Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эсминец «КАРЛ МАРКС» в бухте Хара-Лахт потоплен немецкой авиацией 7 августа 1941 г.






В бухте Хара-Лахт в результате налёта авиации получил четыре прямых попадания бомб и в 17 ч 55 мин затонул на небольшой глубине эскадренный миноносец «Карл Маркс». На корабле сдетонировали глубинные бомбы. Стоявший с эсминцем борт о борт катер МО-209, на палубе которого было принайтовлено несколько бочек с бензином, был мгновенно охвачен огнём и полностью сгорел.

9 АВГУСТА

Двенадцать ДБ-3 с аэродрома Когула летали на бомбардировку Берлина. При возвращении один из самолётов полностью выработал топливо и, совершив вынужденную посадку на воду, затонул. вышли к северному побережью Ладожского озера в районе Лахденпохья, Курки-Йоки и Хитола, расчленив тем самым правый фланг 23-й армии на три группы.

Приняты от промышленности и вошли в состав КБФ три катера МО-4 (бортовые номера 208, 209 и 210).

10 АВГУСТА

Экипаж самолёта был спасён. Кроме этого потеряно ещё два самолёта с экипажами. Одиночные самолёты КБФ бомбили Ригу, Либаву и Раума. В Ирбенском проливе подорвался на мине и затонул немецкий транспорт «Гертруда II». В Нарвском заливе у островов ПыхьяУхти с разбитых штормом магнитных тральщиков «Скат» и «Смелый» остальные Так выглядела U-144

Подводная лодка С-4 в районе Либавы дерзко атаковала немецкий конвой и, согласно донесению командира, потопила торпедами транспорт вместимостью более 3200 брутто-регистровых тонн. Из-за мелководья (глубина места всего 18 метров) немецкие катера быстро обнаружили лодку и принялись забрасывать её глубинными бомбами. Взрывами лодку сильно било о песчаный грунт, бросало из стороны в сторону, но роковых попаданий не было. Посчитав лодку уничтоженной, немцы ручным лотом определили её положение на грунте, выставили три вешки и удалились. Дождавшись темноты, командир лодки, Дмитрий Сергеевич Абросимов, приказал всплывать и приготовиться к артиллерийскому бою с надводными кораблями противника. К счастью, поблизости таковых не оказалось и «эска» полным ходом под дизелями направилась в сторону больших глубин. Большой успех выпал в этот день и на долю командира Щ-307 Н.И. Петрова, который, приближаясь к острову Даго, обнаружил в перископ в наступающих сумерках рубку немецкой подводной лодки U-144. Выполнив необходимое предзалповое маневрирование, Петров поразил немецкую лодку двумя торпедами из кормовых аппаратов, положив конец её кровавому рейдерству в архипелаге.

На Балтийском заводе закончен восстановительный ремонт крейсера «Максим Горький», подорвавшегося на мине 23 июня. Завод изготовил на стапеле новую носовую часть крейсера, спустил её на воду, после чего её отбуксировали в Кронштадт и в сухом доке пристыковали к кораблю.

На рейде Триги немецкой авиацией потоплен транспорт «Бартава».

Уцелевшие корабли отряда магнитных тральщиков («Волхов», «Пикша», «Поводец» и «Ястреб») прибыли в Таллин.

11 АВГУСТА

Авиация флота совместно с береговой батареей № 315 капитана А.М. Стебеля нанесла удар по обнаруженному немецкому конвою и потопила два транспорта и миноносец из его состава.

Немецкая авиация безрезультатно бомбила наш аэродром в Котлах и атаковала в Моонзунде эсминец «Артём». Ею же у острова Вормси потоплен транспорт «Алтай», а у острова Сескар – баржа с боеприпасами.

