Особенности психического развития детей дошкольного

возраста с нарушением зрения……………………………………………. стр. 7

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

I. Охрана здоровья и физическое развитие............................................ стр. 17

·Уход и организация жизни детей………………………………. стр. 17

Офтальмо-гигиенические рекомендации к режиму дня и

организации условий для образовательной деятельности

детей с нарушением зрения........................................................ стр. 18

· Физическое воспитание…………………………………………стр. 33

II. Познавательное развитие

· Развитие речи…………………………………………………....стр. 66

· Ознакомление с детской художественной литературой……...стр. 93

· Государственный язык ……………………………………… стр. 108

· Ознакомление с окружающим миром………………………...стр. 113

· Формирование элементарных математических

представлений………………………………………………….стр. 147

· Сенсорное воспитание…………………………………………стр. 160

· Конструирование……………………………………………….стр. 162

III. Развитие детей в игровой форме …………………………………..стр. 173

IV. Социально-личностное развитие ………………………………….стр. 192

V. Художественно-эстетическое развитие и трудовое воспитание

· Изобразительное искусство……………………………………стр. 209

· Музыкально-ритмическое воспитание......................................стр. 238

· Трудовое воспитание…………………………………………..стр. 260

СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

· Развитие зрительного восприятия…………………………….стр. 272

· Развитие осязания и мелкой моторики……………………….стр. 291

· Ориентировка в пространстве…………………………………стр. 297

· Социально-бытовая ориентировка……………………………стр. 312

· Коррекционно-логопедическая работа……………………… стр. 324

· Лечебная физкультура…………………………………………стр. 336

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

· Взаимодействие с родителями……………………………… стр. 348

· Коррекционно-развивающая среда………………………… стр. 351

· Профессиональная компетентность педагога………………стр. 354

ПРИЛОЖЕНИЕ

· Приложение 1. Базисный учебный план специальных (коррекционных) дошкольных организаций для детей

с нарушением зрения ………………………………………….стр. 356

· Приложение 2. Примерная общая сетка занятий тифлопеда-

гога на неделю………………………………………………….стр. 361

· Приложение 3. Коррекционно-развивающая среда…………стр. 362

· Приложение 4. Примерный перечень оборудования кабинета тифлопедагога…………………………………………………..стр. 396

· Приложение 5. Оборудование ортоптического кабинета……стр. 405

· Приложение 6. Карта тифлопедагогического обследования

ребенка………………………………………………………… стр. 407

· Приложение 7. Карта логопедического обследования ребенка………………………………………………………… стр.423

· Приложение 8. Медико-педагогические характеристики

зрительных возможностей детей при различной остроте

зрения……………………………………………………………стр.427

· Приложение 9. Офтальмоэргономические рекоменда-

ции, используемые в организации учебно-воспитательного

процесса…………………………………………………………стр.429

· Приложение 10. Глоссарий …………………………………… стр.434


Литература..................................................................................................стр.438

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Современный этап развития образования в Республике Казахстан ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию. Дошкольное образование должно стать исходной и полноправной ступенью целостной образовательной системы в социальном, организационном и содержательном отношении. Изменения в системе образования основываются на принципиально новом подходе к определению его содержания и управлению его процессом и реализуются в модели образования, ориентированного на результат. Стержневым направлением реформы дошкольного образования является личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, цель которого – обеспечить личностное становление ребенка. Признается самоценность личности ребенка, его неповторимая индивидуальность.

Обучение детей со специальными нуждами и потребностями включено в единую государственную систему образования Республики Казахстан. Среди них значительную категорию составляют дети с нарушениями зрения. Многообразие форм зрительной патологии и вызванных ею вторичных отклонений требуют создания условий для образовательной деятельности каждому ребенку, индивидуально-дифференцированного подхода с учетом его потребностей и резервных возможностей, ориентации содержания образования на психофизические особенности развития данной категории дошкольников.

Одной из форм создания таких условий являются специальные дошкольные организации для детей с нарушением зрения, в которых ребенок может получать интенсивное комплексное лечение в сочетании с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим коррекционно-воспитательную работу с учетом нарушений зрительного анализатора.

Реабилитация детей с патологией зрения приобретает особое значение в дошкольном возрасте. Ее эффективность в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей. Система медицинских, педагогических мероприятий направлена на ликвидацию патологических изменений, нарушающих ход развития детского организма, и стойкую компенсацию нарушенных функций, обеспечивающую адаптацию к условиям существования, физическую, психическую и социальную полноценность ребенка.

