Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Января — 125 лет со дня рождения Голованова Николая Семеновича






(1891—1953)

ГОЛОВАНОВ Николай Семенович — дирижер, композитор, пианист. Народный артист СССР (1948). Доктор искусствоведения (1943).

Родился в Москве в семье выходцев из крестьянского сословия.

С 1900 учился в Московском синодальном училище церковного пения, где его наставниками были известные хоровые дирижеры В. С. Орлов, А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин. Благодаря исключительной работоспособности и сильному характеру сразу же выдвинулся в первые ряды учеников. На последних курсах училища, в возрасте 17—18 лет, уже руководил хором Марфо-Мариинской обители. Окончив училище в 1909 со званием регента 1-го разряда, преподавал в нем до 1918; был также помощником регента (дирижером) Синодального хора за службами в Успенском соборе Московского Кремля.

В 1914 окончил с малой золотой медалью Московскую консерваторию по классу композиции С. Н. Василенко и М. М. Ипполитова-Иванова.

В 1915 Николай Голованов начал работу в Большом театре с должности помощника хормейстера. В 1919 состоялся дирижерский дебют — под его управлением шла опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Независимый характер и крутой нрав, которые были свойственны дирижеру, нередко осложняли ему жизнь, в т. ч. и в Большом театре. Дважды он покидал его и дважды возвращался. В 1919—1928 и 1930—1936 работал в качестве дирижера. В 1928 в связи со сфабрикованным делом о «головановщине», когда группа артистов во главе с парткомом обвинила Н. С. Голованова в попытках перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы, в противодействии постановкам советского оперного «новодела» и др., был уволен, в 1930 восстановлен, в 1936 вновь уволен. В 1948 вернулся в Большой театр, получив назначение на пост главного дирижера.

В Большом театре осуществил постановки опер: «Князь Игорь» А. П. Бородина (1920), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1921), «Ночь перед рождеством» (1923), «Майская ночь» (1926), «Псковитянка» (1931), «Золотой петушок» (1932), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1934) и «Садко» (1943) Н. А. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» (1925), «Борис Годунов» (1948) и «Хованщина» (1950) М. П. Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1927), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1931), «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1936). Поставил здесь же оперетту «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха (1924, первая постановка на русской сцене) и балеты: «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1921), «Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер» Р. Вагнера), «Испанское каприччио» и «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (все — 1923).

В 1923 вместе с певцом и режиссером В. А. Лосским поставил знаменитый спектакль-капустник «Севильский цирюльник дыбом», пародировавший авангардную режиссуру, в частности, Вс. Мейерхольда. Все женские роли в спектакле исполняли мужчины, а мужские — женщины (А. В. Нежданова пела партию графа Альмавивы).

В 1919 совместно с К. С. Станиславским организовал Оперную студию при Большом театре, со временем трансформировавшуюся в Оперный театр им. К. С. Станиславского, музыкальным руководителем которого Николай Семенович стал в 1938.

В 1920-е годы был художественным руководителем камерных концертов в Большом зале Московской консерватории.

С конца 1920-х деятельность Н. С. Голованова была связана с Московской филармонией и Московским радиоцентром, где он в 1929 создал и в 1930 возглавил Оперный радиотеатр. В 1937 стал художественным руководителем и главным дирижером Оркестра Всесоюзного радио (с 1958 — Большой симфонический оркестр ЦТ и Всесоюзного радио, с 1991 — Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского). Именно под его руководством оркестр выдвинулся в число лучших музыкальных коллективов страны.

Выступал также с Государственным оркестром народных инструментов СССР (1936—1947), с Государственным духовым оркестром СССР (1937—1940) и др.

Свою главную задачу дирижер видел в пропаганде и всемерном распространении русской классической музыки. В программах его симфонических вечеров чаще всего встречались имена П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, И. С. Глазунова, С. В. Рахманинова. Обращаясь к произведениям советской музыки, прежде всего искал в них преемственные черты по отношению к русской классике.

