Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие






При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частично видящих или полное прекращение восприятие у детей с полной потерей зрительных ощущений.

У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов, замедленность обзора, пропуск деталей изображения. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими детьми рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами. У детей с нарушением зрения отмечается снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний. Замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия наблюдаются при овладении навыками чтения и письма.

Наиболее значительные нарушения зрительного восприятия установлены при остроте зрения 0, 2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве.

Среди слабовидящих дошкольников выделяются дети с суженным полем зрения, что осложняет им восприятие и опознавание предметов. Дети с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них возникает соскальзывание с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации.

У слабовидящих детей наблюдается также нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающей функции, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие движения предметов, а также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний.

У значительного числа слабовидящих детей наблюдаются нарушения цветового зрения. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Разнообразие нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создании условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования (фломастеров, подсветов, свето- и цветорегулируемых осветителей и др.).

Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих детей при ориентации в пространстве и движении. Слепой ребенок учится использовать звуковые признаки предметов, голос родителей для ориентировки, узнавания и формирования образов окружающего его мира. Тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия у слепых детей формируется в младшем дошкольном возрасте. В тоже время соотносимость звуков с предметностью восприятия в раннем возрасте еще низка по сравнению с восприятием детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Таким образом, слуховое восприятие у слепых и слабовидящих детей является важным средством психического развития, его необходимо оберегать и развивать.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих детей имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения.

В результате специального обучения у слепых детей может в совершенстве развиться осязательное восприятие пространственных признаков (форма, величина и др.) и пространственных отношений. Так, под влиянием обучения они легко дифференцируют и опознают предметы круглой или овальной формы, а также прямоугольной или квадратной. Несколько труднее они дифференцируют и опознают предметы сложной геометрической конфигурации (игрушки, предметы быта и др.). Значительные сложности для восприятия представляют динамические изменения в форме, размерах, взаимоотношениях частей объектов.

В условиях обучения осязательное восприятие у слепых детей развивается, становится более тонким и расчлененным, что позволяет им при приближенных оценках величины и размеров пользоваться своеобразным осязательным «глазомером».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.