Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование игр (криптограмм и ребусов) для пробуждения интереса к предмету учащихся






В стремлении получить высокое качество знаний и пробудить интерес к предмету используют различные формы организации уроков. Одна из таких форм – учебная игра, которую можно рассматривать как одну из моделей познавательной деятельности. Что, как не игра, может больше всего заинтересовать ребёнка, даже старшеклассника? Ведь дети есть дети, и они всегда предпочтут обычному уроку хорошую игру. Учебный материал в игре усваивается гораздо эффективнее, причём происходит это непринужденно, как бы само собой и не по требованию учителя, а по запросам игровой ситуации [28].

К игровым формам урока относят ролевые игры, игры-путешествия, учебные игры, игры-упражнения и т.д.

При наличии времени можно не ограничиваться уроком обобщающего повторения, а провести игру-конференцию участников комплексного исследования Швамбрании. Основные этапы ее подготовки заключаются в следующем.

Ученики становятся членами комплексной физико-географической экспедиции, цель которой — исследование неизвестного материка Швамбрании, открытой вечером 8 февраля 1914 г. отбывавшими в углу наказание героями Л. Кассиля «после вдумчивого и осязательного исследования недр своих носов». О географии материка известны следующие сведения: географическая карта (Рисунок 6), предположение о том, что Швамбрания «была землей вулканического происхождения», где, как уже упоминалось, в Кудыкиных горах «вышло сильное землетрясение и три вулкана извергнулись», а также приблизительные координаты расположения материка между 20° ю. ш. и 40° ю. ш. в Тихом океане в пределах западного полушария [18].

Затем формируются исследовательские экспедиции, можно составить группы по желанию учащихся. Численность группы не должна превышать десяти человек, в этом случае каждому достаётся конкретное поручение и свой определенный участок работы. В составе экспедиции ребята выбирают картографа, географа, геолога, климатолога, ботаника, зоолога и, конечно, начальника экспедиции. Возможно, какая-то группа введёт в свой состав гидролога, фотографа, художника – нет необходимости сдерживать фантазию и инициативу ребят. К заранее установленному сроку на итоговую конференцию каждая экспедиция предоставляет следующие материалы – физико-географическую характеристику материка (составленную по типовому плану его изучения), карты, отражающие результаты исследований, (необходимо оговорить, что размер карт должен позволять участникам конференции рассмотреть их, т.е. быть не меньше 1/4 ватманского листа, - поэтому лучше ограничиться изготовлением 2-3 карт, тематику которых участники выбирают самостоятельно; карты должны быть сделаны в одном масштабе); фотографии (т.е. рисунки) открытых животных, растений, возможны и другие материалы исследований, которые участники экспедиций сочтут достойными внимания участников конференции (образцы горных пород, археологические находки и т.п.) [18].

В определенный день участники «отправляются» в экспедицию к берегам, неизвестной Швамбрании, т.е. начинают самостоятельную творческую работу. Учителю же следует постоянно быть в курсе проводимых «исследований». Срок игры может быть различным, от двух недель до месяца. Все это время необходимо разными формами поддерживать внимание и интерес к игре. Так на специально выделенном стенде, где висит карта Швамбрании, можно систематически помещать «телеграфные сообщения» о проводимых исследованиях, которые по условиям игры присылают работающие в Швамбрании экспедиции (Рисунок 7).

Составляя план проведения итоговой конференции, учитель должен заранее познакомиться со всеми отчётами и отобрать темы выступлении, в которых важно избежать повторений.

