Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционный урок (типы, структура, методика)






Введение

География в школе всегда была важной мировоззренческой дисциплиной. Ведь география охватывает практически все сферы жизни общества и окружающей среды, включая в себя сведения из многих других наук (геологии, астрономии, экологии и т.д.). Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе.

Овладев географическими познаниями, человек осознает себя частью окружающего пространства, воссоздаёт для себя целостную картину современного мира. Поэтому географические знания, географическая культура должны быть частью общей культуры каждого человека [28].

Но у многих учащихся отсутствует должный интерес к школьному курсу географии.

Познавательный интерес, безусловно, является основой обучения. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми, - задача каждого учителя географии.

Традиционный урок (типы, структура, методика)

Основные характеристики традиционной классно-урочной системы обучения:

1. Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

3. Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

4. Каждый урок посвящен только одному предмету (монизм);

5. Постоянное чередование уроков (расписание);

6. Руководящая роль учителя (педагогическое управление);

7. Применяются различные виды и формы познавательной, деятельности учащихся (вариативность деятельности) [24].

Типы традиционного урока.

Несмотря на многообразие типов, все уроки в традиционной системе ориентированы на развитие ученика через деятельность учителя.

1. Урок ознакомления с новым материалом (урок сообщения новых знаний). Структура урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил и т.д.

Основные этапы урока:

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Постановка задания на дом. Подведение итогов урока [21].

2. Урок закрепления изученного.

Основная дидактическая цель – формирование определенных умений.

Структура:

Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

3. Урок применения знаний и умений.

В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и корректировка необходимых знаний и умений, анализ заданий и способов их выполнения, подготовка требуемого оборудования, самостоятельное выполнение заданий, рационализация способов выполнения заданий, внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.

Этим обусловлена возможная структура такого урока:

Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания [22].

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Функции обобщающего урока: систематизация фактических знаний на основе ведущих идей, проверка знаний и умений учащихся (проверяется и оценивается не столько знание фактов, сколько овладение системой понятий, умениями устанавливать связи между понятиями, обобщать применять закономерности теории).

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета [24].

В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Повторение и анализ основных фактов событий, явлений. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний. Подведение итогов урока [21].

Повторение и обобщение решает следующие задачи:

· обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и навыков;

· приводит в систему факты и явления, углубляет содержание изученных понятий;

· помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами, явлениями;

· формирует навыки самостоятельной работы;

· способствует умственному развитию учащихся.

При проведении данных уроков не следует:

- включать в урок большое количество разнообразных вопросов и большое количество понятий, т. к. качество знаний зависит не от количества;

- при повторении необходимо не просто воспроизводить изученное ранее, а раскрывать причинно-следственные связи между явлениями на более высоком уровне [24].

5. Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса [22].

При таком подходе возможна следующая структура урока:

Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке. Проверка знаний учащимися фактического материала и умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях. Подведение итогов (на данном и последующих уроках) [21].

6. Комбинированный урок.

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков.

Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

Ознакомление с темой урока постановка его целей и задач. Проверка домашнего задания. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу. Изложение нового материала. Первичное закрепление изученного. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания [24].

7. Урок-лекция.

Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала, распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д.

Возможный вариант структуры урока-лекции:

Создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач урока. Ее разрешение при реализации намеченного плана лекции. Выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию». Воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д. Применение полученных знаний. Обобщение и систематизация изученного. Формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника [21].

8. Урок-семинар.

Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения [22].

Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и т.д. В практике обучения получили распространение:

· семинары - развернутые беседы;

· семинары-доклады;

· рефераты;

· творческие письменные работы;

· комментированное чтение;

· семинар-решение задач;

· семинар-диспут;

· семинар-конференция и т.д.

9. Урок-зачет.

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет. Основная его цель состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная оценка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.

Практикуются различные виды зачетов:

· текущий и тематический;

· зачет-практикум;

· дифференцированный зачет;

· зачет-экстерн и т. д.

Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае – закрытым. Чаще всего предпочтение отдается зачетам открытым, с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета [21].

Разнообразить зачеты, сделать их более интересными, можно с помощью игры: лото, путешествие и т.д.

10. Урок-практикум.

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному, его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений [24].

Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика.

Структура уроков-практикумов:

Сообщение темы, цели и задач практикума. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Мотивация учебной деятельности учащихся. Ознакомление учеников с инструкцией. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования. Выполнение работы учащимися под руководством учителя. Составление отчета. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы [21].

2. Современные методы и подходы, нацеленные на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе изучения курса «ФГМиО»

Существует много современных технологий, позволяющих избрать наиболее эффективные формы и методы обучения.

В этой главе нами даётся представление о следующих методах и подходах:

2.1 Применение компьютерных технологий и мультимедиа для упрощения процесса преподавания и повышения его качества. При написании этой части мы руководствовались статьями из журнала «География в школе» Новенко Д.В. (2004) [23], Таможней Е.А. (2004) [27], Шульгиной О.В. (2003) [32] и статьёй из Интернета Галагур М.В. [7].

2.2 Использование рисунков и опорных иллюстративно-графических конспектов для лучшего восприятия географических объектов и процессов. Информация по этому вопросу нами заимствована из работ Беньковича Т.М. (1995) [1] и Громова П.А. (1979) [9].

2.3 Использование игр (криптограмм и ребусов) для пробуждения интереса к предмету учащихся. Здесь информация нами даётся на основе книги Крыловой О.В. (1989) [18], статей Гавриловой Г.Ф. (1997) [6], Зотова А.М. (2004) [13], Фёдоровой В.А. (2004) [29] и статьи из Интернета Тодышева Д.А. [28].

2.4 Использование стихотворений, художественной литературы и фольклора для лучшего усвоения наиболее трудного материала. Информация предоставлена на основе анализа статей Бровко Е.В. (2004) [3], Дорохиной Е.Е. (1998) [10], Ефримова С.И. (2004) [12], Крыловой О.В. (2005) [20], Сахновой С.И. (2003) [26].

2.5 Применение тестов для лучшего усвоения материала и контроля уровня знаний. Информацию для этой части я почерпнула из статьи Фромберга А.Э. (2002) [31], статьи из Интернета Измайлова А.В. [15] и книги Вагнера Б.Б. (1997) [5].

Но устойчивый интерес к предмету обеспечивается не только технологией, но и личностью учителя, характером его общения с учащимися, умение сделать преподавание своего предмета живым и доступным, с использованием интересной, хорошо иллюстрируемой литературы, которая издаётся в последнее время [4, 8, 14, 16, 25].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.