Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фехнер густав теодор 2 страница






Одновременно с эфферентной командой нервной системы формируется афферентная модель, предвосхищающая параметры будущего результата, что позволяет в конце действия сличать это предсказание с истинными результатами. Предсказание результатов является универсальной функцией мозга, предупреждающей ошибочные действия, не соответствующие поставленной организмом цели и принятому решению. Формирование афферентной модели будущего результата – необходимое условие нормального функционирования дыхания, уровня кровяного давления, сложных поведенческих актов, совершаемых с различными целями. Все основные механизмы Ф. с. представляют собой физиологическое единство, и любой из них является необходимым в развертывании процессов Ф. с.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВ – изоморфизм второго порядка, при котором отношения между внутренними репрезентациями (образами) и объектом аналогичны отношениям между их физическими прототипами. Напр., мысленное вращение образа геометрической фигуры функционально эквивалентно реальному вращению этой фигуры (Р. Н. Шепард).

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА –см. Межполушарная организация психических процессов.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА – интеграция уровней активности различных физиологических систем, определяющая особенности осуществления деятельности. Ф. с. имеют тоническую составляющую – базовый уровень активности основных физиологических систем (общий обмен, гормональный статус, соотношение активности парасимпатического и симпатического отделов нервной системы) и фазические компоненты, формирующиеся при необходимости реализации определенных, функционально значимых видов деятельности.


Ф. с. характеризуются регулируемостью – потенциальной возможностью сонастрой-ки активности разных компонентов целостной системы (организма) в соответствии с внешними и внутренними требованиями. Эта характеристика определяется деятельностью Ц. н. с., Ф. с. которой – сложная многокомпонентная интеграция активности мотивационных, активационных, эмо-циогенных структур мозга. Активность этих составляющих может быть сбалансированной (оптимальный вариант) или проявляться не согласованно. Посредством регулирующих влияний Ц. н. с. осуществляется активное динамическое взаимодействие деятельности и Ф. с. о. Определяя параметры деятельности, Ф. с. о. само модулируется ее запросами. Ф. с. о. вне деятельности рассматривается как фоновое. В нем можно выделить состояния покоя (спокойное бодрствование) и оперативного покоя (мобилизационная готовность). Покой является отражением «образа мира» субъекта, глобальной точкой отсчета для возможных событий. Оперативный покой направлен на решение конкретной задачи, проявляется в избирательном повышении в будущем уровня активации задействованных систем до оптимальных (средних) значений. В процессе деятельности различают связанные с функциональным состоянием уровни работоспособности (умственной и физической), напряжения и степень утомления.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА – интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в физиологии и психофизиологии Ф. с. рассматривается как состояние органов, отдельных систем или организма в целом. В отличие от этого в эргономике, психологии труда и инженерной психологии Ф. с. анализируется на уровне работающего человека. Реализация психологического подхода к трактовке Ф. с. основывается на принципах системно-структурного анализа, в котором выделяются след, основные уровни представленности Ф. с.: поведенческий, психофизиологический, психологического обеспечения деятельности и субъективно-рефлексивный. В


соответствии с этим выделяются основные группы диагностических средств и методов, используемых для оценки Ф. с. Обобщенная характеристика Ф. с. дается на основе процедур интеграции разноуровневых показателей (процедуры распознавания образов, регрессионный анализ, корреляционный и факторный анализы, многомерное шкалирование и др.).

