Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание учебной информации






Психологи, изучающие процессы понимания, констатируют факт, что учебная информация может быть воспринята, но не понята или недостаточно понята, и наоборот. В процессе понима­ния выделяют следующие этапы: восприятие (соотнесение язы­ковых знаков с их значениями, формальное и смысловое пред­восхищение), понимание текста (его осмысливание, связанное с раскрытием символов, эмоциями, оценкой, включающей умо­заключение) и его интерпретация (помещение в контекст: пред­метный или личностный).

Установлено, что восприятие смыслового содержания текста представляет собой сложную аналитико-синтетическую речемыс-лительную деятельность, смысл которой состоит в переводе по­следовательности языковых средств на метаязык образных схем, в так называемую систему универсально-предметного кода (УПК), позволяющего представить в целостном виде те предметные отно­шения, о которых «идет речь» в тексте.

По мнению исследователей, письменная речь наиболее важна в процессе понимания, закрепления и передачи знаний, а вос­приятие текста выступает в практике письменной коммуникации как заключительный этап, конечный пункт процесса передачи мысли [11]. Поэтому в профессиональном обучении важным явля­ется вопрос о степени адекватности восприятия и интерпретации обучаемыми смысловой информации, содержащейся в текстах (речевых сообщениях). Психологи и психолингвисты указывают на тесную связь восприятия и интерпретации текста с его пони­манием.

Понимание текста стало предметом изучения лишь в начале 1980-х гг. Понимание рассматривается как трехступенчатый про­цесс. Первая ступень связана с пониманием предложений, пере­водом их в глубинные структуры, которые могут быть описаны как своего рода «фреймы», а вторая — с пониманием связного текста, поиском межпозиционных связей с помощью процедуры логического вывода, умозаключения и т. п. Третья ступень заклю­чается в использовании знаний, имеющих отношение к тексту.

Особую важность имеют в этой связи исследования психолин­гвистов, которые установили феномен неоднозначности (вариа­тивности) понимания одного и того же текста разными учащи-


мися. Вариативность понимания текста представляют как его ин­терпретацию. Именно в феномене вариативности (интерпретации) усматривается одна из причин трудности процесса понимания.

Ученые в области ландаматики, психологии чтения, психосе­миотики установили другие психологические особенности пони­мания текстовых форм (учебников, инструкций, технических до­кументов и др.), которые заключаются:

- в несоответствии логики написания текстовых форм и психо-­
логии «пользователя»;

- зависимости содержания познавательного образования от
перцептивных возможностей учащихся с разными когнитивными
стилями разных уровней развития;

- рассогласованности логики текстовых форм с логикой и струк­
турой действий обучаемого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.