Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития систем производственного обучения






Предметная система. Первой системой производственного обу­чения была предметная. Сущность предметной системы заключа­лась в том, что профессиональное мастерство приобреталось пу­тем изготовления конкретных изделий.

Эта система существовала в условиях мануфактурного произ­водства. Ученики принимались в мастерскую к определенному мастеру. Формой обучения являлось индивидуальное ученичество. Программа обучения включала перечень изделий, изготовление которых необходимо было усвоить обучаемым. Сначала изготовля­лись более простые, а затем — более сложные изделия (предме­ты).

Однако данная система производственного обучения имела недостатки. Во-первых, учащиеся получали подготовку в непол­ном объеме, так как формирование знаний и умений осуществля­лось в процессе изготовления изделий (например, обуви), на ко­торые мастерская получала заказ. Во-вторых, результат обучения зависел от профессионального мастерства мастера. В-третьих, кон­троль за ходом обучения отсутствовал.

В результате, выполняя производственное задание, ученики получали отрывочные, бессистемные умения по избранной про­фессии.

Из-за этих недостатков предметную систему производственно­го обучения в настоящее время в профтехучилищах не применяют. Частично ее используют при подготовке рабочих на производстве. Операционная система. С ростом и развитием крупного капита­листического производства потребовалась массовая подготовка рабочих кадров. Технология производства становилась сложнее, и требовалась научно обоснованная система обучения. Авторами новой системы производственного обучения стали инженеры Д. К.Советкин, В. П. Марков. На основе анализа содержания труда токаря, слесаря, столяра ими были выделены составные элемен­ты — приемы труда, входящие в состав трудовой деятельности. Приемы труда стали называться впоследствии операциями. Тер­мин «операция» сами авторы системы не употребляли. Они пока­зали, что будущего рабочего целесообразно обучать профессио­нальной деятельности, расчленяя ее на основные элементы-при­емы в виде работ. При правильном отборе и расположении этих элементов в определенной методической последовательности ока­залось возможным быстрое и успешное обучение профессиональ­ному мастерству. Разработанные Д. К. Советкиным в 1868 г. первые программы производственного обучения и тщательно подобран­ные учебные задания привлекли внимание педагогов Европы и Америки.


В этих странах данная система производственного обучения применялась под названием русской. Позднее ее назвали опера­ционной системой. Термин «операция» в названии системы ука­зывает на высокую степень расчленения содержания обучения. Всякое расчленение связано с выделением операции. Однако части структуры профессиональной деятельности, выделенные в рус­ской системе, не являются операциями в производственном по­нимании. Это учебные единицы содержания обучения, отражаю­щие элементы реального трудового процесса, но не совпадаю­щие с ним.

Операционная система дала возможность систематически и последовательно обучать учащихся овладению трудовыми умени­ями, позволила контролировать знания и умения в процессе вы­полнения упражнений и тем самым внесла огромный вклад в ме­тодику подготовки рабочих кадров.

Предметно-операционная система. Однако в «чистом» виде опе­рационная система применялась недолго. В 1890 г. С. А. Владимир­ский, директор одного из московских ремесленных училищ, пред­ложил новую систему обучения, которая сочетала достоинства первой и второй систем производственного обучения. Новая си­стема предусматривала изучение трудовых операций в процессе изготовления продукции. Она получила название операционно-предметной системы. Отбор содержания производственного обу­чения проходил таким образом, что при изготовлении первого предмета осваивались наиболее легкие три-четыре операции, а при изготовлении последующих — наиболее сложные.

Д. К. Советкин счел необходимым значительно увеличить чис­ло производственных объектов и приблизил свою систему к предметной системе производственного обучения. Основное дос­тоинство операционно-предметной системы — пробуждение ин­тереса у учащихся к производственному труду. Но она имела существенный недостаток: учащиеся не усваивали отдельные тру­довые операции, так как недостаточно упражнялись в их выпол­нении.

Моторно-тренировочная система. Система производственного обучения, которая была разработана в советское время в 1920 — 1930-е гг., называлась системой ЦИТа, или моторно-трениро-вочной системой. Основоположником системы стал А. К. Гастев, революционер, соратник В.И.Ленина, поэт, исследователь науч­ной организации труда, директор ЦИТа, репрессированный в 1938 г.

Новая система производственного обучения строилась на ос­нове трех принципов: рациональности, массовости, скоротечности. Особенностью системы было расчленение трудового процесса на отдельные движения. На основе исследования разрабатывались эталоны трудовых движений. Эти эталоны движений формирова-


лись у учащихся с помощью различных тренажеров. ЦИТ разрабо­тал сотни методик, реализующих главную идею — тренировку трудовых движений, доведение их до совершенства. Обучение по системе ЦИТа требовало всего 3 — 6 месяцев. В годы первых пяти­леток сотрудники ЦИТа на 400 базах обучили 1, 5 миллиона чело­век 200 профессиям. Хотя данная система производственного обу­чения просуществовала недолго (в 1939 г. институт был закрыт), элементы методической системы, разработанные ЦИТом, проч­но вошли в методику профессионального обучения: письменный инструктаж, трудовой метод, анализ трудовых движений рабоче­го с помощью фото- и киносъемки.

Дальнейшее совершенствование методики производственного обучения привело к созданию новой системы. В начале 1940-х гг., в период создания государственной системы трудовых резервов, была разработана операционно-комплексная система.

Операционно-комплексная система. Суть рассматриваемой сис­темы состоит в том, что при исследовании трудового процесса выделялись отдельные операции и комплексы операций. Обуче­ние по операционно-комплексной системе строилось следующим образом. После изучения первых двух-трех тем и овладения про­стейшими операциями учащиеся выполняли комплексную рабо­ту, в процессе которой совершенствовались их умения, формиро­вались навыки.

До недавнего времени содержание программы производствен­ного обучения включало перечень комплексных работ по каждой теме. Это нацеливало мастера на определенную методику форми­рования производственных умений. Схематично это представлено

на рис. 11.

Рассматривая данную систему применительно к формирова­нию содержания обучения электромонтажным работам, можно

 

 


выделить следующие операции в содержании темы «Пайка алю­миниевых и медных жил»:

-соединение однопроволочных алюминиевых жил;

-соединение многопроволочных алюминиевых жил;

- оконцевание медных жил с помощью наконечников;

- соединение и ответвление медных жил пропаянной скруткой;

- комплексная работа.

В 1960— 1970-х гг. ученые обосновали целый комплекс систем производственного обучения:

-технологическую (Е.А.Миллерян);

- предметно-технологическую (М.А. Жиделев);

- приемо-комплексно-видовую (К. И. Катханов);
-проблемно-аналитическую (С.Я.Батышев) и др.
Проблемно-аналитическая система. Эта система применяется

для подготовки по группе профессий, связанных с наладкой элек­тротехнических, радиотехнических систем и механизированных комплексов. Для рабочих данного профиля характерна интенсив­ная умственная деятельность. В их функции входят выявление не­исправностей в работе технических устройств, устранение непо­ладок в работе оборудования. Проблемно-аналитическая система предполагает выделение часто встречающихся неисправностей элементов, блоков, системы в целом. Типичные неисправности, их признаки и причины являются источником проблемных ситу­аций в обучении.

Неисправности устраняются трудовыми действиями, которые выполняются по определенному алгоритму. Уяснение алгоритма действий связано с умственной, аналитической деятельностью, поэтому рассматриваемая система обучения называется проблем­но-аналитической.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.