Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностическая беседа






 

Диагностическая беседа является основной формой взаимодействия с ребенком, в рамках которого реализуются задачи психодиагностического обследования. Освоение логики, приемов и механизмов беседы — необходимое условие успешности работы студента на практике.

Рассмотрим ряд важных аспектов в проведении беседы.

Надежность полученных в беседе диагностических данных и составленного на их основе психологического заключения во многом зависят от установленного межличностного контакта психолога с ребенком.

Следует учитывать, что в процессе установления контакта с ребенком образ психолога может быть связан с субъективными переживаниями ребенка, проекциями образов родителей, учителя (для детей школьного возраста), врача или воспитателя (для детей дошкольного возраста). В результате, дети разного возраста в ситуации беседы вырабатывают определенные стратегии поведения (демонстративность, уход, избегание, агрессия и др.). Так, подростки часто могут занимать негативистскую позицию по отношению к психологическому исследованию, сомневаться в его целесообразности и эффективности и т. п.

Таким образом, реакция ребенка на процедуру исследования может быть достаточно стереотипной и защитной по своей психологической природе, что требует от психолога терпения, внимательности к различным проявлениям ребенка, находчивости и проявления искреннего интереса к его жизни.

Негативное отношение ребенка к исследованию требует от психолога поиска дополнительной информации о причинах такого поведения или отношения. В некоторых случаях существенно могут помочь беседы с воспитателями, с родителями, с практическим психологом этого учреждения.

Позиции, занимаемые ребенком по отношению к психологу в течение беседы, представляют собой индикаторы свойств или состояний, причем с ними необходимо считаться при общей интерпретации результатов беседы и диагностических данных. Многое в беседе определяет ожидание, с которым ребенок является на встречу с психологом. Диагностически значимой также является информация о приспособлении ребенка к ситуации исследования и анализ защитных реакций (отказ, протест, агрессивность и т. д.).

В процессе проведения вводной части беседы рекомендуется использовать:

а) нестереотипные вопросы, помогающие избежать защитных реакций или отрицательных ответов, и, тем самым, ускоряющих процесс психодиагностического исследования;

б) личностную форму обращения к ребенку. Оптимальнее всего обращаться к ребенку по имени (с учетом его отношения к различным его формам) и используя лексикон, понятный ребенку. В целом разговор должен строиться с учетом круга преобладающих интересов ребенка, его психологических характеристик, условий жизни;

в) «интригу» в отношениях с ребенком (любого возраста). Это может быть игра на основе психологической проекции с использованием различного инструментария – игрушек, бумаги, цветных карандашей и т. д.; личностный или провоцирующий вопрос для подростков и т. п.;

г) анализ собственных детских переживаний психолога в процессе работы с ребенком.

 

В целом, в начале беседы необходимо добиться настройки ребенка на сотрудничество и продуктивную совместную работу.

Так как всегда остается риск отказа ребенка от сотрудничества, психологу рекомендуется занять недирективную позицию в общении. Установление контакта может ускориться при условии тактичного, бережного и неосуждающего (но не безразличного) отношения к мнениям и позиции ребенка.

Атмосфера доверия, создаваемая через понимающее, «теплое» отношение психолога позволяет ребенку более свободно проявлять свои чувства, а психологу ориентировать его на продолжение встреч. Напротив, слишком непринужденное, неуправляемое поведение ребенка осложняет экспериментальное взаимодействие и в некоторых случаях требует коррекции, например, при поведении, осложненном истерическими реакциями ребенка.

Одной из основных характеристик диагностической беседы является степень ее стандартизации и управляемости. Чем выше степень стандартизации, тем более выражена инициатива психолога, задающего вопросы, более строг план беседы, характерна более жесткая тактика и строго определенный, практически неизменный набор и форма вопросов.

Тем самым, стандартизованная беседа представляет собой запрограммированное интервью по типу анкеты, когда исследователь, придерживаясь неизменной стратегии и тактики, предъявляет каждому испытуемому предварительно подготовленные вопросы, сохраняя неизменными их формулировку и последовательность.

В свободной беседе исследователь, придерживаясь некоторой общей стратегии, имеет возможность свободно менять тактику по ходу опроса в зависимости от складывающейся ситуации.

В практике наиболее распространенной является частично стандартизованная беседа, сочетающая достаточно четкую стратегию с относительно свободной тактикой.