На данный момент в РК действуют следующие виды специальных дошкольных организаций для детей с нарушением зрения: незрячих (слепых) детей, слабовидящих детей и детей с амблиопией и косоглазием. В связи с изменением контингента детей с нарушением зрения комплектование специальных дошкольных организаций детьми по зрительному заболеванию и степени нарушения зрения, особенно в небольших населенных пунктах, часто оказывается невозможным. В большинстве таких учреждений организовано совместное обучение незрячих, слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием (при преобладании последней категории дошкольников). Это обстоятельство учитывалось при составлении программы.

Данная программа предназначена для педагогов, работающих в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения, а также в различных организациях образования, оказывающих помощь детям дошкольного возраста со зрительной патологией. Она ориентирована на разные зрительные возможности воспитанников, разные способы восприятия ими учебного материала и ориентации в пространстве.

При разработке программы учитывались современные требования социального развития Республики Казахстан; данные отечественных и зарубежных (российских) исследований в области воспитания и образования детей с нарушением зрения; результаты анализа существующих программно-методических документов по обучению и воспитанию данной категории дошкольников, достижения казахстанской системы дошкольного воспитания и обучения. Авторы опирались на опыт разработки ряда программ, в том числе Программы «Балбобек» (Алматы, 1999 г.) и Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения), разработанных Российской академией образования (Москва, 2003 г.), а также на опыт коррекционно-педагогической работы специальных дошкольных организаций для детей с нарушением зрения г. Алматы (№ 124 и № 216). При разработке программы учитывались требования Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан к обязательному минимуму содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей и базовые требования к развитию ребенка.

Целями дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением зрения являются:

· стабилизация всего хода психофизического развития ребенка и успешная подготовка к обучению в школе;

· приобретение детьми необходимого уровня социальной компетентности, формирование умения адаптироваться в социальной среде.

Основные задачи коррекционных дошкольных организаций для детей с нарушением зрения:

Ÿ обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного лечения, воспитания и образования детей с учетом особенностей их психофизического развития;

Ÿ развитие сохранных зрительных функций, возможное восстановление их до нормы у детей с амблиопией и косоглазием;

Ÿ коррекция вторичных отклонений, обусловленных зрительной патологией и другими нарушениями центральной нервной системы;

Ÿ формирование компенсаторных способов деятельности, обеспечивающих нормальное развитие ребенка в условиях сенсорной недостаточности, способствующих социальной адаптации и интеграции в общество;

Ÿ охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников.

Программа базируется на следующих принципах:

Ÿ Формирование и развитие личности ребенка в традиционных для него видах деятельности. Программа создавалась как программа развития и воспитания ребенка в наиболее близких и естественных для него видах деятельности (игре, общении, предметной, изобразительной, речевой), т.к. именно в них происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, социально-личностное, волевое развитие дошкольника.

Ÿ Учет специфических особенностей развития детей с нарушением зрения при отборе содержания программы. Данная программа соответствует требованиям к базовому содержанию дошкольных образовательных программ, определяемому Государственным общеобязательным стандартом Республики Казахстан. Вместе с тем ее содержание построено с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, которые проявляются в сфере восприятия, представлений, мышления, речи, движений, ориентировки в пространстве.

Ÿ Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, базирующееся на выявлении возможностей и потребностей каждого дошкольника с нарушением зрения. Данный принцип предусматривает вариативность заданий в рамках одного содержания, возможность реализации индивидуального подхода к дозированию учебной и физической нагрузки конкретного ребенка в зависимости от особенностей его развития, состояния зрения и здоровья, способов ориентации в познании окружающего мира.

Ÿ Органичное соединение диагностических, коррекционно-развивающих и образовательных стратегий. Важным условием реализации задач программы является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы. Содержание программы обеспечивает взаимосвязь и взаимопроникновение целей, задач, форм и методов в обучении, воспитании и коррекции отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения. Комплексный подход к реализации задач обеспечивается в программе межпредметными связями. Содержание занятий по разделам программы, программные требования к ним тесно взаимосвязаны между собой, что способствует более быстрому и прочному усвоению материала. В программе разграничены обязанности специалистов, ведущих коррекционные занятия, и воспитателей, а с другой стороны показана их тесная взаимосвязь. Это обеспечивает коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса специальной дошкольной организации, преемственность в обучении на коррекционных занятиях специалистов, общеобразовательных занятиях воспитателей и в свободное от занятий время; позволяет организовать обучение и воспитание детей, не допуская их перегрузки, не снижая образовательных стандартов.

Ÿ Максимальное слияние лечебно-офтальмологических и педагогических воздействий при отборе содержания программы. Одной из задач работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и развитии зрительных функций. Данный принцип предусматривает содержание работы по развитию зрительного восприятия, нарушенного зрения во всех видах детской деятельности, в том числе и на общеобразовательных занятиях. Он позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, а с другой – проводить лечебные воздействия без ущерба для учебно-воспитательной работы.