Классификации Ф. с. строятся на основе разных прагматических и содержательных критериев. Выделяют оптимальные и неоптимальные виды Ф. с., разрешенные и запрещенные, острые, хронические и пограничные, комфортные и дискомфортные. К числу основных классов Ф. с. относятся состояния оптимальной работоспособности (см.), утомление (см.), монотонна (см.), разные формы физиологического и психологического стресса (см.), экстре-мальные состояния. Разработка и использование методов оценки, прогнозирования и оптимизации Ф. с. является одним из ключевых моментов в проведении психологической работы в прикладных условиях.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕСТРОЙКИ – путь восстановления психических функций, предусматривающий перестройку функциональных систем (см.) в процессе направленного восстановительного обучения больных. Этот путь был разработан в годы второй мировой войны российскими психологами и физиологами (А. Р. Лурия, П. К. Анохиным, Б. Г. Ананьевым, Э. С. Бейн, А. В. Запорожцем, А. Н. Ле-онтьевьш, В. М. Коганом, М. С. Лебединским и др.) и успешно применен для восстановления больных после военных травм.

Ф. п. может быть внутри- или межсистемной. В первом случае восстановление идет путем смысловой перестройки нарушенной функциональной системы: перевода функции на высший произвольный уровень организации. Этот путь возможен, когда компоненты функциональной системы не выпадают полностью, а лишь начинают работать в условиях патологически измененной нейродинамики. При локальных поражениях мозга перестройка носит характер сложной межсистемной реорганизации и заключается в замещении выпавшего звена функциональной системы новым, который начинает играть соответствующую новую роль в реинтегрирован-ной системе.



Ф. п. совершается в процессе длительного восстановительного обучения, протекающего с максимальным привлечением сознания и лишь постепенно ведущего к автоматизации.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК-

структурная единица алфавита преобразований входной информации в кратковременной памяти. В терминах такого алфавита могут быть качественно описаны как элементарные, так и более сложные познавательные действия. Понятие блока используется в строго функциональном смысле дня выполнения аналитической задачи дробления познавательных действий и раскрытия их микроструктуры. Методами микроструктурного анализа выявляются различные Ф. б., каждый из которых выполняет одну (или иногда несколько) функцию по преобразованию предъявляемой информации. Выделен ряд Ф. б. или уровней переработки информации, которые потенциально могут участвовать и в формировании, и в преобразовании образной концептуальной модели объекта или ситуации. К числу таких блоков относятся: сенсорная и иконическая память, сканирование, буфер узнавания, формирование программ моторных инструкций, семантическая обработка невербализованных программ моторных инструкций, вербальное перекодирование, слуховая память. На основе качественного анализа определяется последовательность Ф. б.; выделяются блоки, расположенные параллельно, устанавливается распределение прямых и обратных связей между ними, характер преобразований информации, которые осуществляются в блоках; выделяются блоки, выполняющие по отношению к входной информации консервативные и динамические функции; наконец, определяются количественные характеристики отдельных блоков – время хранения и переработки информации, производительность и точность совершаемых преобразований. В результате строится модель Ф. б., которая 1арактеризует микроструктуру познавательных действий. Состав Ф. б. и операциональная структура преобразований информации в зрительной кратковременной памяти свидетельствуют о больших синтетических и аналитических возможностях зрительной системы.


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН – прижизненно складывающаяся ГИС1ГМП функций и реализующих их мор- файОППИКМИ гуосфятов. В психологическом илинг Ф it иилмстея медиатором, внутренним оносртдоишгмсм решения конкретных шдич и * пин1 лен i пи, мости индивида. Термин (и Помет широким, но менее строгом онредпшннн) ириднояшн А. А. Ухтомским.

ФУНКЦИЯ (от лш /тннчк... вершение, исполнение) – ошоншннв оПъ ектов, в котором изменению cor ionium и свойств одного из них соответствут тме нение другого или других. Ф. может рай сматриваться с точки зрения взаимосвязи объектов, явлений в границах целостного образования (строения, функционирования). При системном подходе понятие Ф. используется для определения направленного, избирательного воздействия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явлениями, их частями и свойствами. Проблема соотношения Ф. и структуры была обозначена еще Аристотелем, в научный оборот понятие Ф. было введено Г. В. Лейбницем и стало широко применяться в исследованиях при функциональном подходе. Э. Кассирером понятие Ф. использовалось для характеристики движения познания, его направленности на установление зависимостей между объектами, их воздействия друг на друга.

