Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипотеза об эффективном рынке.






 

Определений эффективного рынка (и разных подходов к определениям) существует много. Но в последнее время выкристаллизовалось следующее основное определение: рынок капитала является эффективным, если цены активов быстро реагируют на новую информацию. Иногда такое определение называют узким, подразумевая, что имеется в виду только информационная эффективность рынка.

Почему же рынок должен быть эффективным? Обычно в объяснение приводят три причины:

1. На рынке действует большое число конкурирующих независимых друг от друга инвесторов, каждый из которых анализирует и оценивает активы самостоятельно.

2. Новая информация поступает на рынок случайным образом.

3. Конкурирующие инвесторы пытаются быстро привести цены активов в соответствие с поступающей информацией.

Такое приведение цены актива в соответствие с новой информацией на эффективном рынке не смещено, хотя и может быть несовершенным. Это предложение звучит замысловато, но является точным в математическом смысле. Означает оно, что рынок может либо слишком завысить цену актива по отношению к новой информации, либо, наоборот, занизить, но при этом в среднем (как по времени, так и по активам) оценка будет правильной (несмещенной), и предсказать заранее, когда она будет завышенной, а когда заниженной, невозможно.

Процесс приведения цен в соответствие с поступающей информацией требует присутствия на рынке определенного минимального числа инвесторов, постоянно анализирующих информацию и совершающих сделки в соответствии с результатами анализа. Чем большее число таких инвесторов присутствует на рынке, тем он эффективнее. А большое число агрессивных инвесторов, пытающихся сразу же привести цену актива в соответствие с новой информацией, означает большой объем торговли. Так что эффективность рынка растет с ростом объемов. Кроме того, рынок может быть эффективным в отношении одних активов (ликвидных), и в то же время — неэффективным в отношении других (малоликвидных).

Поскольку на эффективном рынке новая информация быстро отражается в цене, текущая цена актива отражает всю уже имеющуюся информацию. Следовательно, текущая цена актива всегда является несмещенной оценкой всей информации, имеющей отношение к данному активу, включая ожидаемый риск владения этим активом. Поэтому ожидаемая доходность, заложенная в цене актива, правильно отражает ожидаемый риск. Из этого следует, что на эффективном рынке текущие цены всегда справедливы, и меняются только под воздействием новой информации. Одно из определений эффективного рынка как раз и состоит в том, что это рынок, на котором цены всех активов всегда справедливы.

Таким образом, на эффективном рынке невозможно построить ни торговую систему, ни инвестиционную стратегию, которые могли бы обеспечить доходность больше той, которая ожидается рынком в соответствии с риском инвестиций.

 

17. Теория инвестиционного портфеля.

На практике хозяй­ствующие субъекты редко вкладывают все свои средства в какой- то один актив, проект или даже бизнес. Руководствуясь житейской мудростью «не клади все яйца в одну корзину», они стремятся рас­пределять свои вложения в некоторую совокупность различных активов или видов деятельности, надеясь компенсировать воз­можные убытки от одних операций более высокими доходами от других. При этом в процессе формирования и управления такая совокупность активов рассматривается как единое целое, т. е. как самостоятельный объект — инвестиционный портфель.

Под инвестиционным портфелем в общем случае понимается некоторый набор, или совокупность, активов (проектов, пред­приятий), управляемых как единое целое.

В зависимости от вида и условий осуществляемой деятельно­сти, используемых активов, требуемого капитала и т. п. инвести­ционные портфели могут существенно различаться по структуре и степени сложности управления. Например, портфель индиви­дуального инвестора, лично управляющего своими вложениями, может состоять всего из двух акций различных предприятий. В то же время портфели институциональных инвесторов (пае­вые и пенсионные фонды, банки, страховые компании и т. п.) Включают сотни или даже десятки различных финансовых инструментов, а многопрофильных корпораций или холдинговых групп реального сектора – множество отдельных предприятий и направлений бизнеса.