Рано утром БТЩ Т-202, Т-203 и Т-213 («Буй», «Патрон» и «Крамбол») под прикрытием четырёх МО и эсминца «Стерегущий» начали проводку за тралами турбоэлектрохода «Вячеслав Молотов» из Таллина в Ленинград. На борту лайнера, переоборудованного в госпитальное судно, находилось более 2500 раненых и эвакуируемых гражданских лиц. Около 8 ч утра в трале Т-202 взорвалась мина, а Т-213 подсёк ещё две, от столкновения с которыми эсминец и лайнер едва успели уклониться. В 8 ч 13 мин взрывами двух минных защитников перебило трал Т-212. Остатки трала намотались на винт. Вперёд с исправным тралом вышел Т-213, но в 8 ч 22 мин на траверзе мыса Юминда он подорвался на мине и вскоре затонул. Обходя тонущий тральщик, «Стерегущий» захватил параваном мину, которая взорвалась в нескольких метрах от борта. Эсминец получил повреждения. Лайнер тоже подцепил параваном мину, застопорил ход и стал освобождаться от паравана с застрявшей в нём миной, однако та всё-таки взорвалась у форштевня, причинив судну повреждения и вызвав среди пассажиров панику. Начался беспорядочный спуск шлюпок, часть пассажиров выбросилась за борт, при этом погибло около 40 человек. Высаженная со «Стерегущего» аварийная партия, пресекла панику и помогла экипажу справиться с поступлением воды, после чего «Стерегущий» взял лайнер на буксир и конвой продолжил движение. Из-за ошибок в счислении пути отряд севернее острова Родшер вышел на советское минное заграждение, при этом всплыло три подсечённых тралом Т-214 мины типа КБ-26, а четвёртая в12 ч 56 мин взорвалась в трале.

Четыре БТЩ и четыре МО сопроводили в точку погружения идущую в боевой поход подводную лодку «Лембит» капитанлейтенанта В.А.Полещука. Этот же эскорт встретил и сопроводил в Палдиски подводные лодки Щ-307 и Щ-324.

В районе Куйвасту подорвался на мине и затонул минный заградитель «Сууроп», прозванный в шутку моряками за свои гребные колёса «Велосипедом». До Первой мировой это был грузопассажирский колёсный пароход «Апостол Павел», как и его «систер-шип» «Апостол Пётр», ставший затем в эстонском флоте минным заградителем «Ристна», дожил в качестве учебного судна в Ломоносове до конца 50-х годов.

При возвращении из боевого похода, следуя в надводном положении, командир подводной лодки Щ-405 капитан-лейтенант И.А. Сидоренко дал команду перейти из крейсерского положения в позиционное, для чего было необходимо принять дополнительный балласт. Лодка совсем недавно вступила в строй и действия экипажа были, по-видимому, недостаточно согласованы. Так или иначе, но лодка внезапно приняла значительный дифферент на нос и ушла под воду с работающими дизелями и открытым верхним рубочным люком. Лодка легла на грунт на глубине 125 метров, в то время как предельной глубиной для неё являлось 90 метров. Находившиеся на мостике лодки люди: командир, помощник и два краснофлотцасигнальщика погибли. С немалыми трудностями лодку удалось поднять на поверхность. Оставшихся на поверхности людей нет. Связаться с базой нельзя – залитая водой радиостанция вышла из строя. Направились в назначенную точку встречи, но тут лодку обнаружил немецкий гидросамолёт «Арадо» и стал забрасывать мелкими бомбами. Осколками тяжело ранило двоих. Пришлось погрузиться, при этом лодка снова упала на грунт, но уже на глубине 90 метров. Когда решили всплыть, на поверхности их снова стал донимать всё тот же «Арадо». На этот раз пришлось пробыть на грунте больше часа – пополнить запасы сжатого воздуха не успели и продуть балласт было нечем. Пришлось перепустить сжатый воздух из резервуаров запасных торпед. Всплыли. Самолёта не видно. Прибыв в точку встречи и никого там не обнаружив, направились по запасному варианту к мысу Тахкуна. Прибыв туда и не имея связи, решили направить к берегу резиновую шлюпку, но та затонула прямо у борта. Тогда лейтенант Петровский вплавь отправился на берег. Там его встретили и задержали пограничники, но, быстро разобравшись, сообщили в штаб бригады о случившемся. Однако и этих приключений провидению показалось мало: подходя ближе к берегу, лодка плотно села на камни, с которых лишь на следующий день её сняли присланные для оказания помощи тральщики.

Санитарный транспорт «Аурания», принявший в Таллине 610 раненых, благополучно доставил их в Ленинград.

12 АВГУСТА

Канонерские лодки «Амгунь» и «Москва» обстреляли район Ассери на побережье Нарвского залива.

Два сторожевых корабля в сопровождении двух МО ставили мины к юго-западу от Ханко.

В Пейпии 953-я зенитная батарея лейтенанта В.Т. Василенко без потерь в людях отбила атаку 18 истребителей Ме109.

Четыре ДБ-3 из 1-го МТАП и девять ДБ-3 из ВВС РККА майора Щелкунова с аэродромов Когула и Асте совершили налёт на Берлин.