Ф. выступает как мера связности между отдельными элементами структуры или между структурами, которые входят в состав иерархического целого. Четко выраженные и устойчивые Ф. проявляются, как правило, только в высокоинтегрированных образованиях. Самостоятельное значение Ф. приобретает в рамках функциональной структуры, в которой элементами являются не объекты (вещи), а процессы функционирования, действия или операционные составляющие. Ф. рассматривается также в роли отдельного вида активности, как воздействие структуры – целостного строения с фиксированной внешней формой – на окружающую среду. В этой роли понятие Ф. тесно связано с понятием результирующей структуры, форму которой приобретают, например, организованные виды деятельности.


 


14 Психологический словарь.



X

ХАЛЛ КЛАРК ЛЕОНАРД (1884 – 1952) – американский психолог, автор «гипотетико-дедуктивной» концепции необихевиоризма. Как и другие представители необихевиоризма, напр. Э. Толмен, X. стремился ввести в схему классического бихевиоризма SR «промежуточные переменные». Таковыми выступили для него потребность (редукция потребности), потенциал реакции, сила навыка, цель и др. При этом X. стремился к строгости и точности в построении системы психологии, с чем связано широкое использование в его психологической системе методов естественных наук, особенно математики. Работы X. оказали значительное влияние на теоретические и экспериментальные исследования бихевиористской ориентации, особенно проблем мотивации поведения.

ХАРАКТЕР (от греч. character– черта, признак, примета, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

X. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений X. С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты X. Типичные X. являются продуктом общественно-исторических условий.

X. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный X. – это X. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным X подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо. Выделяют цельные и противоречивые X.


Цельные X. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому X. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре X. выделяют обычно две группы черт. К первой группе черт X. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности. В них можно выделить след, основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам X., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость. Ко второй группе черт X. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам X. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицательные черты –упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт X. выделяют сильные и слабые X. Слабохарактерность – отрицательное качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование X. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт X. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой X.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – одна из форм изучения индивидуальных особенностей ребенка или взрослого человека. Она содержит конкретные данные об изучаемом субъекте (его поведении, деятельности, особенностях личности, материалы, собираемые путем систематического наблюдения, проводимого в различных жизненных ситуациях).

X. п. может быть использована в качестве вспомогательного метода в различ- 1 ных исследованиях: психологическом, социологическом, педагогическом, медицинском и др. В этих случаях X. п. состав-



ляется в соответствии с той задачей, которая стоит перед данным исследованием. Поэтому такого рода характеристики часто отражают не все психологические особенности изучаемого, а лишь те, которые являются существенными для решения поставленной в исследовании задачи.

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ (от греч. charakter – примета, черта, признак и logos – наука, учение) – раздел психологии, задачей которого является описание типов характера, а также изучение его сущности, строения и развития.

ХАРЬКОВСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – группа психологов, работавших в 30-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде научных учреждений Харькова и развивавших идеи Л. С. Выготского в «деятельностном ключе» (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, П. И. Зинчен-ко, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, О. М. Концевая, К. Е. Хоменко и др.). Особенно большой разработке подверглась в X. п. ш. проблема «практическая деятельность и сознание». В теоретических, экспериментальных и практически ориентированных работах X. п. ш. развивались идеи о сознании как особой деятельности, включенной в практическую деятельность и «обслуживающей» ее; об идеальном отображении предмета деятельности в сознании, которое происходит поэтапно: сначала человек (ребенок) «действует понятийно» и лишь впоследствии начинает мыслить в понятиях, причем слово (речь) играет роль необходимого условия этого процесса; о психологическом различии между средством деятельности у животных и орудием деятельности у человека; о макроструктуре человеческой деятельности и соотносимой с ней структуре сознания; об особенностях различных психических процессов в зависимости от разного включения их в структуру деятельности; о возникновении психического отражения в ходе эволюции; об этапах развития психики и сознания и др. Работы X. п. ш. внесли значительный вклад в становление деятельностного подхода в психологии и в разработку теории деятельности А. Н. Леонтьева.