 

Несмотря на эти различия, фундаментальную основу совре­менной теории портфеля (Modern

Portfolio Theory — MPT) со­ставляют подходы, методы и модели, разработанные в резуль­тате исследования инвестиционных процессов на рынке капи­тала. В целях упрощения принципы и методы формирования инвестиционного портфеля будут рассмотрены на примере только одного класса рисковых активов — обыкновенных ак­ций публичных корпораций. Вместе с тем излагаемые подходы могут быть распространены и на другие виды реальных и фи­нансовых активов.

В общем случае процесс формирования и управления инве­стиционным портфелем предполагает реализацию следующих этапов:

1. Постановка целей и выбор адекватного типа портфеля.

2. Анализ объектов инвестирования.

3. Формирование инвестиционного портфеля.

4. Выбор и реализация стратегии управления портфелем.

5. Оценка эффективности принятых решений.

Первый этап включает определение целей инвестирования, способных обеспечить их достижение портфелей и необходимо­го объема вкладываемых средств. Следует отметить, что, являясь отражением многообразия и сложности современных экономи­ческих отношений, цели портфельного инвестирования могут быть самыми различными:

• получение доходов;

• поддержка ликвидности;

• балансировка активов и обязательств;

• выполнение будущих обязательств;

• перераспределение собственности;

• участие в управлении деятельностью того или иного субъ­екта;

• сбережение накопленных средств и др.

Независимо от конкретных целей инвестирования, при их формулировке необходимо учитывать такие важнейшие факто­ры как продолжительность операции (временной горизонт), ее ожидаемую доходность, ликвидность и риск.

Тип и структура портфеля в значительной степени зависят от поставленных целей. В соответствии с ними выделяют:

портфели роста, формируемые из активов, обеспечивающих достижение высоких темпов роста вложенного капитала, и ха­рактеризующиеся значительным риском;

портфели дохода, формируемые из активов, обеспечивающих получение высокой доходности на вложенный капитал;

сбалансированные портфели, обеспечивающие достижение за­данного уровня доходности при некотором допустимом уровне риска;

портфели ликвидности, обеспечивающие, в случае необходи­мости, быстрое получение вложенных средств;

консервативные портфели, сформированные из малорисковых и надежных активов и др.

Следует отметить, что в реальной практике преобладают сме­шанные портфели, отражающие весь спектр разнообразных це­лей инвестирования в условиях рынка.

Сущность второго этапа (анализ или оценка активов) за­ключается в определении и исследовании характеристик тех из них, которые в наибольшей степени способствуют достижению преследуемых целей.

Третий этап (формирование портфеля) включает отбор кон­кретных активов для вложения средств, а также оптимального распределения инвестируемого капитала между ними в соответ­ствующих пропорциях. Формирование инвестиционного порт­феля базируется на ряде основополагающих принципов, наибо­лее существенными из которых являются:

♦ соответствие типа портфеля поставленным целям инвести­рования;

♦ адекватность типа портфеля инвестируемому капиталу;

♦ соответствие допустимому уровню риска;

♦ обеспечение управляемости (соответствия числа и сложно­сти используемых инструментов возможностям инвестора по организации и осуществлению процессов управления портфе­лем) и др.

Независимо от типа портфеля при его формировании инве­стор сталкивается с проблемами селективности, выбора наибо­лее благоприятного времени для проведения операции и адек­ватных поставленным целям методов управления риском.

Первая проблема представляет собой известную в экономи­ческой теории задачу о наилучшем размещении ресурсов при за­данных ограничениях. При этом основными критериями вклю­чения активов в портфель в общем случае являются соотноше­ния доходности, ликвидности и риска.

Эффективность решения следующей проблемы во многом за­висит от точности анализа и прогноза изменения уровня цен на конкретные виды активов, выполненных на предыдущем этапе.

Для непосредственного управления рисками наиболее часто используются диверсификация и различные способы хеджиро­вания.

Сущность диверсификации состоит в формировании инвести­ционного портфеля из различных активов таким образом, чтобы он при определенных ограничениях удовлетворял заданному со­отношению риск/доходность. Формально эта задача может быть сформулирована следующим образом: минимизировать риск портфеля при заданном уровне доходности либо максимизиро­вать доходность для выбранного уровня риска. Более детально методы диверсификации будут рассмотрены далее.

