Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни построения дви-жении – СМ. Построение движений.






УСВОЕНИЕ – процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности. Процесс У. начинается с момента рождения и разнообразными путями осуществляется в течение всей жизни человека, являясь основой развития его психики и поведения.

В настоящее время исторически сложились след, основные формы У. – непосредственно-эмоциональное общение, предмет-но-манипулятивная, игровая, учебная, общественно полезная и собственно трудовая деятельность. Этой последовательности соответствуют основные возрастные периоды жизни современного человека. Каждая форма У. связана с определенным общественно заданным содержанием, субъективное воспроизведение которого приводит к соответствующему уровню психического развития. Эти формы У. взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Напр., игровая деятельность, являющаяся главной формой У. в дошкольном детстве, в измененном виде существует и в более старших возрастах, сочетаясь с учением и трудом.

Для У. характерна след, особенность: оно осуществляется в процессе собственной деятельности индивида с предметами материальной и духовной культуры.

У. включает след, основные компоненты: 1) предметы культуры, воплощающие способности, знания, умения и навыки людей (содержание У.); 2) способы задания этих предметов, соответствующие определенной форме их У. (напр., игровой форме У. взаимоотношений людей соответствует их задание в виде ролей); 3) практическая и познавательная деятельность, адекватная деятельности, воплощенной в предметах культуры. Результаты У. выражаются в виде, с одной стороны, усвоенных челове-


ком знаний, умений и навыков, с другой – способностей, характеризующих определенный уровень психического развития, который служит предпосылкой У. более сложного содержания (напр., лишь достаточно развитые мотивация и способность воображения позволяют ребенку перейти от игровой деятельности к учебной).

Содержание усваиваемого, способ его объяснения, а также соответствующие им виды деятельности первоначально выступают перед человеком как внешние образцы (предметы обихода и приемы пользования ими; сюжет и роли игры; правила орфографических и математических действий; манера поведения и т. д.). Условия У. всегда создаются для данных индивидов другими людьми – родителями, воспитателем, учителем, коллективом сверстников, которые персонифицируют в себе общественный опыт. Лишь через общение индивид оказывается в ситуациях, требующих от него У. некоторого содержания в соответствующей форме. Поэтому У. всегда выступает как процесс интериоризации, т. е. воспроизводства в формах субъективной (внутренней) деятельности первоначально внешне заданных образцов общественного опыта и средств ориентации в нем. Разные стороны этой общей особенности У. являются объектом многих исследований в психологии (Я. Жане, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.).

На основе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми (комплекс оживления и т. д.) у младенцев формируются исходные ориентировочные и сенсомоторные (манипулятивные) действия. В сотрудничестве со взрослыми дети раннего преддошкольного возраста в процессе предметно-маннпулятивной деятельности усваивают общественно выработанные способы употребления вещей, предметно-орудийные операции (у детей складывается «практический», «сенсомотор-ный» интеллект). Для игровой деятельности характерен ряд приемов (принятие ребенком на себя роли взрослых людей, перенос значения действия е одного предмета на др. и т. д.), благодаря которым дети дошкольного возраста воспроизводят отношения взрослых. На этой основе происходит У. детьми общественного смысла действия, формируется стремление к общественно значимой и общественно оце-


ниваемой деятельности (прежде всего к учению). Младшие школьники в процессе учебной деятельности усваивают системы научных знаний, художественных образов, нравственных ценностей и правовых норм. У них формируются произвольность психических процессов, способность к действиям в умственном плане, основы теоретического мышления. В подростковом возрасте ведущей является общественно полезная деятельность, в которую вплетаются различные виды личного общения. Посредством их подростки воспроизводят и усваивают общие взаимоотношения взрослых, характерные для данного общества. Ориентация на них позволяет подросткам усваивать соответствующие нормы поведения и способы их оценки. В результате у них формируется личностный смысл жизни человека, его сознание, служащее предпосылкой для дальнейшей учебно-профессиональной и собственно трудовой деятельности. В труде человек не только использует ранее приобретенные знания, умения и навыки, но и продолжает усваивать как новые производственные умения, так и нормы гражданского поведения.

Каждой форме У. присущи особые закономерности. В настоящее время наиболее подробно изучены особенности У., происходящего в форме школьного обучения. Специфическим способом формирования учебной деятельности служат здесь учебные задачи, специально направляющие активность школьников на приобретение необходимых теоретических знаний и практических умений (в отличие, напр., от игры, где У. выступает как ее побочный продукт). Так, перед школьниками прямо ставятся учебные задачи по овладению понятием числа или некоторого физического закона. При решении этих задач у детей с помощью учителя формируется познавательная деятельность, адекватная той, которая осуществлялась людьми при создании понятий. Эта деятельность строится по внешним образцам и на дидактическом материале, представленном наглядно или через словесные описания. Учебная работа школьника состоит в практическом или мысленном расчленении материала на компоненты и в новом их объединении (анализ и синтез), в выделении существенных компонентов, в прослеживании их связей с внешними проявлениями объекта (абстракция и обобщение). Происходит целенаправленное мысленное создание


учащимися объекта изучаемых понятий. Внутри этой деятельности осуществляется запоминание его сторон, способов их связи, а также приемов применения в практических ситуациях. Основными звеньями У., протекающего в условиях решения учебной задачи, выступают предметная и мысленная работа с дидактическим материалом, запоминание (непроизвольное и произвольное) его содержания и последующее применение знаний на практике.