Так, например, характеристику географического положения поручить какой-то одной экспедиции, а вот на обсуждение вынести вопросы о строении и полезных ископаемых материка, которые, как правило, по-разному решаются ребятами. Нужно обязательно разрешить задавать вопросы из зала, вообще организовать игру так, чтобы каждая экспедиция, по-хорошему, защищала результаты своих исследований, а не зачитывала их равнодушным слушателям. Опыт проведения игры показал, что учащимся замечательно удаются характеристики рельефа и строения природных зон и климата (Рисунки 8, 9), они выдумывают «вновь открытых» эндемичных животных, растения, что позволяет придать игре межпредметный характер, например, организовать географо-биологическую экспедицию. Для того чтобы у читателя создалось более полное представление о содержании описанной игры, приведем фрагменты отчетов экспедиций: «...Ученые всего мира считают, что Австралия самый маленький материк (7, 6 млн. км2), но на самом деле это Швамбрания, ее площадь – 5, 87 млн. км2». «Строение Швамбрании не просто, когда-то она входила в состав огромного материка Гондвана, а затем отделилась в результате поднятий и опусканий земной коры...». «…Животное овцекрокодил очень доверчивое и умное, мозг у него развит лучше, чем у дельфинов. Они способны выносить длительные засухи и продолжительные дожди. Имеют большое значение для жителей — дают шерсть, молоко, мясо…». «…Птица даф обитает в Кудыкиных горах, главная её особенность в том, что, будучи взрослой, она остается похожей на птенца, так как покрыта серым пухом. Дафы не умеют летать и вынуждены карабкаться, цепляясь за камни и выступы пород. Питаются мясом, но основная их пища – яйца, которые дафы воруют с необычайным проворством. Пух их очень ценится в Швамбрании, поэтому птица на грани исчезновения и занесена в Красную книгу. Птица хитрая и в баснях швамбран выполняет ту же роль, что у нас лиса...» [18].

Условия игры часто требуют от учащегося самостоятельного анализа учебного материала и вычленения из него необходимых фактов и понятий, а также логических рассуждений, выводов и оценки ситуации [13].

Для более успешного проведения игры необходимо, чтобы ученики достаточно хорошо знали материал, на котором будет строиться учебная игра.

Многим учителям не хватает методических разработок по различным темам. Но разработка игр не представляет большой трудности, так как за основу можно взять любые широко известные игры (к примеру, такие как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» и т.д.).

Полученные в ходе игры знания, умения и навыки следует использовать при подготовке последующих игр.

Семиклассники уже довольно хорошо владеют навыками самостоятельной работы. Им характерна потребность в лидерстве, и если она не реализована, у ребёнка могут возникнуть проблемы эмоционального характера. В мотивации учащихся к игровой деятельности на первый план выдвигается желание проявить лидерские качества, реализовать себя в игре, особенно если традиционные формы организации урока не дают ребёнку такой возможности [13].

Курс географии 7 класса позволяет создавать яркие, эмоционально окрашенные образы природы материков и океанов, стран и народов. Отличительная особенность курса – рассмотрение особенностей многих единичных географических объектов. Эту задачу невозможно решить без умения учащихся делать обобщения. Переход при изучении от одного объекта к другому сопоставим с воображаемым «перемещением» учащихся по соответствующей территории.

Поэтому наиболее приемлемым вариантом учебной игры становится давно используемая на уроках географии в 7 классе игра-путешествие. Этот вид игры предполагает реализацию лидерских качеств. Кроме того, он позволяет сделать так, чтобы в течение учебного года в роли лидера побывали все учащиеся или, по крайней мере, их большинство [13].

Пример такой игры вы можете наблюдать в статье Г.Ф. Гавриловой, 1997 [6].

«Природные зоны мира (урок-путешествие) VII класс»

Материал курса даётся блочно, поэтому тема «Природные зоны мира» изучается в комплексе по всем материкам после темы «Атмосфера и климат Земли», что даёт учащимся целостное восприятие пройденного материала.

Цель урока: обобщение знаний учащихся о размещении и причинах смены природных комплексов на суше, умение их объяснить; умение анализировать содержание карт.

Оборудование: климатическая карта и карта природных зон мира, атласы, таблички с названиями всех природных зон, станций, инструктивные карточки.

Содержание урока

1. Объяснение хода урока-путешествия, краткое содержание заданий для каждой станции.

2. Путешествие по станциям.

3. Станция «Номенклатура». Подведение итогов.

Дать определение понятий: природная зона; природный комплекс; широтная зональность; высотная поясность; природный ландшафт; антропогенный ландшафт.

Станция «Карта»

1. Назвать и показать на карте природных зон мира природные зоны мира и одного из материков (по выбору).

2. В каком направлении располагаются зоны? Показать на карте. Причины смены природных зон на материке (по выбору учащегося).

3. Используя таблички с названиями природных зон, распределить их в последовательности на одном из материков (по выбору).