Современные способы хеджирования портфельных рисков базируются на использовании производных финансовых инст­рументов — фьючерсов, опционов, свопов и др., рассмотрение которых выходит за рамки этой книги. Детальное изложение производных финансовых инструментов, а также их примене­ния в операциях хеджирования можно найти в специальной ли­тературе [20, 57, 61, 73].

Четвертый этап (выбор и реализация адекватной стратегии управления портфелем) тесно связан с целями инвестирования. Портфельные стратегии, применяемые при инвестировании в финансовые активы, можно разделить на активные, пассивные и смешанные.

Активные стратегии предполагают поиск недооцененных инструментов и частую реструктуризацию портфеля в соответст­вии с изменениями рыночной конъюнктуры. Наиболее сущест­венным моментом их реализации является прогнозирование факторов, оказывающих влияние на характеристики ценных бу­маг, включенных в портфель. Реализация активных стратегий требует затрат, связанных с осуществлением постоянного анали­за и мониторинга рынка, а также с проведением операций куп­ли/продажи при реструктуризации портфеля. Существует мно­жество разновидностей активных стратегий, рассмотрение кото­рых можно найти в [52, 69].

Пассивные стратегии требуют минимума информации и, со­ответственно, невысоких затрат. Наиболее простой стратегией этого типа является стратегия «купил и держи до погашения или определенного срока». Одна из популярных стратегий данного типа — индексирование. Такая стратегия базируется на обеспечении максимально возможного соответствия доходности и структуры портфеля некоторому рыночному индексу, напри­мер РТС, ММВБ, DJ, S& P500 и др. Подобные стратегии исполь­зуются рядом крупных институциональных инвесторов — пае­выми, инвестиционными, индексными и пенсионными фонда­ми, страховыми компаниями и т. п. На момент написания книги в Российской Федерации было зарегистрировано 42 индексных фонда, более 30 из которых базировались на структуре индекса ММВБ. Популярность фондов на базе индекса ММВБ обуслов­лена меньшей технической сложностью формирования подобно­го портфеля, поскольку в его состав входят около 20 бумаг, в основном — голубых фишек. В свою очередь, преимуществом фондов на базе индекса РТС, в состав которого входит более 50 акций, является более адекватное отражение структуры рынка и, следовательно, боклыпая диверсифицированность портфеля. Практика показывает, что в долгосрочной перспективе индекс­ные фонды в среднем «переигрывают» управляющих инвестици­онными компаниями, использующих активные стратегии.

Смешанные стратегии, как следует из названия, сочетают в себе элементы активного и пассивного управления. При этом пассивные стратегии используются для управления «ядром», или основной частью, портфеля, а активные — оставшейся частью (как правило, рисковой).

Заключительный этап предполагает периодическую оценку эффективности портфеля как в отношении полученных дохо­дов, так и по отношению к сопутствующему риску. При этом возникает проблема выбора эталонных характеристик для срав­нения.

Одним из наиболее простых способов подобной оценки яв­ляется сравнение полученных результатов с простой стратегией управления вида «купил и держи до погашения». Вместе с тем существуют и более развитые подходы к оценке, такие как [14, 52, 61]:

• исчисление специальных показателей (например, коэффи­циент Шарпа, коэффициент Трейнора и др.);

• расчет и последующее сопоставление эталонных характе­ристик с условными параметрами «рыночного портфеля»;

• статистические методы (например, построение персен- тильных рангов, корреляционный анализ и т. д.);

• факторный анализ;

• методы искусственного интеллекта и др.

В практике финансового менеджмента важнейшую роль иг­рают второй и третий из упомянутых этапов портфельного управления. Поскольку мы уже знакомы с базовыми методами оценки акций и облигаций, выступающих основными объекта­ми портфельного инвестирования на рынке капиталов, далее ос­новное внимание будет уделено третьему этапу — формирова­нию портфеля, а также вытекающей из этого проблеме оценки его риска и доходности.

21. Теоретические аспекты структуры капитала и ключевые проблемы ее формирования.

Под структу­рой капитала понимается соотношение собственного и заемного капитала в финансировании предприятия.

Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использо­вание определенного источника и объема капитала, выраженная в процентах к этому объему, называется его ценой, или стоимо­стью (Cost of Capital — С С).

СС=Выплаты владельцу/Привлеченный капитал*100%

 

Соответственно, совокупная, или общая, стоимость капитала фирмы складывается из стоимостей его отдельных компонент.

В финансовом менеджменте стоимость капитала является одним из ключевых показателей и широко используется при ре­шении многих задач, поскольку она:

• представляет требуемую инвесторами отдачу на вложенные ресурсы;

• позволяет сделать рациональный выбор из нескольких ва­риантов инвестиций;

• лежит в основе управления структурой источников финан­сирования;

• выступает одним из рычагов повышения эффективности деятельности предприятия и создания дополнительной стоимо­сти для его владельцев и т. д.

На практике основная сложность заключается в определении стоимости отдельных компонент капитала, полученных из соот­ветствующих источников. Для некоторых источников эту стои­мость можно определить сравнительно легко (например, займы, как правило, имеют фиксированную стоимость, которая указы­вается в кредитном договоре или проспекте эмиссии), для боль­шинства других источников это сделать довольно трудно, при­чем точное исчисление часто не представляется возможным. Помимо требуемой владельцем платы за использование предос­тавленного капитала, предприятие может нести и другие из­держки, связанные с его привлечением (затраты на эмиссию, оформление кредитных договоров, страховок, гарантий, пору­чительств, залогов, привлечение консультантов и т. п.). Опреде­ление стоимости источников капитала обязательно предполага­ет оценку влияния факторов времени и риска.

Стоимость заемных источников финансирования

Традиционными видами долгосрочных заемных источников формирования капитала предприятия являются:

• кредиты банков;

• облигационные займы;

• лизинг и др

• Стоимость большинства заемных источников можно опреде­лить на основе чистой суммы привлеченных средств и потока платежей по их погашению. Для этого воспользуемся уже из­вестной нам формулой расчета внутренней нормы доходности (IRR) денежного потока

 

 

• где CFt — денежный поток (как правило, аннуитет);

• R — полная стоимость займа (внутренняя норма доходности данно­го потока платежей, IRR);

• N — общее число выплат;

• Z> o — величина привлеченного займа в периоде / = 0;

• ТС — суммарная величина затрат, связанных с его получением.

• Важнейшее свойство любых видов займа заключается в том, что в общем случае процентные платежи по их обслу­живанию входят в издержки, относимые на себе­стоимость продукции, которые вычитаются из налогообла­гаемой базы. Поэтому полученная из (15.1) величина R коррек­тируется на поправочный множитель (1 — 7) с целью отражения данного эффекта.

• Таким образом, окончательная цена заемного капи­тала определяется с учетом влияния на выплачиваемые налоги

kD =Rx(l - Т), (15.2)

• где kD — стоимость займа;

• Т — ставка налога на прибыль.

Стоимость источников собственного капитала

Основными элементами собственного капитала предпри­ятий являются:

• привилегированные акции;

• обыкновенные акции;

• нераспределенная прибыль и приравненные к ней средства.

Теоретически стоимость собственного капитала равна норме

доходности, требуемой владельцами предприятия, и могла бы определяться, например, уровнем дивидендных выплат. Однако на практике определение стоимости элементов собственного ка­питала является достаточно сложной задачей. Проблема заклю­чается в том, что при общей экономической сущности элементы собственного капитала имеют различия.

Во-первых, обыкновенные и привилегированные акции явля­ются внешними, или привлеченными, источниками, тогда как при­быль — внутренним, формируемым в результате ведения хозяйст­венной деятельности и не требующим затрат на привлечение.

Во-вторых, существуют различия между обыкновенными и привилегированными акциями. В случае использования послед­них у предприятия возникают обязательства по выплате фикси­рованных дивидендов в объеме, указанном в уставе или про­спекте эмиссии. Данное свойство делает привилегированные ак­ции похожими на долговые инструменты. Для инвесторов это означает меньший уровень риска и, соответственно, они соглас­ны получать по ним меньший доход. Поэтому стоимость такого источника обычно занимает промежуточное положение между ценой заемного финансирования и ценой обыкновенных акций.