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС – временна^! связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. У. р. осуществляется высшими отделами мозга и основан на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в индивидуальном опыте животного и человека. Безусловные рефлексы в принципе одинаковы у всех представителей одного вида, а У. р. индивидуальны и бесконечно разнообразны. Термин «У. р.» был введен И. П. Павловым. Им на основе экспериментальных исследований сформулированы правила выработки У. р. и закономерности их проявления. Основное условие образования У. р. – совпадение во времени (однократное, но гораздо чаще многократное) индифферентного раздражителя с безусловным при некотором опережении первого. В результате индифферентный раздражитель начинает вызывать ответную реакцию, которую ранее он никогда не вызывал. Напр., если сочетать сигнал звонка или вспышку электролампы с кормлением животного, то он будет вызывать пищевую реакцию (слюноотделение, поворот головы, пробежка в сторону кормушки и т. п.), которую без сочетания никогда бы не вызывал. Характерная черта У. р. – их временный характер. Если основное условие выработки У. р. перестает соблюдаться и условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то временная связь тормозится, а У. р. исчезает. Это торможение, по И. П. Павлову, относится к «внутреннему условному торможению». Основная причина развития внутреннего торможения – неподкрепление условных раздражителей или их отдельных компонентов. Различают несколько видов внутреннего торможения: 1) угасательное, которое вырабатывается при однократном или многократном неподкреплении условного раздражителя; 2) дифференцировоч-ное – при неподкреплении одного из раз-

I



дражителей и продолжающемся подкреплении другого; 3) условное (в узком смысле), возникающее, когда ранее выработанный и продолжавший подкрепляться условный сигнал перестает получать подкрепление в сочетании с каким-либо новым агентом (называется также условным тормозом). Если подкрепление отодвигается во времени от действия сигнализирующего раздражителя, то развивается запаздывающее торможение, занимающее период между началом действия условного сигнала и отсроченным подкреплением.

Проявлением безусловного торможения служит внешнее и запредельное торможение. Внешнее торможение – подавление условнорефлекторной деятельности при действии экстрастимула, вызывающего ориентировочную реакцию, или при экстренном переключении нервной системы на более значимое событие. Запредельное торможение возникает в нервных клетках коры при воздействии очень сильными раздражителями. Основная его функция – препятствовать разрушению клеток под влиянием чрезвычайных по силе возбуждений. Поэтому запредельное торможение называется также охранительным.

Установлено, что на один и тот же раздражитель в неодинаковых условиях фазное время дня, освещение, разные экспериментальные камеры и т. п.) можно выработать разные У. р. Напр., если звук высотой 1000 Гц в одной камере подкреплять пищей, а в другой – раздражением лапы животного током, то в первой камере этот звук становится сигналом пищевого У. р., а во второй – оборонительного. Это явление получило название переключения У. р., или условнорефлекторного переключения.

В настоящее время принято различать классические и инструментальные У. р. Классические называют также У. р. первого типа, инструментальные – У. р. второго типа, или оперантными. В классических У. р., которые впервые были изучены в школе И. П. Павлова, ответная реакция повторяет, воспроизводит безусловную реакцию, вызываемую безусловным подкреплением. При выработке инструментальных У. р. животное или человек обучается в ответ на определенные раздражители производить соответствующие действия, которые либо обеспечивают получение подкрепления (пища, особь другого пола), либо избавляют их от действия болевых травмирующих агентов. К примеру,


в ответ на определенный сигнал или на обстановку, в которой производилось обучение, животное нажимает на рычаг, чтобы получить пищу или выбраться из клетки, через пол которой пропускается электрический ток.' Двигательная реакция является в этих случаях как бы средством, инструментом для получения подкрепления (отсюда и название – инструментальные У. р.).

УТОМЛЕНИЕ – временное снижение работоспособности (см.) под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида'и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. У. имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение производительности труда, скорости и качества работы), физиологическом (вегетативная декомпенсация, затруднение выработки условных связей, повышение инертности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных функций, сдвиги в эмоционально-мо-тивационной сфере) уровнях. Сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости.

Специфика проявлений У. зависит от вида нагрузки, локализации и продолжительности ее воздействия, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности. На этом основании выделяются различные виды У.: физическое и умственное, компенсируемое и некомпенсируемое, острое и хроническое и т. д. Выполнение работы в состоянии выраженного У. ведет к падению эффективности труда, снижению надежности деятельности (см.), истощению внутренних ресурсов человека. При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления У., возможно развитие пограничных и хронических состояний (астенический синдром, истощение, психосоматические заболевания). В связи с этим актуальны задачи своевременной диагностики и профилактики У. К последней относятся рациональная организация трудового процесса, оптимизация режима труда и отдыха, специализированная тренировка и обучение, использование различных средств повышения индивидуальной устойчивости к У., в частности методов психологической саморегуляции (см.).








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.