Ÿ Отражение специфики организации учебно-воспитательного процесса и методологической направленности содержания специального обучения и воспитания дошкольников со зрительной патологией. Возможность детей с нарушением зрения активно участвовать в жизни, быть адекватными и самостоятельными в различных бытовых и простейших социальных ситуациях в значительной степени обусловлена специальной работой, осуществляемой в дошкольной организации. Данная программа включает содержание специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в развитии детей. Характер и специфика познавательной деятельности детей с нарушением зрения предполагают также применение специальных методов обучения. Поэтому программа содержит краткое описание специальных условий обучения и методических особенностей работы в различных видах детской деятельности.

Ÿ Этнокультурная соотнесенность дошкольного образования. Программа составлена с учетом культурно-национальных, климатогеографических, экономических условий республики. Данный принцип предполагает ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Республики Казахстан; приобщение дошкольников к ее истории, культуре, социальной жизни, определенным этнокультурным условиям.

Ÿ Вариативность требований к уровню усвоения детьми программного материала, позволяющая ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе. Программа содержит дифференцированные требования к уровню усвоения детьми программного материала, что предоставляет ребенку возможность развиваться в соответствии с индивидуальными потенциальными возможностями и способностями и предыдущей подготовкой. Дифференцированные показатели усвоения программы помогут педагогам прослеживать динамику развития ребенка, определять зоны его актуального и ближайшего развития, проектировать индивидуально-подгрупповую работу с детьми.

Ÿ Обеспечение условий для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования. Решение данной проблемы в программе обеспечивается за счет отбора содержания, адекватного как особенностям психофизического развития детей с нарушением зрения, так и базисным направлениям развития ребенка (художественно-эстетического, физического, когнитивного и др.). Основанием преемственности также является нацеленность содержания программы на формирование у будущих школьников качеств личности, необходимых для успешной учебной деятельности, - инициативности, самостоятельности, произвольности, познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности, а также таких психических процессов, как восприятие, представление, внимание, память и др. Все это в совокупности является важнейшей базой для систематического обучения в школе.

Содержание программы направлено на решение не только образовательных и воспитательных задач, но и на восполнение недостатков развития детей с нарушением зрения, формирование у них специальных знаний, умений и навыков; оказание помощи в приобретении образовательных компетенций, которые служили бы им средством социальной защиты и способствовали наиболее полной самореализации.

Содержание обучения, воспитания и развития детей представлено по годам обучения, что позволяет реализовать принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком:

1 год обучения – дети от 2-х лет и до момента овладения учебным материалом;

2 год обучения – дети от 3-х лет и до момента овладения учебным материалом;

3 год обучения – дети от 4-х лет и до момента овладения учебным материалом;

4 год обучения – дети от 5-ти лет и до момента овладения учебным материалом;

5 год обучения – дети от 6 лет и до момента овладения учебным материалом.

Ребенок имеет возможность посещать дошкольную организацию до 7-8 лет, по мере готовности к школьному обучению.

Программа состоит из двух частей: «Воспитательно-образовательная деятельность в дошкольной организации» и «Специальная коррекционная работа в дошкольной организации». Первая часть включает содержание и задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, которые располагаются по базисным направлениям развития ребенка.

Вторая часть содержит программы, которыми руководствуются специалисты (тифлопедагог, логопед, инструктор по лечебной физкультуре) для организации и планирования специальных занятий, направленных на коррекцию отклонений в психофизическом развитии детей. Содержание программы «Коррекция нарушений речи» построено с учетом специфики речевого становления детей с нарушением зрения. Все коррекционные занятия носят индивидуально-дифференцированный характер, в зависимости от потребностей в них ребенка. Они проводятся в тесной взаимосвязи с воспитательно-образовательным процессом, что обеспечивает возможность эффективного усвоения детьми программного материала, способствует ликвидации отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы, личностных качеств.

Каждый раздел программы предваряется пояснительной запиской, включающей описание сложностей, возникающих у детей со зрительной патологией при овладении данным видом деятельности, специальных условий обучения, методических особенностей работы.

Программа не задает жесткого конкретного содержания, расписанного поквартально, что предоставляет педагогам возможность проявлять творческую инициативу, найти дифференцированное содержание воспитания и образования детей в зависимости от их возможностей и уровня развития.

Программа содержит краткую характеристику особенностей психического развития дошкольников с нарушением зрения и их потенциальных возможностей, что поможет воспитателям ясно видеть перспективу развития ребенка, гибко реагировать на его индивидуальные особенности, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.