Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетическое развитие






(от греч. alsthesis – ощущение, понимание) – развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные.

Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художе-



ственной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения.

Э. р. начинается уже и раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости.

В младшем школьном возрасте основ ную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, ж-рают изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в Э. р. младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.

В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.

Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры.

ЭТОГРАММА (от греч. ethos – место жизни, образ жизни) – детальное, функционально систематизированное описание поведения животных в пространстве и времени.

ЭТОЛОГИЯ– наука о биологических основах и закономерностях поведения животных. Главное внимание уделяется видотипичным (генетически фиксированным) формам поведения, свойствен-


ным всем предстиниiслим данного пила (инстинктивное поведение). Однако, поскольку формы поведения, отражающие накопленный в процессе филогенеза видовой опыт, постоянно переплетаются с индивидуально изменчивыми формами поведения, этологические исследования простираются и на эту сферу.

И основе тгологического анализа (кау-IIIiii.iiiii о, функционального и филогенети-•114 к in ч) нежи! иглистый поведенческий нк! (I и сишцшм помдения), отражающий m.iioKvH' 1'inmib шшмрнции процессов ЖИ1МГ/1ГИ11ЧП.HOI III II ЯПНЯННЯ фяКЮ

ров среды ') кино (вампа i niiiiniMiuiii шей, фитологией иыпнН! нериннЙ п*я тельности и нсйрофншптинеИ Повит* ние животных клнссифицируои и И «ници зируегся этологами по функциональным основаниям, напр.: сон и покой, комфи|н ное поведение (очищение тела, куминнр в воде и песке, потягивание и т. п.), локомо ция (передвижение) и ориентация, игровая и манипуляционная активность, питание, защита и нападение, размножение, миграционная активность и др. Большое место в этологических исследованиях занимает изучение территориального и группового поведения животных (см. Этограмма)

ЭФЕБОФИЛИЯ – см. Гомосексуализм.

ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ, ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ, ЭФФЕКТ КРАЯ – см. Позиционная кривая,

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ – см. Афазия.

ЭХОЛАЛИЯ (от греч. ЪсНо– отражение звука и laleTJ –говорю)–автоматическое повторение чужих слов. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в т. ч. при имбецильности и резко выраженной де-бильности (см. Умственная отсталость). Э. встречается иногда и у нормально развивающихся детей, представляя собой один из ранних этапов становления их речи.

ЭХОПРАКСИЯ (от греч ЪсНо – отражение звука и praxis – действие) – подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей. Э. может проявляться в различных формах: чаще больной человек повто-


ряет только сравнительно элементарные движения, которые совершаются перед его глазами (напр., поднятие руки, хлопанье в ладоши). Одна из форм Э. – эхолшшя (см.).

Наиболее выраженная форма Э. наблюдается при шизофрении, но некоторые формы встречаются у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в частности при имбецилъности и резко выраженной дебильности (см. Олигофрения).

Ю

ЮМ ДАВИД (ДЕЙВИД) (1711 – 1776) – английский философ. Развивая идеи эмпирической психологии, основы которой были заложены Дж. Локком, Ю. выступал против признания существования души как субстанционального носителя сознания: существуют только впечатления и их бледные копии (идеи) как единицы сознания. Оба класса явлений сознания бывают простыми и сложными. Сложные явления образуются на основе суммации простых. Работа сознания, по Ю., подчиняется определенным общим закономерностям, которые действуют столь же непреложно, как и в естественных науках (течение мыслей, напр., происходит не через произвольное и случайное комбинирование мыслей, а по ассоциативным связям, приобретенным в прошлом опыте). Ю. выделял ассоциации по сходству (контрасту), по смежности в пространстве и времени, по причинности. Распространив принцип ассоциации на объяснение всех познавательных процессов, Ю. сыграл существенную роль в становлении ассоцианизма (см.) и развитии «естественнонаучной» парадигмы в психологии.