Под управлением оркестра Н. С. Голованова состоялись первые исполнения Всенощного бдения А. Т. Гречанинова, Пятой, Шестой, Двадцать второй, Двадцать третьей симфоний и «Приветственной увертюры» Н. Я. Мясковского, Второй симфонии Т. Н. Хренникова, Третьей симфонии С. В. Рахманинова.

Выступал и как пианист, в основном, в ансамбле со своей женой — певицей, солисткой Большого театра Антониной Васильевной Неждановой (1873—1950). Концертировал также с И. С. Козловским, М. О. Рейзеном, М. П. Максаковой, Н. Д. Шпиллер. Аккомпанировал знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан на ее московских концертах.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио.

Н. С. Голованов занимался и педагогической деятельностью: в 1925—1929 и 1943—1948 преподавал в Московской консерватории, где вел оперный и оркестровый классы. В числе его учеников — дирижеры Лео Гинзбург, Геннадий Рождественский, Борис Хайкин.

Композиторское наследие Николая Голованова включает одноактные оперы «Принцесса Юрата» и «Богатырский курган», две кантаты, симфонию, симфонические поэмы, увертюры, многочисленные романсы, обработки народных песен и др. Будучи глубоко религиозным человеком, сочинял также духовную музыку.

Лауреат Госпремии СССР (1946, 1949, 1950, 1951). Награжден орденами Ленина (1951), Трудового Красного Знамени (1937), медалями.

Скончался 28 августа 1953. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1969 в доме № 7 в Брюсовом переулке, где дирижер прожил более 18 лет, был создан мемориальный музей Н. С. Голованова.

 

Литература:

 

1. Ансимов Г. П. Звездные годы Большого / Георгий Ансимов. — Москва: ГИТИС, 2001. — 167, [1] с.: ил., портр. — Из содерж.: Н. С. Голованов.

2. Анчугова Т. В расцвете мировой славы // Культурно-просветительная работа. Встреча. — 2006. — № 8. — C. 18—20, 32—33: ил. — О деятельности Н. С. Голованова и оперной труппы Большого театра в послевоенные годы.

3. Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Москва. Музей-квартира Н. С. Голованова: [каталог / сост. и авт. текста: А. Наумов, О. Захарова]. — Москва: Белый город, 2007. — 63, [1] с.: ил. — (Сокровища русского искусства).

4. Ивашкин А. Голованов Николай Семенович // Большой театр. Великие имена: к 225-летию ГАБТа / ред.-сост. Н. А. Андреева. — Москва, 2001. — С. 46—57.

5. Кожинов В. В. О главной основе отечественной культуры // Кожинов В. В. Размышления об искусстве, литературе и истории / Вадим Кожинов. — Москва, 2001. — С. 703—723. — Из содерж.: Н. С. Голованов.

6. Лузанова А. Молитвенный отклик // Культурно-просветительная работа. Встреча. — 2002. — № 8. — C. 25—27. — О духовных сочинениях Н. С. Голованова.

7. Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866—2006: биографический энциклопедический словарь / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; [авт. идеи: Н. А. Миронова; редкол.: Е. С. Лотош и др.]. — Москва: Московская консерватория, 2007. — 665, [1] с.

8. Полторухин А. С. Духовная музыка Николая Семеновича Голованова // Музыкальная академия. — 2011. — № 3. — С. 37—45: ил.

9. Прибегина Г. А. Николай Семенович Голованов / Г. А. Прибегина; [предисл. Л. С. Сидельникова; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки]. — Москва: Музыка, 1990. — 140, [2] с.

10. Седельников Г. С. В поисках духовной энергии: к 120-летию со дня рождения Н. С. Голованова // Музыкальная жизнь. — 2011. — № 2. — C. 4—7: ил.

11. Соболев А. Ю. Некоторые особенности исполнения Шестой симфонии П. И. Чайковского на примере интерпретации Н. С. Голованова // Музыка и время. — 2014. — № 4. — С. 18—26.

12. Тимохин В. Николай Голованов: возрожденное наследие // Мелодия. — 2002. — № 4/5. — С. 24—25: ил.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.