Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как растут слова.






ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ

Методический материал предпологается использовать на втором году обучения учащихся (2-й или 3-й класс), страдающих нарушением письма.

Первые несколько занятий отводятся на закрепление тем «Состав слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем логопед работает над различением приставок и предлогов (с пред­логами учащиеся подробно познакомились на первом году обучения). В последующей работе над дифференциацией звуков логопед может включать в занятия задания на закрепление морфологи­ческого состава слова.

Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много ошибок на безударные гласные. Во втором разделе книги дается мето­дический материал, направленный на выработку у учеников уме­ния находить в слове безударные гласные и подбирать к ним про­верочные слова. На данном этапе работа в основном направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на письме (гласных ы—и, а — я, о — ё, у —ю, ё — ю; звонких и глухих согласных з — с, б — п, д — т, г — к, ж — ш, в — ф; свистящих и шипящих ш — с, з — ж, с — ц, ч — щ; аффрикат ч — ц).

Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Параллельно рассмат­риваются грамматические темы: «Оглушение звонких согласных в конце слова», «Безударные гласные». Дифференциация каждой пары заканчивается диктантами с заданиями, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием контекстной речи.

Еще раз напоминаем логопедам, что предлагаемый методиче­ский материал можно использовать выборочно, учитывая речевые нарушения конкретной группы учеников.

Работа над словом

Родственные слова

Конспект занятия

Тема. Родственные слова.

Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; упраж­нять в подборе родственных слов.

Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, кар­точки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов:

сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной, гора, горка, пригорок, горняк, горный, воз, возить, перевозка, повозка, возчик,

II. Работа с текстами.

Логопед читает текст рассказа.

Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.

После того как ученики прослушали текст, логопед выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение.

Как растут слова.

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада.

Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно — корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник.

Логопед. Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это сло­во-корень.

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.

Логопед. Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите род­ственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод, садов­ник.

III. Работа с однокоренными словами, не являющимися род­ственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис — рисунок;

гора — горевать; водитель — вода — и предлагает ученикам найти общую часть этих слов.

Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему?

Делается вывод.

После этого логопед предлагает придумать предложение с каж­дым словом.

IV. Итог занятия.

Логопед. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Запишите в тетради, выделите корень.

гора, горе горный, горюшко, пригорок, горевать, го­ристый, горький, горочка,

пригорюнился

вода, водит водить, подводник, привод, водянистый, провод­ник, водяной, водица,

заводная

пол, поле половая, полевой, напольная, полюшко, поло­вик, половица

рис, рисунок рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод

Задание 2. Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово. Объясните, почему оно не подходит.

шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, мале­вать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел

Задание 3. Прослушайте сказку. Ответьте на вопросы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.