Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало подготовки “Колумбии” к полету STS-62






 

В космическом центре имени Кеннеди началась подготовка орбитальной ступени “Колумбия” к ее шестнадцатому полету. После размещения корабля во втором отсеке корпуса обслуживания орбитальных ступеней было выполнено снятие хвостового защитного конуса, закрывавшего двигатели шаттла при доставке на мыс Канаверал. 15 ноября были открыты створки грузового отсека. 16 ноября начались работы по проверке двигательной установки на предмет утечки и по осмотру основных двигателей. 17-18 ноября космическая лаборатория “Спейслэб” была извлечена из грузового отсека и 19 ноября отправлена в корпус обслуживания и испытаний.

На следующую неделю запланировано снятие с корабля трех основных двигателей, извлечение из грузового отсека переходного туннеля и установка дистанционного манипулятора. Руководители межполетной подготовки шаттла называют в качестве возможной даты старта первые дни марта.

США. “Индевор” перемещен на 39В, дата старта вновь под вопросом
(И.Лисов по сообщениям АП, Рейтер, Франс Пресс и материалам НАСА)


В понедельник 15 ноября в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде производилась работа, которой специалистам Центра не приходилось заниматься уже три года. Космический корабль “Индевор”, состыкованный с топливным баком и боковыми ускорителями, за две недели до старта переезжал с одного стартового комплекса на другой. Похоже, что предстоящий полет, объявленный самым трудным за историю шаттлов, начинается с крупных осложнений еще на Земле.

“НК” уже сообщали в №22 о загрязнении помещения полезных нагрузок на стартовом комплексе 39А. Как нам стало известно, тонкая песчаная пыль была занесена в помещение сильными ветрами, пронесшимися над Флоридой 30 октября. Несмотря на проведение обычной процедуры очистки помещения, 31 октября в нем было обнаружено оставшееся загрязнение.

Загрузка оборудования в грузовой отсек была отложена, и в течение 1-5 ноября подготовка шаттла велась по ограниченной программе. 3 ноября был успешно выполнен гелиевый тест на отсутствие утечек в двигательной установке. 4-5 ноября был проведен пробный предстартовый отсчет. Тем временем 3 ноября было принято решение о возвращении основных полезных нагрузок шаттла — блоков и инструментов для ремонта телескопа “Хаббл” — из помещения полезных нагрузок на 39А в корпус обслуживания полезных нагрузок PHSF. Эта операция была выполнена 5 ноября. Наконец, 5 ноября было принято решение о переносе старта “Индевора” на соседний стартовый комплекс 39В.

Столь необычное решение объяснялось следующим образом. Полностью очистить помещение полезных нагрузок на 39А, безусловно, можно, но процедуры по его сертификации будут мешать работам по подготовке запуска. Такая же сертификация на 39В, а также дополнительные меры по обеспечению ее изоляции и некоторые другие работы по подготовке стартового комплекса будут выполнены в отсутствие корабля, подготовка которого будет продолжаться на старом месте. В качестве ближайшей возможной даты переезда было названо 15 ноября.

В конце первой недели ноября на лос-анжелесском заводе отделения “Рокитайн” фирмы “Рокуэлл интернэшнл” была обнаружена малюсенькая (длиной 2 мм) трещина в воронке турбонасоса жидкого водорода одного из двигателей SSME. Как это и положено в таких случаях, были немедленно начаты проверки всех остальных турбонасосов. Необходимо было убедиться в том, что подобные трещины отсутствуют в трех насосах двигателей “Индевора”, и 9 ноября НАСА сообщило о включении этих работ в график подготовки корабля.

Если бы трещина была обнаружена в насосах “Индевора”, замена турбонасоса привела бы к отсрочке старта на неделю. Однако выполненная 11 ноября на стартовом комплексе 39А инспекция насосов шаттла показала их исправность. Не было обнаружено подобных трещин и ни в одном из обследованных турбонасосов других двигателей. Кроме этого, в течение второй недели ноября была выполнена заправка высококипящими компонентами баков двигательной установки орбитального маневрирования “Индевора”, был заменен контроллер вспомогательной силовой установки APU-2 и три мультиплексора/демультиплексора корабля, а вывезенные со старта полезные нагрузки проходили очистку и дополнительные проверки.