Вместе с тем история X. п. ш. и отношение ее исследований к идеям Л. С. Выготского представляют собой в известной степени «белое пятно» в историографии психологии. Некоторые работы X. п. ш. либо


публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (г. о. на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с возросшим интересом в мировой психологии к теории деятельности А. Н. Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его полноте.

ХОЛЕРИК –см. Темперамент.

ХОЛЛ СТЕНЛИ (1846 – 1924) – американский психолог, один из основателей педологии и американской экспериментальной психологии, автор работ по детской и педагогической психологии, в которых использовал результаты созданных им опросников детей различных возрастов. Впоследствии опросники X. были подвергнуты критике за субъективность (Т. Рибо), поскольку вопросы предполагали самонаблюдение детей над своим сознанием. Придерживался теории рекапитуляции, согласно которой ребенок в своем психическом развитии повторяет стадии развития психики человеческого рода. Очевидная биологизация психического развития детей в концепции X. была подвергнута справедливой критике в трудах специалистов по детской психологии последующего периода, в т. ч. Л. С. Выготского нД. Б. Элъконина.

ХОЛОТРОПИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ (от греч. holos – целый и tropos – направление, поворот) – теория и практика психотерапии и самоисследования, разработанная Станиславом и Кристиной Гроф. К др. методам глубинной психотерапии в измененном состоянии сознания (И. с с.) относятся: ребёфинг, вайвэйшн, интерактивная психотерапия, нейролинг-вистическое программирование, недирективный гипноз М. Эриксона и т. п.). Теоретической базой X. т. служит расширенная картография внутреннего пространства, полученная в результате психоделических исследований. Феноменологическое описание переживаний в И. с. с. включает четыре уровня человеческой психики и соответствующего им опыта: 1. Сенсорный опыт–сильные переживания, происходящие в любой сенсорной зоне, но лишенные какого-либо персонального символического смысла. Активизирующие образы могут не вскрывать бессознательного и не



иметь никакого психотерапевтического значения. 2. Психодинамический (биографический) опыт связан с важнейшими негативными и позитивными событиями жизни человека, несущими сильный эмоциональный заряд. На этом уровне при погружениях в И. с. с. может актуализироваться не решенный ранее конфликт, значимое приятное воспоминание, вытесненное из сознания и не интегрированное с ним, травмирующее переживание и т. п. 3. Перинатальный (добиографический) опыт состоит в переживаниях повторного биологического рождения, умирания и смерти, безысходности и удушья, мучительного чувства вины и греховности, сильных телесных и душевных мук, возрождения и спасения. 4. Трансперсональный (сверхбиографический) опыт включает переживания 1) временного расширения сознания, переживания предков, постин-карнационный опыт, филогенетический опыт и т. д.; 2) пространственного расширения сознания (идентификация с другими личностями, с животными, растениями, планетарное сознание и т. д.); 3) пространственного сужения сознания – до уровня отдельного органа; 4) ощущения иной реальности – архитипические переживания, восприятие сложных мифологических сюжетов, интуитивное понимание сакральных символов и т. д.

Практика X. т. включает интенсивное дыхание, побуждающую музыку и сфокусированную работу с телом. Возникающие при гипервентиляции И. с. с. обладают, с точки зрения С. Грефа, мощным целительным, трансформирующим и эволюционным потенциалом. Главная цель X. т. заключается в активизации бессознательного материала, разблокировании энергии, сдерживаемой в эмоциональных и психосоматических симптомах, и в обращении стационарного энергетического баланса в поток переживаний. Пациентам, переживающим возникающие образы из различных уровней картографии бессознательного, предлагается проследовать за потоком энергии и опыта, куда бы он ни вел, глубоко веря, что процесс сам найдет свой путь на благо пациента. Пациенту надо поддерживать определенную схему дыхания и полностью раскрыться всему, что бы ни происходило, – повторному проживанию событий жизни, столкновению с феноменами трансперсонального опыта и т. д. В таких «очищающих» переживаниях проис-