Из предложенного набора табличек с названием природных зон ученик выбирает и прикрепляет их на карте материка. Если позволяет время на уроке, то можно эту работу выполнить на карте всех материков, за исключением Антарктиды. Почему?

4. Используя инструктивную карточку (Зависимость растительности от климата), ответить на вопросы (любые 2 – 3 из предложенных). Сделать вывод.

5. Выбрать правильный ответ.

В чем проявляется приспособленность растений саванн к окружающей среде:

а) деревья искривленные, пригнувшиеся к земле, низкорослые;

б) деревья вечнозелёные, имеют широкие и жесткие листья;

в) в засушливый период травы выгорают, многие деревья сбрасывают листву.

Задание: сопоставить климатическую карту и карту природных зон.

1. По карте природных зон найти области, занятые экваториальными лесами.

2. Пользуясь ориентирами, мысленно перенести эти области на климатическую карту.

3.Выяснить для этих мест годовое количество осадков.

4. Определить средние температуры самого холодного и самого теплового месяцев.

5. По карте природных зон найти области, занятые саваннами.

6. Мысленно перенести эти области на климатическую карту.

7. Выяснить для этих областей годовое количество осадков и средние температуры.

8. Сравнить климатические условия обеих зон и сказать, чем вызвана смена растительности — изменением температуры или изменением условий увлажнения?

9. Найти области пустынь и полупустынь. Чем объясняется распространение здесь пустынь?

10. Найти сухие субтропические области, влажные. Выяснить количество осадков и температурные условия.

Станция «Природная зона»

Назвать природную зону:

1. «Лето короткое, прохладное. В местах, освобождающихся от снега и льда, растут кое-где лишайники» (арктическая пустыня).

2. «Здесь растут колючие кустарники, полынь. Родина кактусов, агав» (тропическая пустыня).

3. «В растительности преобладают дуб, бук, липа, орех» (широколиственные леса).

4. «Почвы черноземные, богатые перегноем и очень плодородные» (степь).

5. «Почвы бурые, растут полынь, саксаул, водятся верблюды, грызуны» (полупустыня и пустыня).

6. «Вечнозеленые леса разнообразны по видовому составу, многоярусны, цветут и плодоносят круглый год» (влажные экваториальные леса).

Итак, что определяет природную зону?

Станция «Заповедник»

Назвать и показать на карте заповедники и национальные парки на одном из материков (по выбору). С какой целью они созданы? (можно взять 2 – 3 материка).

Станция «Человек и природа»

Привести 2 – 3 примера благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на природу в результате его хозяйственной деятельности.

В заключение урока делается обобщение, подводятся итоги, выставляются отметки.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, росту личности ребёнка, объективности самооценки, формированию навыков поведения в коллективе.

Также для лучшего усвоения материала учителя используют игры-упражнения – это криптограммы, ребусы, кроссворды и т.д. (Рисунок 10). Например, при правильном заполнении Криптограммы 1 (Рисунок 11) получается один из вариантов названия южноамериканской сельвы.

Вопросы для заполнения Криптограммы 1:

1, 7, 9. Типичные представители животного мира южноамериканской сельвы.

2. «Белые муравьи».

3. Хищное животное из семейства кошачьих.

4. Пресмыкающиеся, которыми изобилует сельва.

5. Самая маленькая птица планеты.

6. Рыба – гроза обитателей вод.

8. Птица южноамериканской сельвы с непропорционально большим ярко окрашенным клювом.

10. Крокодил, обитающий в Южной Америке.

11, 13. Типичные представители растительности южноамериканской сельвы.

12. Дерево – каучуконос.

Ответы:

1. Муравьед.

2. Термиты.

3. Ягуар.

4. Змеи.

5. Колибри.

6. Пиранья.

7. Опоссум.

8. Тукан.

9. Тапир.

10. Кайман.

11. Лианы.

12. Гевея.

13. Фикус.

С помощью криптограмм можно «оживить» и активизировать процесс изучения наиболее, пожалуй, трудного (с точки зрения учащихся) аспекта в курсах географии 6 – 10 классов – узнавания и запоминания географических объектов и их расположения на карте [29].

Криптограммы также можно выполнять дома: составлять или заполнять их. Заполнение криптограмм поможет учащимся без больших усилий, в игровой форме, приобрести навыки самостоятельной работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.