Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-стилистический анализ. I .Анализ хора «По малину, по смородину» из оперы «Псковитянка»






Содержание

 

I.Анализ хора «По малину, по смородину» из оперы «Псковитянка»

Н. А. Римского-Корсакова

1)Историко-стилистический анализ 3 – 7 стр

2)Музыкально-теоретический анализ 7 стр

3)Исполнительский анализ 7 – 9 стр

4)Вокальный анализ 9 – 10 стр

5)Литература и Интернет-ресурсы 10 – 11 стр

 

II.Анализ хорового произведения «Вечерняя звезда» Р. Шумана

1)Историко-стилистический анализ 12 – 16 стр

2)Музыкально-теоретический анализ 16 стр

3)Исполнительский анализ 16 – 17 стр

4)Вокальный анализ 17 – 19 стр

5)Литература и Интеренет-ресурсы 19 стр

 

 

I.Аннотация хора «По малину, по смородину» из оперы «Псковитянка»

Н. А. Римского-Корсакова

Историко-стилистический анализ

Русский композитор 19 века, а также продолжатель традиций М. И. Глинки в жанре опера-сказка – Римский-Корсаков написал оперу свою первую оперу «Псковитянка» в 1872 году на сюжет одноименной пьесы Л. А. Мея.

Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук.

Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина». Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал. В двенадцатилетнем возрасте Николая определили в Морской Корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус. Николай окончил корпус с отличием весной 1862 года в звании гардемарина. К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

С первых дней пребывания в Петербурге ошеломляющее впечатление на него произвела опера. Впервые услышанный в театре «Иван Сусанин» вызвал у юного кадета «совершенный восторг», а «Руслан и Людмила» привела его «в неописуемое восхищение».

Теперь, проводя каникулы в Тихвине, Римский-Корсаков пропагандирует среди родных и знакомых - произведения Глинки, Бетховена, Шуберта, Шопена, Мендельсона, Мейербера.

С течением времени в корпусе складывается музыкальный кружок, душой которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных занятий кружка. Во всем этом проявлялось еще неосознанное влечение

молодого музыканта к сочинительству, к музыкальной деятельности.

Между тем музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха, он не дал ему должного образования. Осенью 1859 года в доме у друзей брата Римский-Корсаков познакомился с Фёдором Андреевичем Канилле, первым настоящим профессиональным музыкантов среди его учителей. Педагог быстро завоевал доверие ученика, подросток показывал свои музыкальные произведения учителю и сочинил ряд небольших пьес. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.

В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»). Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, подсказал, что его истинное призвание — композиторство.

В конце 1861 года, под влиянием и руководством Балакирева, было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. 1. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора. По словам самого Н. А. Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в году обучения у Канилле. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы.

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд. Молодой композитор был склонен считать время своего дальнего плавания потерянным, остановившим, даже грозившем совсем прекратить его развитие как музыканта, но это не так. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. За время работы на Клипере он написал единственное сочинение— вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским. С возвращением Римского-Корсакова кружок композиторской молодёжи

вокруг Балакирева окончательно оформился. Наступил период его самой интенсивной деятельности. Композиторы, составляющие балакиревский кружок, были молоды.По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (первая редакция) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева. Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. В этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях. Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине, — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского. В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Римский-Корсаков уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине " Садко" и сюиты на сюжет восточной сказки " Антар". Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой " Псковитянка". Никому в голову не могло прийти, что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве. «Псковитянка» - высшее достижение первого периода творчества композитора. Успех оперы у публики и признание её достоинства у критики свидетельствовали о несомненной удаче молодого автора.

Тридцатого июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд и Николай Римский-Корсаков повенчались.

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории, инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период — в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и, начав преподавание в Консерватории, Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в Консерватории.

Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехеразада».

Восьмидесятые годы для Римского-Корсакова стали началом тяжёлой полосы, длившейся более 12 лет, - временем горестных утрат. В марте 1881 года, когда ещё не была завершена работа над «Снегурочкой», умер Мусоргский, в 1887 году – Бородин – самые близкие Николаю Андреевичу участники славного содружества «Могучей кучки».

Начало 90-х годов не принесло облегчения жизни Николая Андреевича. Со смертью Мусоргского и Бородина особенно стали заметны отдалённость, охлаждение, наступившие между былыми участниками балакиревского кружка.

Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, был уволен из консерватории, вернулся лишь после смены руководства.

Умер 21 июня 1908 года в усадьбе Любенск.

Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности подверглось изменениям. Композитор формировался как музыкант под воздействием эстетических принципов «Новой русской музыкальной школы», некоторые из них он пронес через всю творческую жизнь: стремление к народности, высокой содержательности, общественной значимости искусства, стремление к красоте. В творческом облике много сходного с М. И. Глинкой: гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры.

 

Тематизм: композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу.

Мелодизм: Римский-Корсаков вводит в свои произведения подлинные народные песни и создает собственные мелодии в духе народных. Особенно типичны для него архаизированные диатонические темы в сложных нечетных размерах (заключительный хор из «Снегурочки» на 11/4). Песенные интонации окрашивают и лирическую мелодику Римского-Корсакова. Композитор широко и многообразно использует вариационные приемы, дополняя их полифонией.

Гармонизация: использовал натуральных диатонических ладов, сочетается у Римского-Корсакова с простой трезвучной гармонизацией, использованием аккордов побочных ступеней. Он создал к середине 90-х гг свою систему ладогармонических средств, в основе которой – сложные лады: увеличенный, цепной, уменьшенный, с характерным звукорядом тон-полутон – «гамма Римского-Корсакова». Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.