Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малый охотник






значительные потери, десант отошёл к материку.

В устье Финского залива пятую минную постановку выполнил эсминец «Славный». Обеспечивал постановку эсминец «Суровый». М-94 возвратилась с боевой позиции в Таллин.

Двенадцать бомбардировщиков Ю-88 нанесли удар по аэродрому Когула (о. Эзель). Все находившиеся там истребители «чайка» успели взлететь, но в наступивших сумерках противника не смогли отыскать. В состав флота принята подводная лодка С-11 капитан-лейтенанта А.М. Середы.

30 ИЮНЯ

Нашими войсками оставлена Рига.

В устье Финского залива минный заградитель «Марти» и два эскадренных миноносца в охранении четырёх морских охотников, двух БТЩ и двух торпедных катеров ставили мины, заканчивая там оборудование Центральной минноартиллерийской позиции.

В Ирбенском проливе сторожевые корабли «Снег» и «Туча» в сопровождении морского охотника также занимались минной постановкой в районе маяка Михайловский (Микельбака).

В проливе Муху-Вяйн (Моонзундском) подорвался на мине и затонул пароход Латвийского пароходства «Кримулда», а к северу от острова Мохни малый охотник МО-143 (первая потеря среди этих катеров).

Преодолевая организованное сопротивление малочисленных войск 8-й армии, немцы захватили города Екабпилс, Крустпилс и Даугавпилс с исправными мостами через Западную Двину (Даугаву), так что использовать эту реку как естественный рубеж обороны нашим войскам не удалось. Противник продолжал стремительное продвижение в направлении на Псков и Таллин.


Командующий флотом получил приказ – всеми силами ударной авиации КБФ, бомбардировочной и торпедоносной, нанести удар по противнику в районе переправ через Западную Двину в Даугавпилсе и Екабпилсе. Объекты удара находились на удалении 400 км от Пярну и 500 км от Ленинграда, где базировались 73-й бомбардировочный (самолёты СБ-2) и 1-й и 57-й минно-торпедные полки. Разведка погоды на маршруте, а также наземной и воздушной обстановки в районе цели не проводились, истребительное прикрытие не предусматривалось, наносить удары предстояло в дневное время, начиная с 6 часов утра (вылеты групп назначались в 6 ч 25 мин, 11 ч 40 мин, 12 ч 5 мин и 12 ч 40 мин). Задолго до подхода к цели, наши бомбардировщики подвергались почти непрерывным атакам немецких истребителей, а у цели на них обрушивался шквал зенитного огня. Тем не менее, мужественные экипажи выполняли поставленную задачу, прицельно сбрасывая бомбы на скопления войск у переправ и на сами переправы. Результатом этих налётов на переправы было приведение в небоеспособное состояние всех трёх задействованных авиаполков. Из 14 вылетевших на удар по переправам самолётов СБ-2 73-го БАП не вернулось 11, а из 32-х ДБ-3 1-го и 57-го МТАП было потеряно 20. (1-й МТАП потерял 11 экипажей, а 57-й – 9). Таковой была плата за тот не слишком большой ущерб, нанесённый противнику «любой ценой». Наступление противника не прерывалось ни на один день. Остатки всех трёх полков были отправлены в тыл на получение новых самолётов и пополнение людьми.

18 «чаек» 12-й Краснознамённой эскадрильи нанесли штурмовой удар по вражескому аэродрому в Мемеле, где находилось более 30 самолётов. Налёт оказался внезапным для противника. Штурмовка длилась 18 минут, после чего «чайки» удалились без потерь, оставив после себя пылающие на лётном поле самолёты и аэродромные постройки.

В проливе Муху-Вяйн велись интенсивные дноуглубительные работы для обеспечения перехода крейсера «Киров» через мелководный пролив в Таллин. Одновременно на подошедшие к крейсеру баржи выгружали боезапас, чтобы облегчить корабль и тем уменьшить его осадку.

1 ИЮЛЯ

В 4 часа утра линейный корабль «Октябрьская Революция» за тралами базовых тральщиков Т-201, Т-202, Т-203, Т-205 и Т-206 в охранении восьми эсминцев и восьми морских охотников вышел из Таллина в Кронштадт.

Крейсер «Киров» с отрядом других кораблей по углублённому землечерпалками в Моонзундском проливе фарватеру перешёл от острова Вормси за тралами базовых тральщиков Т-207, Т-209 и Т-216 в Таллин.

Ещё одна группа кораблей – минный заградитель «Урал» и несколько вспомогательных судов за тралами Т-213, Т-215 и Т-218 совершили переход из Таллина в Кронштадт.

Базовый тральщик Т-214 и тихоходный тральщик «Мороз» провели за тралами из Таллина в Лужскую губу плавбазу «Полярная Звезда» и 7 подводных лодок (М-90, М-95, М-96, М-97, Щ-322, Щ-323 и Щ-324).

Из Куйвасту в Палдиски переведены подводные лодки М-77, М-79, С-9, «Калев», «Лембит» и плавбаза «Иртыш».

Подводная лодка М-81 капитанлейтенанта Ф.А. Зубкова, следуя в кильватер плавбазе «Иртыш», в районе острова Вормси подорвалась на мине и затонула на глубине 19 метров. При взрыве командир лодки был убит, а находившиеся на мостике инженер-механик Б.В. Ракитин и старшина группы мотористов П.С. Сёмин оказались в воде и были спасены подошедшим катером. Сёмин поздней осенью 1941 года, уже в звании главного старшины, командовал взводом морской пехоты и погиб под Мгой, а Ракитин провоевал всю войну и вышел в отставку инженер-капитаном 1 ранга.