Изложенное обусловливает необходимость применения раз­личных подходов к определению стоимости обыкновенных и привилегированных акций, а также нераспределенной прибыли.

стоимость капитала фирмы в целом представляет собой среднее взвешенное из отдельных значений требуемых владельцами ставок доходности, или, дру­гими словами, среднее взвешенное из затрат на его привлечение (WACC):


22.Классические теории структуры капитала (традиционный подход, теория Модильяни-Миллера).

Среди проблем, с которыми сталкивается финансовый менед­жер, одной из основных является выбор оптимальной структуры капитала, т. е. такого сочетания собственных и заемных средств, которое максимизирует стоимость фирмы для владельцев.

 

Теория Модильяни Миллера

Основоположниками теории структуры капитала заслуженно считаются американские ученые Ф. Модильяни (F. Modigliani) и М. Миллер (М. Miller), за это удостоены Нобелев­ской премии в области экономики.

В качестве отправной точки выяснения роли структуры ка­питала ММ использовали идеальную экономическую среду, в которой рынки совершенны, отсутствуют налоги и другие из­держки ведения бизнеса (транзакционные, агентские, информа­ционные, банкротства), все участники хозяйственной деятель­ности находятся в равных условиях (например, могут привле­кать и размещать капитал по одинаковой безрисковой ставке), ведут себя рационально, обладают одной и той же информацией и т. п.

Согласно теории Модильяни Миллера в идеальной эконо­мической среде структура капитала не влияет на стои­мость предприятия, которая зависит только от рентабельно­сти его деятельности и связанных с ней рисками[1].

Другими словами, при соблюдении всех сделанных допуще­ний в условиях равновесия рынка должно выполняться следую­щее равенство (теорема 1):

Vu =VL =D + E =EBIT/r (15.22)

где Vu, VL — стоимость финансово независимой (отсутствие займов) и финансово зависимой (использующей займы) фирмы со­ответственно; D — объем привлеченных займов; Е — величина собственного капитала; EBIT — прибыль фирмы от операций; г — норма доходности инвесторов с учетом риска фирм дан­ного класса (ставка капитализации дохода).

Денежный поток, генерируемый операциями фирмы и создающими его активами, может быть разделен на различное число претендентов — кредиторов, собственников, государство и т. д., однако их суммарная величина (стоимость) при этом останется прежней. Таким образом, стоимость фирмы определяется ее активами (инвестициями) и эффективностью их использования, а не источниками финансирования.

Средняя стоимость капитала WACC не зави­сит от его структуры для всех фирм одной группы риска и равна стоимости акционерного капитала финансово независимой фирмы:

WACCV =WACCl = kEU =r, (15.23)

где г — норма доходности (ставка капитализации) собственников фи­нансово независимой фирмы

Минимальная доходность инвестиций фирмы не может быть меньше стоимости капитала, и при со­блюдении сделанных допущений она абсолютно не зависит от способа их финансирования.

Здесь пора перевести дух и подвести некоторые итоги. Итак, в идеальном мире способы финансирования не имеют значения, а финансовый менеджер, лишившись, по крайней мере, трети своих обязанностей, должен сосредоточить все усилия на управ­лении инвестиционной и операционной деятельностью своего предприятиz

К сожалению, реальный мир далек от совершенства, и ни од­но из допущений, лежащих в основе теории ММ, на практике не выполняется

Традиционный подход

Этот подход предполагает прямую зависимость средней стои­мости капитала от его структуры и от возможности ее оптимиза­ции в течение определенного периода развития фирмы. Критери­ем оптимальности является минимизация цены капитала WACC, которая приводит при прочих равных условиях к увеличению ры­ночной стоимости фирмы V, как это и следует из (15.21).

