Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. Проявления аффективной сферы






 

Блок включает разнообразные признаки поведения:

 

- сосредоточенность, - явное проявление волевого усилия, - нетерпеливость, - тревожность, - наблюдательность, - вдумчивость, - веселость, - изменчивость, - аффективные проявления, - обкусывание ногтей, карандаша, - краснение, - паясничание, - утомляемость.  

 

Качества познавательной сферы описывают силу внимания, сосредоточенности, серьезности в выполнении заданий, подвижность представлений, которые позволяют оценить сформированность установки ребенка на познание, учение, готовность на сосредоточенную, вдумчивую, интеллектуальную деятельность в школе.

Эмоциональная сфера личности является фоном для раскрытия ребенка, его действий в ходе собеседования. Она оказывает влияние на успешность выполнения заданий, на пути движения к результату. Анализ признаков эмоциональных проявлений покажет ситуативные реакции, а также возможные проблемы личности. Это может быть высокая тревожность, большая утомляемость, связанная со слабостью психики или перенапряжением.

Аффективные проявления: вспышки гнева, неожиданные слезы, необоснованная агрессивность и т. п. являются яркими показателями эмоциональных нарушений в жизни ребенка. В этом случае необходимо ответить на вопрос о причинах неблагополучия ребенка и предложить тактику коррекции.

 

Работа с Методикой наблюдения требует опыта при анализе и диагностике симптомов. При подробном рассмотрении каждого проявления, внимания к деталям Методика может оказаться очень информативной и дополнить результаты других тестов. Надо учесть в анализе обе стороны поведения ребенка: как внешнее проявление, так и причины. «При изучении отдельных отрезков поведения наше внимание должно быть обращено также и к непосредственным стимулам с тем, чтобы, подвергнув их тщательному анализу, понять происхождение и значение каждой реакции» (Басов, 1975, С. 61). Таким стимулом в беседе во многом является и непосредственное поведение самого психолога, оказывающее влияние тем или иным образом на ребенка. Учет многосторонних факторов в наблюдении — вот важное достоинство Методики Й. Шванцары.

 

Литература:

1. Анищенко О. Условия формирования предпосылок учебной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 5. — С. 39—44.

2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми // Басов М.Я. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1975. — 432 с.

3. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

4. Смирнова Е. О. Общение со взрослым как фактор формирования готовности к школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 41—43.

5. Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага: Авиценум, 1978. — 388 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.