В результате налётов немецкой авиации на флотские аэродромы в Вейно и Липово, в которых участвовало 30 самолётов, сожжено на земле две и повреждено четыре наших машины.

На Ладожском озере пять канлодок, два тральщика и 10 сторожевых катеров приступили к эвакуации войск 142-й, 168-й и 198-й стрелковых дивизий.

13 АВГУСТА

Канонерские лодки «Амгунь» и

«Красное Знамя» не позволили противнику навести переправы через Нарову.

Три Пе-2 нанесли удар по острову Утё. Один самолёт при этом был сбит.

В районе маяка Ужава подводная лодка «Калев» выставила 20 мин типа «Мотала».

Три базовых тральщика вывели в точку погружения идущую в боевой поход подводную лодку М-103 Г.А. Жаворонкова.

Турбоэлектроход «Вячеслав Молотов» прибыл в Ленинград.

В Рохукула от близких разрывов авиабомб получил повреждения эсминец «Суровый».

У острова Осмуссар конвой в составе двух транспортов и семи тральщиков отразил налёт немецкой авиации, не допустив прицельного бомбометания.

На линии между островами Кэри – Мохни в бою с торпедными катерами противника S-26 и S-39 погиб находившийся там в дозоре тихоходный тральщик ТЩ-41.

При отражении налёта авиации на аэродром Купли (близ деревни Пятчино) истребителями сбито пять немецких самолётов.

Немцы решили рассчитаться с ненавистной им 953-й батареей лейтенанта В.Т. Василенко, сбившей 6 августа три бомбардировщика. На этот раз штурмовать батарею прилетело 26 истребителей Ме-109. Но и этим не повезло – потеряли два «мессера». Понесли потери и зенитчики – на батарее двое убитых и тринадцать раненых. Лютая злоба врага разбилась о стойкость и мастерство доблестных зенитчиков.

Участникам налётов на Берлин – полковнику Е.Н. Преображенскому, капитанам В.А. Гречишникову, М.Н. Плоткину, А.Я. Ефремову и П.И. Хохлову присвоено звание Героев Советского Союза.

14 АВГУСТА

После полуночи из Кронштадта в Таллин вышел конвой (транспорты «Водник», «Вторая Пятилетка», «Иван Папанин», «Кретинга» и «Утена») за тралами ТЩ-42, ТЩ-46, ТЩ-81 и ТЩ «Ляпидевский». Лидировал отряд Т-202 (командир конвоя капитан 3 ранга А.К. Момот). В 21 ч на траверзе мыса Юминда в трале Т-202 взорвалась мина. Пока заменяли трал, отряд лёг в дрейф. «Водника» и «Утену» снесло с протраленного фарватера и оба подорвались на минах и затонули (в 21 ч и в 22 ч 10 мин соответственно). «Кретинга» отстала и с наступлением темноты встала на якорь.

15 АВГУСТА

Канонерские лодки «Амгунь» и «Москва» оказывали огневую поддержку нашим войскам в районе Нарвы.

Т-202, шедший к «Кретинге» для проводки её за тралом, в 6 ч 50 мин подорвался на мине и затонул. Позже «Кретингу» атаковала авиация. При уклонении от её атак «Кретинга» вышла из протраленной полосы, подорвалась на мине и затонула.

20 немецких самолётов нанесли удар по аэродрому Клопицы, где ими на земле был уничтожен один наш ДБ-3.

Два МБР-2 прикрывали с воздуха караван судов, идущих из Таллина в Кронштадт. Во время патрулирования на них напал немецкий бомбардировщик Ю-88, рассчитывавший, благодаря своему преимуществу в скорости и вооружении, на лёгкую победу. Бомбардировщик был сбит пулемётным огнём воздушных стрелков «Эмбээрушек». Наглость получила достойный отпор!

В Таллине зенитная артиллерия сбила два Ю-88 из 18, совершивших налёт на главную базу флота.

16 АВГУСТА

Семнадцать самолётов ДБ-3 нанесли четвёртый удар по Берлину. Четыре самолёта не возвратились на аэродром.

Канонерские лодки «Москва» и «Амгунь» вели огонь по вражеским позициям в районе Нарвы.

Два наших торпедных катера обнаружили в районе Порккалан-Каллбода финскую подводную лодку и атаковали её, но успеха не добились.

В проливе Муху-Вяйн авиацией противника потоплено посыльное судно






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.