Как и было запланировано, 15 ноября вращающаяся башня обслуживания была отведена от “Индевора”, и гусеничный транспортер, обслуживающий многоразовую космическую систему, перевез подвижный стартовый стол с “Индевором” со стартового комплекса 39А на расположенный в 3 км северо-западнее его комплекс 39В. Движение с 39А началось около 12: 00 EST, космическая система была закреплена на 39В в 18: 07. (В последний раз перенос пуска шаттла с одного стартового комплекса на другой имел место в 1990 году, когда из-за серии утечек в двигателях все три корабля оказались прикованными к Земле, и в Космическом центре имени Кеннеди образовалась своеобразная “пробка”.)

17 ноября стартовый комплекс 39В был допущен к выполнению старта и был произведен смотр полетной готовности.

В результате НАСА официально назначило запуск первой ремонтной экспедиции к “Хабблу” на 1 декабря в 04: 57 EST (09: 57 GMT) со стартовым окном до 06: 04 EST. Посадка должна состояться на мысе Канаверал 12 декабря. В том случае, если запуск окажется невозможно выполнить до 12 декабря, НАСА готово пропустить рождественские праздники и отложить старт на январь. В соответствии с графиком предстартовой подготовки была выполнена калибровка инерциальных измерительных устройств корабля, подведены вращающиеся башни обслуживания и открыты створки грузового отсека. 18 ноября выполнялась предстартовая проверка основных двигателей и окончательная очистка грузового отсека перед установкой полезной нагрузки, проверка контроллера APU-2.

Вечером 18 ноября при тестировании аэродинамических поверхностей орбитальной ступени специалисты НАСА обнаружили отказ — потерю точности — одного из четырех датчиков давления в гидроприводе правого внутреннего закрылка. Датчик показывал чрезмерно высокое давление; три остальных работали исправно. Закрылки используются для управления полетом на этапе атмосферного полета и посадки челночного корабля. Что самое неприятное, место, где расположен неисправный датчик, является труднодоступным, и замена его на стоящем на старте корабле никогда не производилась. Поэтому, рассмотрев возможность замены датчика на стартовой позиции, специалисты НАСА отклонили ее. В результате НАСА оказалось перед необходимостью неприятного выбора: либо нужно увозить корабль со старта для извлечения и замены датчика, либо поступиться собственным правилом, по которому для полета необходима штатная работа всех четырех датчиков. Если будет принято решение о возвращении корабля в здание вертикальной сборки, “Индевор” сможет вернуться на старт примерно 25 декабря. Это будет означать перенос старта на январь и очередную ломку графика пусков.

В графике предстартовой подготовки, составленном с достаточным запасом для того, чтобы выдержать перевоз на другой старт и дополнительные проверки, резервов времени уже не осталось. “В графике нет времени, чтобы справиться даже с мелкими неполадками, — признал Бакингэм. — Но проблема, с которой мы столкнулись, это больше, чем мелкая неполадка.”

До решения проблемы с датчиком НАСА задержало распаковку запасных частей для ремонта Космического телескопа, доставленных в помещение для полезных нагрузок стартового комплекса 39В 17 ноября, и погрузку их в грузовой отсек корабля.

Помимо неисправности датчика, сообщил в пятницу представитель Космического центра имени Кеннеди Брюс Бакингэм, специалисты НАСА исследуют мелкие неполадки (шум) в системах связи двух из четырех скафандров, которые должны использоваться в пяти запланированных на полет выходах. Не исключено, что их придется снять с корабля для тщательной проверки, но эта работа не нарушит прежнего графика подготовки.

Поздно вечером в пятницу 19 ноября руководители программы “Спейс шаттл” приняли решение продолжать подготовку к старту 1 декабря. Вопрос об опасности выполнения полета с неисправным датчиком продолжает рассматриваться, и окончательное решение о старте с тремя исправными датчиками ожидается к 24 ноября.

Тем временем экипаж “Индевора” завершил предстартовую подготовку. Астронавты готовы к сложнейшему заданию. Не подвел бы корабль...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.