Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Января — 115 лет со дня рождения Ромма Михаила Ильича






(1901—1971)

РОММ Михаил Ильич — кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1950), заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Член Союза кинематографистов СССР.

Родился в Иркутске, куда за участие в революционной деятельности был сослан его отец, врач по профессии.

До пяти лет Михаил Ромм вместе с родителями жил в Бурятии, недалеко от города Верхнеудинска. После окончания ссылки семья переехала в Вильно, родной город отца. С 9 лет жил в Москве.

В 1917 окончил гимназию и поступил во 2-е Государственные свободные художественные мастерские (ранее — МУЖВЗ), но учился там недолго. Осенью 1918 он в составе продовольственной экспедиции выехал в Ефремовский уезд Тульской губернии. Год служил продовольственным агентом, реквизируя излишки хлеба у крестьян в Тульской и Орловской губерниях.

В 1920 Михаил Ромм был мобилизован в Красную армию, где до 1921 служил в телефонно-телеграфном дивизионе связистом. Затем был инспектором Особой комиссии по вопросам численности Красной армии и флота при Полевом штабе Реввоенсовета Республики (РВСР).

После демобилизации поступил на факультет скульптуры московского ВХУТЕИНа, где занимался в мастерской А. С. Голубкиной. В 1922—1923 посещал мастерскую Л. В. Кулешова. Окончив ВХУТЕИН в 1925, М. Ромм, помимо занятия скульптурой, сочинял стихи, переводил произведения французских классиков — письма Г. Флобера, рассказы Г. де Мопассана, романы Э. Золя. Писал детские и исторические романы, повести, новеллы, газетные очерки, пробовал свои силы в театре, работал в газете. В 1928—1930 был внештатным научным сотрудником по вопросам кино в Институте методов внешкольной работы.

В кино пришел под влиянием С. М. Эйзенштейна. С 1929 начал работать по договорам как сценарист. Им было написано ок. 10 сценариев, из которых несколько были приняты к постановке. В 1931 по сценариям Михаила Ромма были поставлены фильмы «Реванш» и «Рядом с нами». В 1933 режиссер И. Пырьев по сценарию Михаила Ромма (написанного совместно с В. Гусевым) поставил фильм «Конвейер смерти».

В 1931 пришел на киностудию «Союзкино» (ныне — «Мосфильм»), где получил должность ассистента режиссера, а в 1933 — режиссера-постановщика.

В 1933 он приступил к работе над своей первой кинолентой «Пышка». С этой картины началось сотрудничество М. Ромма с оператором Борисом Волчеком; в ней дебютировали такие звезды отечественного кино, как Фаина Раневская и Татьяна Окуневская. В 1936 режиссер снял приключенческий фильм «Тринадцать».

В 1937 и 1939 вышли на экраны фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (сценарий А. Каплера), в которых главную роль вождя большевиков сыграл Борис Щукин. После официального признания «ленинианы» Михаил Ромм вошел в число ведущих советских кинорежиссеров.

В последующие годы режиссер поставил фильмы: «Мечта» (1941), «Человек № 217» (1944), «Русский вопрос» (1947), «Секретная миссия» (1950), дилогию «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Убийство на улице Данте» (1956), «Девять дней одного года» (1961).

Последней работой Михаила Ромма стал документально-публицистический фильм о Третьем рейхе «Обыкновенный фашизм» (1965), в котором режиссер обратился к художественному исследованию феномена массового психоза как социально-психологической основы, удерживающей тоталитарные режимы. Поскольку фильм был действительно исследованием, он целиком монтировался из документальных кадров кинохроники. Авторский текст читал сам режиссер.

Михаил Ильич задумал еще один хроникально-документальный фильм «Мир сегодня», но завершить его не успел. Фильм заканчивали Элем Климов, Герман Лавров и Марлен Хуциев. На экраны он вышел в 1972 под названием «И все-таки я верю».