Внутри затонувшей «малютки» в живых остался только 19-летний краснофлотец, электрик В.С. Преображенский, который нёс ходовую вахту в 4-м отсеке, у главного электродвигателя. Придя в себя после взрыва, Виктор быстро сориентировался, включил аварийное освещение и подал в отсек сжатый воздух, чтобы предотвратить дальнейшее поступление воды, словом, действовал «как учили». А учили, надо сказать, в Учебном Отряде Подводного Плавания (УОПП) имени Кирова на совесть, что и показал дальнейший опыт войны. Продолжая действовать в том же духе, Виктор открыл нижнюю крышку люка-шлюза, к счастью, располагавшегося именно в 4-м отсеке, вошёл в шлюз, закрыл нижнюю крышку, сравнял давление в шлюзе с давлением забортной воды, после чего открыл верхнюю крышку шлюза и с пузырём воздуха вынырнул на поверхность. Здесь Виктору снова повезло – его немедленно подобрал проходивший поблизости катер. После излечения в госпитале Преображенскому врачи не разрешили служить на подводных лодках, и он попал в морскую пехоту, был тяжело ранен, позже стал политруком на артиллерийской батарее, снова был тяжело (считали смертельно) ранен, но выжил и продолжал воевать. После войны демобилизовался с должности заместителя командира полка морской пехоты в звании подполковника.

Подводная лодка М-81 была поднята аварийно-спасательной службой КБФ в 1965 году. Останки членов экипажа были с воинскими почестями похоронены на рижском кладбище.

У острова Эзель подорвался на мине и затонул тихоходный тральщик «Иманта» (из состава бывшего флота буржуазной Латвийской республики).

Эскадренный миноносец «Энгельс» и сторожевой корабль «Туча» в сопровождении шести торпедных катеров выставили 60 мин в проливе Вире-Курк.

Эсминцы «Стерегущий» и «Калинин» начали минную постановку на Восточной минно-артиллерийской позиции. Проводивший их к месту постановки за тралом БТЩ Т-214 «Бугель» поставил на заграждении 50 минных защитников.

БТЩ Т-206 «Верп» в охранении сторожевого корабля «Буря» провёл за тралом из Таллина в Кронштадт пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин».

На подходах к Либаве на минах, выставленных БТЩ «Фугас», подорвался немецкий охотник за подводными лодками Uj-113.

202-й зенитный дивизион капитана А.А.Чёрного перебазирован из Палдиски в Таллин для усиления противовоздушной обороны аэродрома Юлемисте.

Немецкими истребителями в районе

гидроаэродрома Кихельконна сбито два наших самолёта МБР-2 из состава 15-й отдельной разведывательной эскадрильи.

На Ханко противник предпринял силовую разведку на левом фланге сухопутной обороны в районе железнодорожной станции Лаппвик, но, получив решительный отпор со стороны сил 8-й отдельной стрелковой бригады полковника Н.П. Симоняка, отступил, понеся потери. Неудачей для противника закончилась и его попытка высадить десант на остров Крокан – десант был сброшен в море силами гарнизона острова.

2 ИЮЛЯ

Эсминец «Энгельс» и сторожевой корабль «Туча» в обеспечении шести торпедных катеров выставили 60 мин в проливе Вире-Курк.

Начаты минные постановки на Восточной минно-артилерийской позиции.

Базовый тральщик Т-206 «Верп» провёл за тралом из Таллина в Кронштадт пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин».

Базовый тральщик Т-214 «Бугель» после проводки к месту минной постановки эсминцев «Стерегущий» и «Калинин» сам поставил 45 минных защитников.

3 ИЮЛЯ

В Ирбенском проливе эсминец «Энгельс» и сторожевой корабль «Туча» выставили 60 мин на меридиане маяка Михайловский (Микельбака).


Базовый тральщик Т-214 «Бугель»


С самолётов и морских охотников МО-202, МО-203, МО-206 и МО-207 ставились мины на Восточной позиции севернее острова Нарген и в районе к югу от Хельсинки.

С целью заграждения гавани Пярну в ней были затоплены две баржи, две шхуны и транспорт «Эверига».

Из Рохукюла в боевой поход вышли подводные лодки С-7 С.П. Лисина и С-9 С.А. Рогачевского, первая в район Виндавы, вторая в район банки Штольпмюнде.

Начато формирование Чудской военной флотилии (командующий – капитан 1 ранга


Н.Ю. Авраамов).

В 14 ч 30 мин финская подводная лодка «Висихиси» восточнее острова Гогланд потопила шедший без охранения транспорт «Выборг». С судна был своевременно замечен перископ и след торпеды, от которой капитан теплохода И.Г. Гаврилов сумел уклониться, но вторая выпущенная лодкой торпеда всё-таки поразила судно и от полученных повреждений оно быстро затонуло. Экипаж спасся на шлюпках.

В результате бомбардировки с воздуха и артобстрела финнам удалось взорвать на занимаемом нами острове Пуккио половину имевшихся там боеприпасов, имущества и продовольствия. Зенитная батарея № 273 сбила один из налетевших на остров бомбардировщиков.

4 ИЮЛЯ

14 скоростных бомбардировщиков СБ-2 (скоростными они являлись пять лет тому назад) вылетели в район Ханко для удара по финским броненосцам береговой обороны «Вяйнемяйнен» и «Ильмаринен», но не нашли их и отбомбились по запасной цели.

В шхерах, прилегающих к Ханко, два разведчика МБР-2 обнаружили группу финских транспортов, сбросили на них бомбы и один из транспортов потопили.

Зенитчики Ханко сбили один, а лётчики Антоненко и Бринько – ещё два пикирующих бомбардировщика Ю-88. Четыре самолёта ДБ-3 сбросили






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.