Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация а — я






1. Прослушайте слоги.

Скажите, какой гласный вы слышите.

ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Как звучат согласные, которые вы слышали сначала и потом?

Какой гласный влияет на смягчение согласных?

2. Сравните слова мал, мял по смыслу и по написанию. Скажите, какими бук­вами различаются эти слова.

3. Произнесите слоги парами. Выделите гласные в слогах.

Образец: ма — мя, а, я.

ма—мя та—тя ла—ля ва—вя да—дя

па—пя са—ся ра—ря ка—кя ба—бя

4. Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

та — тя — та ма — мя — ма бя — ба — бя ра — ря — ра — ря

тя — та — тя мя — ма — мя ба — бя — ба ря — ра — ря — ра

5. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а, во вторую с буквой я.

ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ла, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя

6. Закончите слово, добавив букву а или я. Запишите эти слова.

мо..., Зо..., Мил..., Миш..., зме..., рыб..., мор..., земл..., трав..., стран..., сем..., семен..., осок..., вым..., гор...

7. Закончите слово, добавив слог с буквой а или я. Запишите эти слова.

Ва-..., О-..., Ма-..., Ка-..., Я-..., ня-..., ба-..., ра-..., бас-..., мо-...,. стра-..., соба-..., бесе-..., собо- ..., бе-..., семе-..., лебе-...

8. Спишите слова, вставляя пропущенную букву а или я.

б...к, р...д, м...к, вр...ч, с...дь, м...ч, в...з, т...з, м...со, к...ша, д...дя, гр...ды, р...ды, гр...чи, шл...па, в...ли, вр...ги

9. Запишите слова графически, надпишите гласные а, я над соответствующим слогом.

Образец: а) ________ а __; б) _____ а_ _ я__.

а) рыба, пояс, ряды, прятки, пряжа, прялка, грязь, пояс;

б) утята, завяли, вагоны, спелая, грязная, баяны, синяя, всякая

10. Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните буквы а, я карандашами разного цвета.

доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, алая, вялая, старая, земная

11. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом. (Устно.) мал — мял рад — ряд завал — завял сад — сядь

12. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой о в один столбик, с буквой я — в другой, с буквами а, я — в третий.

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

13. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а или я.

У В...ли з...в...ли ром...шки. Ир..., ан... и В...л... игр...ли в пр...тки. Ир... водил..., а В...л... и ан... были р...дом. Н...д... и Д...ш... ед...т л...пшу. Кол... р...д, он поп...л в первый р...д.

14. Словарный диктант.

сам, сядь, рад, ряды, вал, вялый, врач, время, мясо, мята, маяк, змея, яркая, мясная, рыбная, вареная, вымя, семя, калина, малина

15. Проверочные диктанты.

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя мед­вежата. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята — по­лезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

Дифференциация о — ё

1. Прочитайте слова нос, нёс. Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте, какими буквами различаются эти слова.

2. Прослушайте пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква влияет на смягчение согласных.

мо — мё со — сё ро — рё во — вё бо — бё

по — пё то — тё ло — лё но — нё фо — фё

3. Произнесите слоги парами.

ом — ем от — ёт то — те ко — кё во — вё

ос — ёс ор — ёр сё — со рё — ро ол — ёл

4. Запомните и повторите ряды слогов.

мо — мё — мо мо — мё — мо — мё то — тё — то то — тё — то — тё

мё — мо — мё мё — мо — мё — мо тё — то — тё тё — то — тё — то

5. Запишите слоги в две строчки: с буквой о в одну строчку, с буквой ё — в другую.

от, ёт, ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё

6. Запишите слова графически, надпишите буквы о, ё.

костёр, ёрш, козёл, сёла, соль, осёл, сом, весёлый, сёмга

7. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Устно придумайте предложение с каждым словом.

воз — вёз, нос — нёс, вол — вёл

8. Вставьте пропущенные буквы о, ё в словах.

тел...н...к, козл...н...к, ут...н...к, лис...н...к, ягн...н...к, щен...к, жереб...н...к

9. Спишите предложения. Подчеркните буквы о, ё разными карандашами. Выделенные слова разделите на слоги.

В поле растёт берёза. У нее белый ствол и зелёные листики. Весной у березы серёжки. На березе грачи свили гнёзда.

Ёжик.

Алёша был в лесу. Он нёс грибы. На тропинке он увидел ёжика. Ёжик бежал к ёлке. Алёша не тронул ёжика.

Загадка.

Кто рано встаёт,

Голосисто поёт,

Нам спать не даёт?

10. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву о или ё.

Л...ня прив...з в...з сена. Мы услыхали р...в бык...в. У т...ти П...ли есть т...лка Т...мка. Пч...лка делает м...д. У Л...ши н...вые. тап...чки.

11. Словарный диктант. Темный, топать, штопать, мел, подмел, телка, толкать, ведра, торт, торопливо, метлы, стекла, стол, слезы, клоун, клены, ветлы, вода, ствол, мерзнуть, солить

12. Предупредительные диктанты.

Спасибо, мороз, что снегу нанес. Лева вел вола. Мы идем в дом. В лодке новые весла. Начался большой клев рыбы. У школы клен. Вова мел пол.

Клён.

Рос клён. Клён высок. У клёна красивый лист. Сёма и Боря сели у клёна.

Ёжик.

Ёжик живёт у Лёвы. У ёжика иголки. Лёва кормит ёжика моло­ком. У Лёни тоже есть ёжик.

Ёрш и лещ.

Дядя Лёня рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ёрш. Ёрш и лещ — вкусная рыба.

Дифференциация у — ю

Задание 1. Прочитайте слова лук, люк. Сравните эти слова по смыслу и написанию. Скажите, какими буквами различаются эти слова.

Задание 2. Прочитайте слоги первой и второй строчек.

му, ну, пу, су, ку, ду, ту, ру, гу

мю, ню, пю, ею, кю, дю, тю, рю, гю

Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек. Какую букву будете писать после мягких согласных?

Игра «Наоборот».

Логопед называет слог с твердым согласным, ученики с мягким, выделяют голосом гласные у, ю.

Образец: Логопед Ученики

му мю — ю

мю му — у

Задание 3. Запишите слоги в две колонки: с буквой у — в первую, с буквой ю — во вторую.

бу, бю, тю, ту, лу, лю, рю, ею, ру, су, пю, пу

Задание 4. Запишите слоги под диктовку, подчеркните гласный. (Используются слоги предыдущих заданий.)

Задание 5. Запишите слова графически, надпишите буквы у, ю.

Уля, Юля, лук, сук, пою, мою, юла, Люба, рисую, руки, тюль, трус, сплю, слюни, туфли, слюда, тюлень, служба, трусы

Слова для объяснения: тюль, слюда.

Задание 6. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквой у в один столбик, с буквой ю — в другой, с буквами у, ю — в третий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.