Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Одноголосие Полифония Гомофония
(монодия, от греч. (греч. poly –много, phonё- (греч. homos –равный) - monos –один и ode -пение) звук) – сочетание доста- ведущий голос с гармо- точно самостоятельных ническим сопровожде- Разновидность - развитых голосов. (По нием. усложненное одного– крылатому образному опре- Главенство вертикали лосие - изложение мело-.- делению – разговор уважаю- над горизонталью. дии парал. интервалами, щих себя и не перебивающих- аккордами (утолщенная ме- друг друга собеседников). Разновидность - лодия, мелодический пласт) (Условно) главенство гори- аккордово-гармони- зонтали над вертикалью. ческий склад – это ак- кордовая фактура при Два типа полифонии: отсутствии выразитель- контрастная (интонационно ного ведущего голоса. индивидуальные голоса),. имитационная (подражание), когда в голосах проводятся общие мелодические обороты. В народной музыке – подголосочная полифония, гетерофония (промежуточный склад между полифонией и усложненным одноголосием. См ниже с 50-51).
В произведениях инструментальной музыки (ф-но, в частности) гомофонного склада различают 4 типа фактурного преобразования гармонии (можно сказать, 4 типа гармонических фактур), (Ю.Тюлин. Краткий теор. курс гармонии. М., 1960): - гармоническая фигурация, - всевозможное арпеджирование. (Это фактура большинства лирических пьес, романсов). - ритмическая фигурация, - повторения аккордов в определенном ритме, обусловленным жанром (Шопен. Прелюдия e moll). - колористическое наслоение, - дублировка звуков аккорда (от 5-6 ти голосов в гармонической ткани до 16 ти (-cis moll прелюдия Рахманинова, реприза) и более),. - мелодическая фигурация - мелодизация гармонической ткани введением тематически значимых подголосков. (Шуман. Фантастические пьесы. Отчего?.) В одной теме может быть смешение типов гарм. фактур (типов фактурного преобразования гармонии).
Средством мелодической фигурации являются неаккордовые звуки. (Мелодии, построенные только по звукам аккордов, немногочисленны).
4 типа неак. звуков. На сильном времени (такта или метрической доли) – задержание, - неак. звук, задерживающий появление аккордового тона: На слабом времени – вспомогательный, – опевающий: - проходящий, – неак. звук в поступенном (гаммообразном) движении: - предъем, – неак. звук, появляющийся ранее своего аккорда:
Все неаккордовые звуки - прилегающие (т.е. в секундовом отношении) к аккордовому.
|