ходит спонтанная и самопроизвольная интеграция проявившегося материала с сознанием, которая приводит, с точки зрения С. Грофа, к глубокой трансформации личности за короткий срок. При этом пациент заканчивает процесс в полностью разрешившемся, релаксированном состоянии глубоко духовного характера или, по крайней мере, мистических оттенков. В X. т. иногда применяется сфокусированная работа тела, основной принцип которой – экстериоризация различных форм физического дискомфорта, связанных с эмоциональным дистрессом, при получении сигналов от движений тела пациента. Пациенту предлагают акцентуировать симптом, поощряют к полной отдаче возникающим ощущениям и эмоциям, к поискам способа их выражения (звуками, движениями, позами, гримасами). При этом терапевт для углубления и интенсификации процесса использует различные приемы из биоэнергетики, элементы роль-финга, полярного массажа и др. Другой важный аспект работы тела в X. т. – использование поддерживающего физического контакта. Погружения в И. с. с. являются мощным терапевтическим фактором, самопроизвольно и спонтанно уничтожающим невротический радикал в процессе самоинтеграции субъекта и интеграции его с миром. X. т. имеет не только психотерапевтическое значение, но и направление на самопознание, духовный рост личности.

ХОРНИ КАРЕН (1885 – 1952) -немецко-американский психолог, создательница одного из вариантов неофрейдизма. На основании большого клинического опыта работы с пациентами-невротиками в Германии (до 1932 г.) и в США X. пришла к выводу о несостоятельности классического психоанализа в понимании причин невротических расстройств (как известно, последний искал их в нарушении сексуального развития). Согласно X., неврозы развиваются из противоречий во взаимоотношениях людей, порождающих у индивида чувство «коренной тревоги» (тревожности, неуверенности, страха и т. п.). Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве, поскольку ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых и его «коренная тревога» при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви или, наобо-



рот, чрезмерные восхваления) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенность в себе, враждебно-боязливое отношение к миру и др.), которые очень сложно изменить впоследствии. При разрешении личностных конфликтов и в борьбе с негативными чувствами невротик, согласно X., следует трем основным «защитным» стратегиям поведения: 1) он стремится к другим людям; 2) бежит от людей, желая независимости; 3) идет против людей, агрессивен по отношению к ним. Работы X. оказали большое влияние на последующее развитие психологии личности, возрастной психологии и психотерапии.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА-

все цвета, за исключением белого, черного и всех оттенков серого (см. Цветовое зрение).

ХРОМАТОПСИЯ (от греч. chroma – цвет и opsis – зрение) – извращение цветовых ощущений. Виды X.: эритроп-сия – видение всего в красном свете, встречается при отравлении йодом, иногда при снежном ослеплении; ксантопсия – видение всего в желтом свете, проявляется при отравлении сантонином; цианопсия – видение всего в синем свете, наблюдается при отравлении некоторыми грибами.

ХРОНАКСИМЕТРИЯ (от греч. chronos – время, axta – цена, metron – мера) – совокупность методик изучения возбудимости тканей, органов и сложных систем организма, основанная на измерении минимального времени действия раздражителя удвоенной пороговой силы, которое вызывает физиологический эффект.

Ц

ЦВЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ -

цвета, которые при оптическом смешении вызывают ощущение ахроматического цвета (белого или серого). Ц. д. являются красный и голубовато-зеленый, синий и желтый и др. (см. Цветовое зрение).

ЦВЕТОВАЯ СЛЕПОТА – см. Цветовое зрение.


ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ – способность человека и некоторых животных различать электромагнитные излучения разных длин волн в пределах т. н. видимого спектра, т. е. приблизительно 369 – 760 нм. Примерное соотношение между длинами волн и цветами, им соответствующими: 687 – красный, 589 – оранжевый, 580 – желтый, 527 – зеленый, 486 – голубой, 430 – синий, 397 – фиолетовый. Основные характеристики любого цвета: тон, т. е. хроматичность; светлота – степень близости к белому; насыщенность – степень заметности цветового тона. Наш орган зрения не обладает способностью вычленять из суммарного цвета отдельные его спектральные составляющие, а видит один результирующий цвет, что отражается в законах смешения цветов.

Наибольшее количество фактов и закономерностей Ц. з. объясняет т. н. трехком-понентная теория Ц. з. Исходя из того, что любой цвет можно получить при смешении трех цветов, взятых в качестве основных, ее авторы считают, что в зрительном анализаторе имеются три вида рецептор-ных аппаратов; изолированное возбуждение одного из них давало бы ощущение насыщенного красного, второго – насыщенного зеленого, третьего – насыщенного синего. Обычно же свет действует на все эти аппараты, но в разной степени.

Аппаратом Ц. з. в сетчатке являются колбочки (см. Фоторецепторы). В сетчатке находятся три вида колбочек, каждый из которых реагирует избирательно на один из основных цветовых раздражителей. Для возникновения процессов Ц. з. нужно, чтобы свет поглощался зрительными пигментами, присущими каждому виду колбочек. Под действием реакции света в зрительных пигментах возникает фотохимическая реакция, дающая начало процессу возбуждения в нервных элементах сетчатки. Трехкомпонентная теория удовлетворительно объясняет не только многие закономерности нормального Ц. з., но и явления частичной цветовой слепоты: отсутствие цветовых ощущений в области красного конца спектра (протанопия), в зеленой его области (дейтеранопия) и в сине-фиолетовом конце (тританопия).

Аппаратом Ц. з. в высших отделах зрительного анализатора являются спектрально чувствительные нервные клетки, названные оппонентными, потому что они возбуждаются при действии одного из цве-



тов спектра и тормозятся при действии другого. Наиболее часто наблюдаются следующие комбинации входов: голубой с желтым, голубой с зеленым, зеленый с красным. Одна половина этих клеток возбуждается длинноволновым светом и тормозится коротковолновым, другая – наоборот. Т. о., в настоящее время принята т. н. стадийная теория Ц. з., которая предусматривает две стадии кодирования цветовой информации: трехкомпонентную на периферии и оппонентную в центральных отделах зрительного анализатора.

ЦВЕТОВОЕ ТЕЛО – пространственная модель (с соответствующим математическим представлением) всех цветов, которые можно получить по законам смешения, причем мерность пространства обычно бывает равна числу перцептивных характеристик цвета. Известны самые различные Ц. т. – от простого круга до ромбоэдрического тетраэдра. За стандартное Ц. т. в системе МКО-31 принято векторное пространство, заключенное между тремя косоугольными осями координат и ограниченное конической поверхностью, образованной векторами, исходящими из точки пересечения координат. Эти векторы соответствуют спектральным цветам и пурпурным, полученным при смешении красного цвета с синим. Все остальные цвета заключены внутри этой поверхности. Смешение цветов происходит по принципу сложения векторов, причем длина вектора определяет яркость данного цвета.

ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ –

общее название для ряда школ и направлений в психологии, предложивших и обосновавших целостный подход к анализу различных явлений человеческого сознания и поведения. К ним относят Лейпцигскую школу, гешталыппсихологию, школу К. Левина (см. Топологическая психология). Австрийскую школу, которая поставила проблему целостности в психологии, но осталась в основном на позициях элементариз-ма, следует рассматривать как непосредственную предшественницу Ц. п.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – свойство восприятия^состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого цело-


го в данный момент не могут быть наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована представителями гештальт-психологии – М. Вертгеймером, В. Кёле-ром и др. Однако в гештальтпсихологии Ц. в. выступила как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.