Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джинны с точки зрения веры и неверия, добра и зла






Наряду с тем, что джинны относятся к разным племенам, яв­ляются владельцами имущества и ульев, они бывают верующи­ми и неверующими, справедливыми и злобными. Сайид Сабик говорит:

«Среди джиннов бывают разные виды: совершенные в соблюдении добра; джинны, которые не делают этого; слабо­умные невежды; совершающие зло, и таковых среди них боль­ше».

Сообщая о них, Аллах говорит:

«Среди нас есть и праведные, и неправедные; и мы следова­ли разными путями».

(Аль-Джинн, 11)

Аль-Куртуби сказал: «Это говорят сами джинны, говорят друг другу после того,

как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, призвал их к вере: Воистину, до того, как мы услышали Коран, среди нас были праведные и неправедные».

Слова Аллаха «мы следовали разными путями» означа­ют, что у джиннов были разные группировки. Ад-Даххак полага­ет, что здесь подразумеваются разные религии.

Катада говорит: «Различные цели».

Муджахид считает: «Мусульмане и кафиры».

Сайд ибн Джабир сказал: «Они имеют различные цвета».

Ибн Кайсан говорит: «Партии и группировки, то есть различные направления и мазхабы».

Сайид ибн аль-Мусиб сказал: «Как и мы, мусульмане, иудеи, христиане и язычники».

Некоторые ученые полагали, что различие в вере у джиннов произошло после призыва к Исламу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и пос­ле того, как они услышали от него Коран.

Имам аль-Куртуби ска­зал по поводу слов Аллаха о джиннах «мы шли разными пу­тями»: «Этот народ сказал: мы стали разными после того, как услы­шали Коран. Среди нас есть верующие и неверующие, и первые — лучше». Имеется в виду, что они были верующими и неверую­щими и до того, как услышали Коран, и после этого, так как сре­ди джиннов были такие, которые уверовали призывам Мусы, мир ему.

Аллах сообщил их слова:


«И сказали: «О народ наш! Воистину, мы услышали Писа­ние, ниспосланное после Мусы и подтверждающее прежние пи­сания. Оно ведет к истине и прямому пути».

(Аль-Ахкаф, 30)

И это указывает на то, что их народ верил в Тору. Это и при­вело их к тому, что они последовали за тем, кто призывал их к вере».

Сабаки сказал:

«Несомненно, они, как и этот народ, были хорошо осведомлены о прошлых народах, или услышав о них от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же от тех, кто уверовал в него. И им было неважно, от кого услы­шать — от людей, или от джиннов».

В Коране находят подтверждение слова аль-Куртуби о том, что джинны представляли собой разные группировки до того, как услышали Коран, ибо некоторые из них после того, как прослу­шали Коран, отправились к своим народам и говорили о себе:

«Среди нас есть и праведные, и неправедные; и мы следова­ли разными путями».

(Аль- Джинн, 11)

И говорили они это о своем прежнем состоянии, до того, как они услышали Коран, в прошедшем времени.

Коран сообщает о том, что группа джиннов, которые слушали Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, знала о Мусе, мир ему, и о его по­сланнической миссии:

«И сказали: «О народ наш! Воистину, мы услышали Писа­ние, ниспосланное после Мусы и подтверждающее прежние пи­сания. Оно ведет к истине и прямому пути».

(Аль-Ахкаф, 30)

Текст подтверждает, что эта группа была из народа, у ко­торого существовали понятия праведности и соблюдения религи­озных устоев, и потому они большей частью склонялись к принятию веры и отозвались на призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, раньше других. Некоторые же отвергли его, и в конечном итоге у них появились разные группировки.

Об их состоянии в Коране сообщается так:

«Среди нас есть и предавшиеся Аллаху, и отступившиеся от Него. Те, кто предался Аллаху, встали на прямой путь».

(Аль-Джинн, 14)

Ибн аль-Кайим сказал:

«Мусульмане — это те из них, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а отступившиеся и отклонившиеся — это те, кто отступил от Истины».

Ибн Аббас сказал:

«Они взяли для себя равного Аллаху в поклонении. Гово­рят, что человек поступил справедливо, если он совершил справедливый поступок; тогда он является праведным. Аллах сказал:


«Если две группы верующих вступят в сражение между со­бой, то примирите их. Если же одна из них вершит насилие по отношению к другой, то сражайтесь против той, которая не­справедлива, пока она не признает веления Аллаха. Когда же она признает, то примирите их по справедливости и действуйте беспристрастно. Воистину, Аллаху угодны справедливые».

(Аль-Худжурат, 9)

Если же кто-то совершил несправедливый поступок, он является отступившимся.

Аллах сказал:

«Вероотступники же — это топливо для ада».

(Аль-Джинн, 15)

В связи с этими аятами, которые разъясняют положение джиннов и их различия, ибн аль-Кайим говорит, что их положе­ние сходно с положением людей в вере: среди них есть неверую­щие, праведные и творящие зло.