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (1875 – 1961) – щвейцарский психолог и психиатр. В 1906 – 1913 гг. тесно сотрудничал с 3. Фрейдом, но впоследствии отошел от него, создав свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию (см.). Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, позднеантичных и средневеко-


вых философов, алхимиков и т. п., Ю. приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека не только и не столько индивидуального, сколько коллективного бессознательного. По Ю., содержания коллективного бессознательного не приобретаются в прижизненном опыте субъекта – они существуют в душе уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков. Структура личности, по Ю., также существенно отличается от структуры личности в психоанализе Фрейда: Ю. выделяет в ней гораздо больше «инстанций» (см. Аналитическая психология). Ю. известен и своей типологией характеров. По Ю., существуют два основания для выделения психологических типов: экстравертная или интроверт-ная установка, с одной стороны, и преобладание в системе психологических функций индивида мышления, чувства, ощущения или интуиции, с другой. Ю. является автором одного из наиболее известных вариантов ассоциативного эксперимента (см.). Оказал значительное влияние не только на психологию (в Цюрихе в 1948 г. был создан институт Ю., а в 1958 – Международное общество аналитической психологии), но и на исследования по проблемам культуры, религии, мифологии, эстетики и др.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, Ю. в. был определен как 17 – 21 год для юношей и 16 – 20 лет для девушек. Психологи расходятся в определении воз-растнцх границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления {adolescence), содержанием которого является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12 – 14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юность как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14 – 18 лет. Чаще их сужают до 15 – 17 лет, и тогда Ю. в. оказывается фактически совпадающим со старшим школь-



ным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.

В Ю. в. в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.

Ю. в. – исторически наиболее поздно сформировавшийся период; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого Ю. в. не является полностью устоявшимся, люди 15 – 17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.

Психологическое изучение Ю. в. началось в конце XIX в. с описания юности представителей высших слоев общества. В результате в конце XIX – начале XX в. господствовала т. н. романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха «бури и натиска». Начиная с 20-х гг. XX в. ситуация резко изменилась: после работ Э. Шпрангера, М. М. Рубинштейна, М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих других становится невозможен анализ Ю. в. без учета этнокультурных и социокультурных различий.

Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в Ю. в. составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аф-


фективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка.

В Ю. в. психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпейси в его национальной форме (Э. Шпрангер); тем самым индивид становится ближе к историческому дню, чем когда бы то ни было (Э. Эриксон), и конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых).

Я

Я-КОНЦЕПЦИЯ – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменалистиче-ской (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э. Эриксона. Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (У) и Я-как-объект (Me).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда по аналогии с аттитюдом выделяют в ней три структурных элемента: 1) когнитивный – «образ Я» (характеризует содержание представлении о себе); 2) эмоционально-ценностный, аффективный (отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в системе самооценок (см.); 3) поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении). Я-к. – целостное образова-



ние, все компоненты которого, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Я-к. имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты.

Я-к. отличает сложное, уровневое строение, по-разному понимаемое разными авторами. Напр., Р. Берне представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные* модальности: а) реальное Я (представление о том, каким я хотел бы быть); б) зеркальное Я (представление о том, каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

В зависимости от того, на каком уровне – организма, социального индивида или личности – проявляется активность человека, в Я-к. выделяют 1) физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) социальные идентичности: половую, возрастную, этническую, гражданскую, социально-ролевую, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности и стремлением быть в этой общности; 3) дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации (В. В. Сто-лин). Существуют и другие варианты: 1) неосознанные, представленные только в переживании, установки по отношению к себе, 2) частные, парциальные самооценки, 3) относительно целостная Я-к., 4) Я-к. как часть системы ценностных ориентации личности (И. С. Кон) и др.

Кроме того, Я-к. описывается с точки зрения содержания и характера представлений о себе, сложности и дифференциро-ванности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также


внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени (Я-прошлое – Я-настоящее – Я-будущее) (М. Розен-берг, Е. Т. Соколова). Выделяются также динамическое Я (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «представляемое Я», «Я-маска», «фантастическое Я» и т. п. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» служит важным источником развития, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличносгных конфликтов и негативных переживаний.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-к.

Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения и тем самым на собственное становление.

Соотношение понятий Я-к. и самосознания (см.) точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к., в отличие от самосознания, как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

ЯЗЫК – система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; в собственном смысле Я. слов–социально-психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное. Одним из непосредственных естественных проявлений Я. выступает речь как звукословесное общение.


ПЕРСОНАЛИИ


МашШЧсм* щлр^ор™ к- МилльДж. Ст. **^

Адлер А. Ананьев Б. Г. Аристотель АхН.

Басов М. Я. Беркли Дж. Берн Э.

Бернштейн Н. А. Бехтерев В. М. Бине А.

Блонский П. П. Божович Л. И. Брентано Ф. Бэкон Ф. Бэн А. Бюлер К. Бюлер Ш.