В реальном мире ни одно из допущений теории ММ не вы­полняется, и заемный капитал обходится предприятию дешевле собственного, так как выплаты в пользу кредиторов фиксирова­ны, носят обязательный характер и являются первоочередными по сравнению с выплатами в пользу владельцев. В случае бан­кротства требования кредиторов удовлетворяются прежде требо­ваний собственников. Поскольку кредиторы подвергаются зна­чительно меньшим рискам по сравнению с собственниками, они вынуждены довольствоваться более низкой доходностью. Кроме того, использование долга в финансировании создает эф­фект налогового щита, который в соответствии с (15.2) также снижает фактическую цену займов.

Несмотря на рациональные в целом предпосылки, традици­онный подход не находит должного подтверждения на практике. В частности, из него следует, что фирмам надлежит использовать максимально возможную долю займов в финансировании. Кроме того, предприятия одной отрасли либо близкие по роду деятель­ности должны иметь примерно одинаковую структуру капитала.

Однако эмпирические исследования показывают, что доля займов в финансировании предприятий реального сектора ред­ко превышает 50%, причем на практике эта величина, как пра­вило, ниже. Можно также обнаружить существенные различия и в структуре финансирования предприятий, принадлежащих к одной отрасли или ведущих похожий бизнес. Например, показа­тель D/E по состоянию на начало 2009 г. у российских пивова­ренных компаний ОАО «Балтика» и SUN Inbev был равен 29, 7% и 140% соответственно.

В настоящее время взгляды традиционалистов не разделяют­ся большинством ученых и практиков.

Поиски «золотой» середины между двумя уже рассмотрен­ными крайними точками зрения привели к созданию так назы­ваемых компромиссных моделей


23. Альтернативные теории структуры капитала (компромиссные, агентские, сигнальные, поведенческие и др.)

Сторонники компромиссного подхода (trade-off theory) исхо­дят из реальных условий ведения бизнеса. На практике приня­тие любого управленческого решения требует поиска необходи­мого баланса между доходностью хозяйственной операции и возникающим при этом риском. Как мы уже выяснили, введе­ние в структуру капитала заемных средств обычно снижает об­щие издержки финансирования из-за более низкой стоимости, способствуя тем самым росту рентабельности бизнеса. Однако увеличение долговых обязательств повышает рискованность ожидаемой прибыли и денежных потоков, а также вероятность неисполнения обязательств перед кредиторами, ведущего к воз­никновению финансовых затруднений (financial distressed) и в конечном итоге — к банкротству (bankruptcy).

Возникновение финансовых затруднений, равно как и си­туация банкротства, связаны с существенными издержками, из­вестными в мире бизнеса как издержки банкротства (bankruptcy costs). Их можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые издержки банкротства порождает сама процедура его осуществления, в процессе которой предприятие ведет дли­тельные и дорогостоящие судебные разбирательства, разрешает конфликты между различными группами заинтересованных лиц, осуществляет распродажу или лишается части активов и т. п. Практика показывает, что прямые издержки банкротства, включая оплату юридических услуг, различные комиссии и сбо­ры, могут достигать 5—20% стоимости фирмы.

Косвенные издержки банкротства являются следствием не са­мой процедуры, а угрозы начала таковой, и включают следую­щие основные компоненты:

потери от падения объемов и результатов хозяйственной деятельности, вызванные снижением лояльности потребителей и ухудшением отношений с поставщиками, которые ужесточают свои требования по оплате продуктов и услуг и т.д.

Компромиссные модели привлекательны на интуитивном уровне, поскольку они наглядно объясняют как выгоды, так и негативные моменты заемного финансирования.

В соответствии с компромиссной моделью оптимальная структура капитала — это такое сочетание собственных и заем­ных средств, при котором стоимость налоговых щитов полно­стью покрывает ожидаемую стоимость издержек банкротства.

оптимальная структура капитала согласно рассмотрен­ной теории зависит не только от величины налоговых щитов, но и от издержек возможного банкротства фирмы. Поиск опти­мальной структуры капитала предполагает достижение разумно­го компромисса между выгодами заемного финансирования за счет экономии на налогах и затратами, связанными с возможны­ми финансовыми затруднениями, вероятность которых повы­шается с ростом доли долга. В этой связи данный подход часто называют теорией статического равновесия.