С 1938 Михаил Ромм преподавал на операторском и сценарном факультетах ВГИКа, с 1949 (с перерывами) руководил актерско-режиссерской мастерской ВГИКа (с 1958 профессор). Читал также лекции на Высших сценарных курсах.

Многие из учеников Ромма стали широко известными кинорежиссерами: Григорий Чухрай, Андрей Тарковский, Реваз Чхеидзе, Георгий Данелия, Глеб Панфилов, Владимир Басов, Василий Шукшин, Динара Асанова, Никита Михалков, Александр Митта, Тенгиз Абуладзе, Игорь Таланкин и др.

В 1940—1943 М. Ромм был художественным руководителем Государственного управления по производству фильмов. По его инициативе был создан первый в мире Театр-студия киноактера, в котором он в 1942—1947 был художественным руководителем и режиссером. Возглавлял также производственное отделение «Мосфильма». В 1945—1946 входил в Большой художественный совет по делам кинематографии при ЦК ВКП(б).

Автор книг и статей по вопросам киноискусства.

Лауреат Госпремии СССР (1941, 1946, 1948, 1949, 1951), Госпремии РСФСР (1966). Обладатель приза Венецианского МКФ (1935) за фильм «Пышка», Большой международной премии Ассоциации авторов фильмов за лучшую режиссуру МКФ в Канне (1946) за фильм «Человек № 217», Международной премии мира МКФ в Марианске-Лазне (1948) за фильм «Русский вопрос», почетного диплома МКФ в Виши (1954) за фильм «Адмирал Ушаков», приза «Хрустальный глобус» МКФ в Карловых Варах, почетного диплома МКФ в Сан-Франциско, главной премии МКФ трудящихся в ЧССР, приза критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (все — 1962), почетного диплома МКФ в Мельбурне (1965) за фильм «Девять дней одного года», специального высшего приза и премии кинокритиков МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1965), специального приза жюри ВКФ (1966) за фильм «Обыкновенный фашизм».

Награжден орденами Ленина (1938, 1967), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1961), медалями.

Михаил Ильич Ромм скончался 1 ноября 1971. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Литература:

 

1. Быков Р. А. Роммовцы // Октябрь. — 1994. — № 5. — C. 108—113. — Воспоминания о М. И. Ромме.

2. Зак М. Е. Михаил Ромм и его фильмы / Марк Зак. — Москва: Искусство, 1988. — 303, [2] с.: ил.

3. Мой режиссер Ромм: [сборник / сост. И. Г. Германова, Н. Б. Кузьмина]. — Москва: Искусство, 1993. — 463, [1] с.: ил.

4. Окуневская Т. К. Татьянин день / Татьяна Окуневская. — Москва: ПРОЗАиК, 2009. — 559 с., [12] л. ил., портр. — Из содерж.: Михаил Ромм.

5. Плятт Р. Я. Михаил Ромм // Плятт Р. Я. Без эпилога: [мемуары] / Ростислав Плятт; [под ред. Б. Поюровского]. — Москва, 2008. — С. 134—140.

6. Рогова В. И. Сложение экранного образа в творчестве Михаила Ромма-документалиста // Искусствознание. — 2011. — № 3/4. — С. 473—502.

7. Михаил Ромм. Как в кино: устные рассказы: [дубль-2] / [сост. Я. И. Гройсман]. — Нижний Новгород: Деком, 2014. — 300 с., [12] л. ил., портр.

8. Смирнова Л. Н. Моя любовь / Лидия Смирнова; лит. запись Г. А. Скороходов, И. А. Сидорова. — Москва: ПРОЗАиК, 2009. — 413 с., [16] л. ил., портр. — (Мой 20 век). — Из содерж.: Михаил Ромм.

9. Туровская М. И. Михаил Ромм, или Тридцать лет спустя...: воспоминания // Кинограф. — 1999. — № 6. — C. 140—154.

10. Файт А. А. Михаил Ромм (годы 1933—1937) // Файт А. А. Раб волшебной лампы / Андрей Файт. — Москва, 2010. — С. 133—154.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.