Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ударение






(Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.)

Задание 1. Прослушайте сказку «Ударение».

Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударе­ние обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возь­му и изменю значения у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — просто черточка!» Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали:

«Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударе­ние ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передви­нулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепры­гивая с одного слога на другой.

И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей!

Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. (Логопед разбирает с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова:

замок — замок, белки — белки, атлас — атлас, ирис — ирис.)

Задание 3. Придумайте предложения с парами слов. (Дополнительно можно использовать слова, данные в задании 2.)

кружки - кружки, полки — полки, козлы — козлы, плачу – плачу.

Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написа­нием, но различным значением. Обратите внимание, как ударение меняет место. Выде­лите в этих словах голосом ударную гласную.

(Логопед читает предложения парами.)

Я варю уху. Лена мела пол.

Мама похвалила Варю. Вера принесла кусочек мела.

Мы уже выучили уроки. Полки ряды свои сомкнули.

Тропинка уже дороги. В магазине продавали полки.

Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым напи­санием, но различным значением. Почему поменялось значение этих слов?

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород за­брались козлы. Строители принесли козлы.

Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Поставьте в них ударение.

Строительные (козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие (козлы, козлы) живут в горах. На клумбе распустился фиолето­вый (ирис, ирис). (Ирис, ирис) — любимые конфеты детей. Фокусник сделал один (хлопок, хлопок), и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают (хлопок, хлопок). (Ворона, ворона) меньше (ворона, ворона). Плохая (дорога, дорога) утомила путников. Нам (дорога, дорога) каждая минута.

Задание 7. Прослушайте и отгадайте загадки.

Я — травянистое растение Мы—для пильщика подставка,

С цветком сиреневого цвета, Мы — для кучера сиденье.

Но переставьте ударение, Но попробуй-ка поставь-ка

И превращаюсь я в конфету. Нам другое ударение

Осторожней будешь с нами:

Я— сборник карт; от ударения Забодаем мы рогами.

Зависят два моих значения:

Захочешь — превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

Отгадки: ирис — ирис, козлы — козлы, атлас — атлас.

Задание 8. Правильно прочитайте слова. С каждым словом придумайте и запишите предложение.

скачки — скачки орган — орган кружки — кружки

таю — таю вычитал — вычитал плачу — плачу

Задание 9. Послушайте загадки. Отгадайте их. Запишите отгадки, поставьтев них ударение.

На бахче у нас растет, Из меня посуду тонкую,

Как разрежешь—сок течет, Нежно-белую и звонкую

Свеж и сладок он на вкус, Обжигают с давних пор,

Называется... (арбуз). Называюсь я... (фарфор).

Это зелье ты не тронь: Чтоб скорей в библиотеке

Жжется больно, как огонь. Отыскать ты книгу смог,

Неприметна, некрасива, В ней бывает картотека,

Называюсь я... (крапива). Специальный... (каталог).

Буквы-значки, как бойцы на парад, Стелют на матрац

В строгом порядке построены в ряд. меня,

Каждый в условленном месте стоит, Называюсь... (простыня).

И называется все... (алфавит).

Задание 10. Прочитайте слова. Спишите, правильно поставьте ударение, разде­лите слова на слоги. С выделенными словами придумайте и запишите предложения.

портфель, воротник, сковорода, аквариум, грязнуля, милиционер, электрик, карандаш, магазин, пионер, октябренок, телеграмма, пе­ревыполнил, переводчики, алфавит, звонит, позвонит






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.