 

Есть ли посланники и пророки среди джиннов?

Из приведенных выше аятов мы поняли, что джиннов можно подразделить на три слоя: праведные, неправедные и неверую­щие.

В связи с этим возникает вопрос: Есть ли посланники и про­роки среди джиннов?

Ад-Даххака спросили, были ли среди джиннов пророки до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ниспосланные свыше? Он ответил: «Разве вы не знаете слов Аллаха:

«О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вас самих...?».

(Аль-Ангам, 130)

По мнению ад-Даххака, этот аят доказывает, что Аллах посылал пророков джиннам.

Однако этот аят не указывает ясно, были ли пророки джин­нами или людьми, так как слова «из вас самих» могли относиться равно как к джиннам, так и к людям. Они могли означать проро­ков или только из джиннов, или только из людей, или же проро­ков из джиннов и людей как единой группы. Но то, что пророки появлялись среди людей, было подтверждено.

Среди ученых по поводу этого существуют две точки зрения. Большинство исламских ученых прошлого и современности при­держиваются мнения, что среди джиннов никогда не было проро­ков, что все пророки были людьми. Меньшая часть ученых ут­верждает, что среди джиннов тоже были пророки. Ад-Даххак то­же сторонник этой точки зрения.

Что касается пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, то мусульманские ученые едины во мнении, что он был послан Аллахом как для джиннов, так и для людей.

Сподвижники, последователи, духовные лидеры мусульман и все мусульманские общины согласны с этим основным прин­ципом, как заявил ибн Таймия.

Призыв в Коране, обращенный к джиннам и людям, под­тверждает это:

«Скажи: Если бы все люди и джинны объединились, чтобы создать подобие Корану, они бы никогда не создали подобного ему, даже если бы поддерживали друг друга».

(Аль-Исра, 88)

Группа джиннов немедленно уверовала, когда услышала Ко­ран:

«Скажи: мне открылось, что некоторые джинны, услышав чтение, сказали: «Поистине, мы слышали дивный Коран, подоб­ного которому мы не слышали прежде. Он наставляет на пря­мой путь и призывает к истине. И мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме нашего Господа, Который создал и наставлял нас».

(Аль- Джинн, 1-2)


Аллах упоминает джиннов, которые услышали Коран и поверили в него в суре «Аль-Ахкаф»:

«И когда Мы обратились к группе джиннов, желающих ус­лышать Коран, тогда они все собрались и им сказали: «Тише!» Затем, когда все было окончено, они возвращались к своему на­роду с предупреждениями».

(Аль-Ахкаф, 29)

Эти аяты Корана доказывают, что миссия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, равно­значна как для людей, так и для джиннов.

Что касается сказаний, подтверждающих это, одно из них можно найти в двухтомнике «Сахих» аль-Бухари. Это сказание от Джабира ибн Абдуллы: в нем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что ему было даровано пять вещей, которых не было до него еще ни у кого из пророков. Одной из них было то, что предыдущие про­роки были посланы к своим собственным народам, а он был по­слан ко всему человечеству.

Следовательно, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — посланник Аллаха к джин­нам и к людям, предупреждающий и приносящий благие вести. В этом заключается его превосходство над другими пророками.

А что касается разделения джиннов на праведных, неправед­ных и неверующих, то эти слои сродни со слоями, существую­щими среди детей Адама, ибо их тоже три слоя: благочестивые, умеренные и неверующие. Праведные подобны благочестивым, не относящиеся к ним — умеренным, а отступившиеся подобны неверующим.

Но, поскольку люди были совершеннее и более разумны, чем джинны, им были добавлены еще три категории, которых нет у джиннов, а именно: посланники, пророки и приближенные. У джиннов же таковых нет, а есть только праведные.

В доказательство того, что среди них есть праведные, можно привести следующий пример:

«Передают со слов Язида ибн ар-Рукками, что когда Сафуан ибн Мухриз аль-Мазани становился для совершения ночной мо­литвы, становились также вместе с ним и обитатели его дома из джиннов. Они совершали с ним молитву и слушали чтение Кора­на. Услышав об этом, ас-Сари сказал ему: «О, Язид, как ты узнал об этом?» Язид ответил: «Когда я приготавливался совершать молитву, слышал их шум, и становилось мне от этого не по себе. Заметив мое смятение, они сказали мне: «Не бойся, о, раб Алла­ха! В действительности, мы братья твои, совершаем с тобой мо­литву».

Абу аз-Зубайр сказал:

«В то время, когда Абдулла ибн Сафуан был рядом с Каабой, вдруг увидел змею, направившуюся к Каабе со стороны Иран­ских ворот. Совершив семь обходов вокруг Каабы, она приблизи­лась к черному камню и прикоснулась к нему. Посмотрел на нее Абдулла ибн Сафуан и сказал: «О, джинн! Ты закончил свою ум­ру. Мы боимся за своих детей и хотим, чтобы ты ушел». После этого змея вышла и направилась туда, откуда пришла».


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.