Как высокий, так и низкий уровни стандартизации имеют свои достоинства и недостатки. К достоинствам стандартизованной беседы можно отнести:

· возможность получить сравнимые данные, поскольку гарантирует, что все необходимые вопросы будут заданы;

· она требует меньших временных затрат;

· она не очень чувствительна к уровню квалификации исследователя.

Использование такой беседы может быть целесообразно, прежде всего, при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных, а также в тех случаях, когда выясняемая проблема носит формальный характер.

Вместе с тем, жестко регламентированная стандартизованная беседа не учитывает индивидуальное своеобразие ситуации опроса. Она может восприниматься детьми как экзаменационная процедура, способная иногда вызвать оборонительную реакцию в силу своей неестественности.

Отмеченных недостатков лишена свободная беседа, допускающая большую гибкость в форме и последовательности вопросов. Она дает возможность:

· индивидуализировать ситуацию опроса;

· сохранить ее естественность;

· поддерживать эмоциональный контакт с ребенком;

· обеспечить ему возможность самовыражения.

 

В работе с детьми предпочтение отдается, как правило, более свободным формам беседы, которые, благодаря своей меньшей формальности, позволяют снизить робость и застенчивость ребенка, устранить его вербальные затруднения. Кроме того, гибкость свободной беседы позволяет в случае необходимости оказать ребенку помощь при ответе, в частности, путем переформулирования вопросов. При работе с детьми это является особенно важным, так как здесь могут возникнуть определенные трудности, вызванные неадекватным пониманием содержания отдельных понятий.

Структура беседы традиционно имеет ряд определенных блоков. Классическую структуру диагностической беседы можно представить следующим образом:

q вводная часть — установление контакта и привлечение ребенка к сотрудничеству;

q свободные проявления испытуемого;

q подробное психодиагностическое исследование;

q ослабление напряжения;

q заключение.

 

Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать ребенка, привлечь его к сотрудничеству, т. е. «настроить» его на совместную работу.

Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога (а в рамках диагностического исследования именно так), то ее вводная часть должна заинтересовать ребенка темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личностного участия в беседе. Ребенку необходимо сказать о примерном времени беседы и, по возможности, объяснить ее задачи.

Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того, сколько встреч с ребенком планирует провести психолог для выполнения его диагностических задач. При этом первые встречи с ребенком должны настраивать на продолжение работы в дальнейшем, удерживать интерес ребенка к предлагаемым заданиям. Вводная часть, таким образом, является тестирующей на предмет мотивации ребенка, его настроения в этот день и готовности к работе.

На начальной стадиибеседыособую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке ребенка.

Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе. Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему этапу.

Второй этап характеризуется наличием общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний ребенка, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную базу фактов и событий из жизни ребенка.

Третьим этапом беседы является подробное исследование содержания обсуждаемых проблем.

Именно в течение третьего этапа беседы психолог-практикант может предлагать комплект психодиагностических методик, которые он должен использовать в своей работе. Выполнение всех диагностических процедур зависит от темпа работы ребенка, его настроенности в данную встречу и т. п. факторов. Поэтому невозможно строго регламентировать общее количество встреч с каждым ребенком в процессе диагностического исследования.

Данный этап — это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от психолога, от его умения включать в ход беседы психодиагностические методики, задавать вопросы, слушать ответы и записывать их, наблюдать за поведением ребенка. Содержание этапа полностью определяется конкретными задачами данной встречи, особенностями предлагаемых методик исследования и готовностью ребенка к работе.

Завершающая фаза — это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Иногда может истечь контрольное время, отведенное на работу с конкретным ребенком (как правило, не более 30—40 минут), а программа этого дня оказывается незавершенной — ребенок устал, темп выполнения психодиагностических заданий низок, беседа ушла в другое русло вне темы сегодняшней работы и т. д. В этом случае, беседа прерывается на незавершенной теме, требующей продолжения. Поэтому психолог мотивирует для ребенка следующую встречу как необходимость завершения начатого задания.

Если последующая встреча предполагает продолжение программы исследования ребенка, то также важны заключительные договоренности. Когда вся программа исследования конкретного ребенка завершается, необходимо это проговорить ребенку на предпоследней и последней встрече. Подготовить его к окончанию рабочих встреч. За время работы ребенок может привыкнуть к ритму встреч с психологом, испытывать интерес к ним и определенную потребность в поддержании возникших отношений. Поэтому завершающая фаза в последней и предпоследней встрече-беседе должна снять возникающее перед расставанием напряжение. Возможно, что сама эта тема может стать самостоятельным предметом разговора и потребует от психолога-практиканта большей внимательности к проявлениям ребенка.

Описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако, «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.