Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-стилистический анализ






Музыку песни «Вечерняя звезда» написал прекрасный композитор-романтик 19 века Роберт Шуман. Новизна и необычность музыки Р. Шумана проявились в чудесной мелодичности, в желании в своем творчестве создать выразительное, романтичное и оторваться от обыденности.

Роберт Шуман (8 июня 1810 г – 29 июля 1856 г) - немецкий композитор, пианист и музыкальный критик, один из наиболее ярких представителей немецкого романтизма. Р.Шуман родился в Цвиккау (Саксония) в семье книготорговца и издателя. Рано стали проявляться способности пианиста и композитора, а так же литературный жанр. Первые уроки музыки он брал у местного пианиста. В десятилетнем возрасте начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. В 1828 году отправился в Лейпциг в юридический университет, однако значительную часть своего времени посвящал литературным занятиям и музицированию, брал уроки фортепиано у Фридриха Вика. Через год Р. Шуман перевелся в университет Гейдельберга, но так же упорно занимался музыкой. Вскоре он сумел убедить свою семью в том, что карьера пианиста больше соответствует его наклонностями. В 1830 году он вернулся в Лейпциг, где поселился в доме Вика. Стремясь, стать выдающимся виртуозом, он упорно занимался, что привело к повреждению пальца – это заставило оставить мысль о профессиональной пианистической карьеры. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.

В 1834 Шуман основал в Лейпциге периодическое издание Neue " Новый музыкальный журнал" (Zeitschrift fur Musik) и до 1844 оставался его главным редактором и выступал в нем в качестве автора. Проявил себя как блестящий, проницательный музыкальный критикпервооткрыватель молодых талантов. Свои статьи Шуман нередко подписывал псевдонимами Эвзебий (лирически-созерцательная сторона композитора) и Флорестан (импульсивная, пылкая сторона его личности). Эти герои, наряду с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Н. Паганини и будущей женой Шумана пианисткой Кларой Вик вошли в состав придуманного Шуманом фантастического " Давидова братства" (Davidsbund), противостоящего филистерским взглядам на искусство. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах молодой Шуман избрал форму фортепианного цикла. В течение 1830-х годов появились циклы " Бабочки", " Карнавал" (в нем фигурируют музыкальные " портреты" членов Давидова братства - давидсбюндлеров), " Танцы давидсбюндлеров", " Детские сцены", " Крейслериана" (по мотивам прозы Э. Т. А. Гофмана), " Венский карнавал", сборник миниатюр " Фантастические пьесы". " Флорестановское" и " эвзебиевское" начала прихотливо сочетаются и в многочастных непрограммных произведениях этого же периода - трех сонатах (третья из

 

них включает обаятельные " Вариации на тему Клары Вик"), масштабной трехчастной Фантазии, " Симфонических этюдах" (в форме вариаций на тему Ф. Вика), " Юмореске".

В середине 1830-х годов начался роман Шумана с Кларой Вик, но отец ее был против этого союза. Период борьбы за Клару и вынужденной разлуки с ней был отмечен в жизни композитора глубокими депрессиями. В 1840 году состоялось бракосочетание Р. Шумана и Клары Вик. Этот год именуется «годом песен». В едином творческом порыве Шуман создал свыше 100 песен для голоса с фортепиано, в том числе вокальные циклы «Любовь и жизнь женщины» - на слова А. Шамиссо, в 8 частях; «Любовь поэта» - на слова Г. Гейне, в 16 частях. Изобилующий деталями, насыщенный подтекстами фортепианный аккомпанемент – отличительная черта большинства лучших вокальных миниатюр Шумана, в том числе из сборника «Мирты» (26 песен на слова разных поэтов) и тетрадей на слова Гейне (соч. 24) и Й. фон Эйхендорфа (соч. 39).

В 1841 Шуман писал преимущественно оркестровую музыку. Из-под его пера вышли, в частности, 1-я симфония, первая редакция 4-й симфонии и предназначенная для Клары поэтичная Фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии ставшая первой частью Фортепианного концерта ля минор (закончен в 1845). В 1842, пока Клара находилась в длительной концертной поездке, Шуман предпочитал оставаться дома, написал несколько крупных камерно-инструментальных опусов, в том числе популярный Квинтет для фортепиано и струнных. К этому времени стиль Шумана утратил прежнюю импульсивность и непосредственность, стал более уравновешенным, на смену характерной для произведений 1830-х годов многослойной пришли более экономные и традиционные формы изложения. Следующий, 1843 год был отмечен созданием большой симфонической кантаты (по существу, светской оратории) " Рай и Пери" (по поэме Т. Мура) и началом работы над музыкой для солистов, хора и оркестра к отдельным сценам " Фауста И. В. Гете. Первой была написана музыка к заключительной сцене трагедии - одно из самых величественных и гармоничных творений композитора.