Отметим также, что применение данного подхода на прак­тике предполагает поддержание некоторого целевого соотно­шения займов и собственного капитала в финансировании, т. е. величины D/V или D/E, определяемой на основе рыночных оценок.

Модели агентских издержек

Агентские отношения и связанные с ними издержки (agency costs) возникают в том случае, когда владельцы капитала (собст­венники и кредиторы) передают права на принятие и реализа­цию управленческих решений наемным менеджерам (агентам).

Проблема агентских отношений наиболее характерна для корпоративной формы организации бизнеса, в которой собст­венность распылена между множеством акционеров, и ее функ­ции на практике отделены от функций управления[2]. Поэтому в подавляющем большинстве современных корпораций собствен­ники фактически не управляют бизнесом и не обладают деталь­ной информацией о его реальном состоянии. В аналогичной си­туации находятся и кредиторы, которые являются внешними субъектами по отношению к фирме.

Таким образом, можно выделить следующие типы агентских отношений и вытекающих из них потенциальных конфликтов:

• между собственниками (акционерами) и менеджерами;

• между кредиторами и менеджерами;

• между собственниками и кредиторами.

Исследования показали, что одним из естественных спосо­бов разрешения основных агентских конфликтов и снижения сопутствующих им издержек могут служить решения по структу­ре капитала. Модели агентских издержек получили развитие в трудах М. Дженсена (М. Jensen), У. Меклинга (W. Meckling), Э. Фамы (Е. Fama), а также их последователей

Согласно агентским моделям увеличение заемного капитала приводит, с одной стороны, к росту издержек банкротства и агентских издержек долгового финансирования. Однако, с дру­гой стороны, оно способствует снижению агентских издержек на менеджмент.

Очевидно, что принятие обязательств по обслуживанию дол­га оказывает на менеджмент дисциплинирующий эффект по ис­пользованию свободных денежных потоков, сокращая их дос­тупный объем и ограничивая возможности нерационального ис­пользования (осуществлению неэффективных инвестиций и поглощений, увеличение выплат и привилегий руководству и т. п.). Кроме того, при наличии у менеджмента доли в бизнесе ее размер с повышением финансового рычага увеличивается, соз­давая тем самым дополнительные стимулы для более эффектив­ной работы.

Наращивание долга в структуре капитала может использо­ваться в качестве защиты от попыток недружественных погло­щений и, соответственно, снижения вероятности потери ме­неджментом своих должностей.

Наконец, угроза возможных финансовых затруднений и бан­кротства создает дополнительные рычаги воздействия на ме­неджмент со стороны инвесторов.

Из изложенного следует, что согласно рассматриваемой тео­рии оптимальной является такая структура капитала, которая минимизирует агентские затраты путем достижения компромис­са (в идеале — равновесия) между выгодами и издержками заем­ного финансирования в отношении решения основных агент­ских конфликтов.

Соответственно, поведение менеджмента должно быть на­правлено на соблюдение баланса интересов кредиторов и собст­венников с целью минимизации агентских издержек на заемное финансирование.

 

Теория сигнализирования («сигнальная теория»), являясь логическим развитием теории асимметричной информации, основывается на том, что рынок капита­ла посылает инвесторам и кредиторам соответствующие сигналы о перспективах развития организации на ос­нове поведения менеджеров на этом рынке. При благо­приятных перспективах развития менеджеры будут ста­раться удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет привлечения заемных финансовых средств (в этом случае ожидаемый дополнительный до­ход будет принадлежать исключительно прежним соб­ственникам и создаст условия для существенного роста рыночной стоимости организации). При неблагоприят­ных перспективах развития менеджеры будут стараться удовлетворить дополнительную потребность в финансо­вых ресурсах за счет привлечения собственного капитала из внешних источников, т. е. за счет расширения круга инвесторов, что позволит разделить с ними сумму предстоящих убытков. Теория сигнализирования в условиях асимметричной информации позволяет инвесторам и кредиторам лучше обосновывать свои решения о пре­доставлении капитала организации (хотя и с опре­деленным «лагом запаздывания»), что отражается со­ответствующим образом на формировании его структуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.