В

Вертгеймер М.

Выготский Л. С.


I

Запорожец Л Н Зейгарник I». H ЗинченкоП. И.

К

КёлерВ. Келли Дж. Кондильяк Э. Б. Корнилов К. Н. Кюльпе О.

Л

Ламетри Ж. О. Леви-Брюль Л. Левин К. Лейбниц Г. В. Леонтьев А. Н. Локк Дж. Лурия А. Р.

М

Мейман Э.


Скиннср Б. Ф. ('мирном А, А. ('ппно'ш 1>.

Г

Теплом Ь М, Титчснер'). I», ТолмепО, Ч,

Узнадзе Д. Н. Уотсон Дж.

Ф

Фехнер Г. Т. Франки В.

Фромм Э.

X

ХаллК.Л. Холл С.


 


Гальперин П. Я. Гартли Д. Гельмгольц Г. Гербарт И. Ф. ГоббсТ.

д

емокрит Джемс У. Дильтей В.

Ж

Жане П.


Н

Нюттен Ж.

П

Павлов И. П. Пиаже Ж. Платон

Роджерс К. Р. Рубинштейн С. Л.

Сеченов И. М.


Челпанов Г. И.

Ш

Шпильрейн И. Н.

Э

Эббингауз Г. Эльконин Д. Б. Эренфельс X. Эриксон Э.

Ю

Юм Д.



СПИСОК АВТОРОВ


Авдеева Н. Н. Анцыферова Л. И. Арсеньев А. С. Асеев В. Г. Асмолов А. Г. Ахутина Т. В. Васина Е. 3. Бугрименко Е. А. Веклерова X. М. Величковский Б. М. Вилюнас В. К. Володин А. А. Вучетич Г. Г. Гаврилова Т. П. Галигузова Л. Н. Глозман Ж. М. Говоркова А. Ф. Годовикова Д. Б. Гордеева Н. Д. Гордон В. М. Гуревич К. М. Гурова Л. Л. Давыдов В. В. Дилигенский Г. Г. Дмитриева М. А. Додонов Б. И. Дружинин В. Н. Дубровина И. В. Дубровинская Н. В. Дьяченко О. М. Егорова М. С. Ениколопов С. Н. Ермолаева-Томина Л. Б. Ждан А. Н. Заваденко Н. Н. Забродин Ю. М. ЗавалишинаД. Н. Задорожнюк И. Е. Зараковский Г. М. Зимняя И. А. Зинченко В. П. ЗинченкоТ.П. Зыков С. А. Измайлов Ч. А. Ильина Г. Н. Ильясов И. И. Исенина Е. И. Калита Н. Г. Капица М. С. Катаева А. А. Климов Е. А.


Конопкин О. А. Корсакова Н. К. КринчикЕ. П. Кузнецова А. С. Кудрявцев В. Т. Лебединский В. В. ЛейтесН.С. Леонова А. Б. Леонтьев А. А. Леонтьев Д. А. Логвиненко А. Д. Лубовский В. И. Маркова А. К. Марютина Т. М. Матюшкин А. М. Мешкова Т. А. Мещеряков Б. Г. Мещерякова И. А. Мещерякова С. Ю. Микадзе Ю. В. Михайлов Ф. Т. Михалевская М. Б. Мозговой В. Д. Морозов А. С. Мунипов В. М. Мухина B.C. Мучник И. Б. Назаров А. И. Немов Р. С. Николаева В. В. Никольская О. С. Новоселова С. Л. Обухова Л. Ф. Орлов А. Б. Петренко В. Ф. Петровская Л. А. Петровский А. В. Поддьяков Н. Н. Подольский А. М. Поливанова К. Н. Поляков Ю. Ф. Прихожан A.M. Потапова А. Я. Пузырей А. А. Равич-Щербо И. В. Ратанова Т. А. Рождественская В. И. Розанова Т. В. Россохин А. В. Рояк А. А. Рубцов В. В.



ъаоуровн i i. Салмина 11. Г. Самохвалов» В. И Семенов В. В. Сергиенко С. К. Симонов П. В. Смирнова Е. О. Соколов Е. Н. Соколова Е. Е. Соколова Е. Т. Спиваковская А. С. Столин В. В. Стрелков Ю. К. Суворова В. В. Талызина Н. Ф. Толстых А. В. Толстых Н. Н.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.