Тогда же Шуман занял должность профессора в Лейпцигской консерватории. Обнаружилось, что Шуман совершенно неспособен к преподаванию. В 1844 Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где его продолжали преследовать депрессии, серьезно затруднявшие его деятельность. Лишь в 1847-48 композитор пережил относительный творческий подъем, сочинив несколько камерных опусов, ряд песен и хоров и оперу " Геновева" (ее премьера в Лейпциге прошла без особого успеха). В 1848 Шуман начал сочинять хоровую музыку в немецком национальном духе, основал и возглавил дрезденское Общество хорового пения, силами которого в 1849 были впервые исполнены отрывки из его музыки к " Фаусту".
В 1850 Шуман занял пост городского музикдиректора в Дюссельдорфе. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о

чем выразительно свидетельствует «Концерт для виолончели с оркестром и 3-я симфония». Однако возможности Шумана-дирижера оказались слишком ограниченными для работы в качестве музыкального руководителя целого большого города; в 1852-53 его физическое и душевное состояние ухудшилось, и он осознал, что больше не сможет выполнять свои обязанности. Последние крупные опусы Шумана (Фантазия для скрипки с оркестром, 3-я соната для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром) свидетельствуют об упадке его вдохновения. В 1854 у Шумана начались галлюцинации, и 27 февраля он совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу, где умер два года спустя.

Роберт Шуман – один из наиболее ярких представителей муз. романтизма в Германии (зрелого этапа). В его музыке воплотились характерные черты нем. романтизма: мятежный дух, психологизм, страстное стремление к идеалу, интимность тона, острота иронии и протест против убогости мещанского духа.

Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается богатством оттенков: нежность и ироничный шутка, драматический накал и созерцательность, взволнованный, возбужденный порыв – и элегичность, мечтательность, загадочная таинственность.

Влияние литературы на творчество Шумана был очень сильным: именно в ней осуществилось органическое сочетание слова и музыки, реализовалось романтическое стремление к синтезу искусств. Это:

• прямое сочетание музыки с романтической литературных в вокальных жанрах;

• непривычная новизна произведений Шумана требовала программной названия;

• иногда Шуман обращался к литературной программости: «Бабочки» (по роману Жан-Поля «Юношеские годы;

В своем увлечении лит-рой Ш. прошел путь от сентиментального роман-тизму Жан-Поля (в молодости) к острой критичности Гофмана (в зрелые годы), а затем – Гете (в поздний период).

Тематизм: психологическая глубина сочетается в его романсах с широким и разнообразным содержанием. Наряду с любовной лирикой в них встречаются также и лирические пейзажи («Лунная ночь», «Весенняя ночь» Эйхендорфа), и фантастические картины («Возрождение поэта» Рейника). Героико-эпические мотивы («Два гренадера» Гейне) звучат наряду с бытовыми сценками в народном духе («Народная песенка» Рюккерта, «Воскресный день на Рейне» Рейника). Мрачные, скорбные размышления порождены мотивами из Байрона («Из еврейских песен»). Гейбель вдохновляет его на воспевание романтики вольной жизни («Контрабандист» из песен на испанские тексты). Черты народного повествования ощутимы в наивно-печальной лирике «Бедного Петера» на стихи Гейне. «Солдат» и «Музыкант» по Андерсену воплощаются у Шумана в драматические сценки с

трагедийной окраской.

Мелодике Шумана свойственна импровизационность, гибкие переходы, свобода мелодической линии, отсутствие стандартных формул, интонационная, большое количество прыжков. Мелодическая фактура насыщена развитием всех голосов, отсутствует передний план, переплетение голосов, многоплановость, наполненность регистров.

Шуман выработал особый тип мелодики вокальных партий. Гибкая, детализированная мелодика шумановской песни отражает тончайшие нюансы слога и интонирования текста.

Гармонизация: Шуман отходит от стереотипных оборотов. Его гармоническая речь сложная, подвижная, с игрой колористических красок, неожиданными модуляциями, хроматическими секвенциями, энгармонизмами, эллиптическими оборотами, приемами отодвигание тоники, далекими сопоставлениями тональностей, использованием аккордов с замещенными тонами.

Мелодике Шумана свойственна импровизационность, гибкие переходы, свобода мелодической линии, отсутствие стандартных формул, интонационная, большое количество прыжков. Мелодическая фактура насыщена развитием всех голосов, отсутствует передний план, переплетение голосов, многоплановость, наполненность регистров.

Шуман выработал особый тип мелодики вокальных партий. Гибкая, детализированная мелодика шумановской песни отражает тончайшие нюансы слога и интонирования текста.

Ритмика отличается свобода от оков метра, капризные ритмические рисунки, острота акцентов, синкопированность, использование триолей, ¾ на 4/4, использование редких размеров 3/16.

Жанр песни-романса идеально соответствовал художественному складу Шумана.

В вокальных миниатюрах Шумана ощутима связь с интонациями народной песни, с куплетной формой

 

Русский текст песни «Вечерняя звезда» написал поэт Ярослав Родионов(1903 – 1943гг). Известен как автор стихов к песням: «Мчатся санки», «Песня московского извозчика».

О Я. Родионове известно немного. Родился в Санкт-Петербурге. В годы ВОВ служил в Полярном. Работал в газете, выступал перед моряками в составе Ансамбля песни и пляски Северного флота. Погиб при бомбежке. Есть версия, что он «искал смерти» узнав, что от него ушла жена. Похоронили Родионова с почестями на воинском кладбище в г. Полярный. Долгие годы могила считалась утерянной. В 2002 г. поисковый отряд «Память», изучив архивные данные, установил, где именно похоронен поэт. На его могиле установили новый памятник. Памятник также установлен возле историко-краеведческого музея города.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.