Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-исторический контекст






Как у кавказцев «походная» активность имеет аналоги в традиционных формах организации молодежной активности, так и у «маскулинных» групп русской молодежи можно найти аналогичные историко-культурные прототипы. Агрессивное поведение проявлялось в традициях деревенских и городских драк, широко известных по этнографическим материалам XIX–XX веков. Можно указать и исторически более близкую форму молодежной самоорганизации – уличные молодежные группировки[xxxi][31]. < 399: 400>

Рассматривая уличные объединения разных городов Советского Союза, мы обнаружили большое количество сходных черт в том, что касается формирования уличных групп, иерархии статусов, выбора мест для тусовок и драк, мотивации проведения драк, закономерностей раскручивания конфликтов, регламентации использования оружия, подбора одежды, выработки имиджа, формирования кодекса чести, перечня ограничений на насилие, ритуалов начала драки, распределения ролей в драке, закономерностей примирения и т.д. Каждый подросток, претендующий на членство и высокий статус в уличных компаниях, оказывался вовлеченным в бурную экстремальную деятельность, связанную с межгрупповыми конфликтами.

В 1990-е годы традиции уличных групп претерпели зловещее изменение, — сравнительно безобидные компании драчунов оказались востребованы в новых социальных условиях и превратились в молодежные бандформирования. «Бригады» «братвы» во многом сохранили традиции советских уличных компаний — сходство можно найти во многом, начиная от лексикона и заканчивая способами разрешения конфликтов. Основу бандформирований 1990-х составляет поколение, чей возраст в 1990 г. составил 16–22 лет[xxxii][32].

В настоящее время уличные компании российских городов изменились. Стало меньше территориальных групп, но больше групп, объединенных по «идейному» принципу («неформальных объединений»). Но в целом традиция сохранилась. При этом, в сравнении с раскладкой уличных сил ХХ века, набрала вес новая конфликтующая группа – мигранты с Кавказа.

 

Подводя итоги статьи, отметим, что, хотя межнациональная напряженность в современной Москве обусловлена целым < 400: 401> комплексом социально-экономических причин, но в то же время имеет характер соревнования маскулинностей. С обеих сторон в конфликте задействованы группы молодых мужчин; этим группам свойственен высокий уровень брутальной маскулинности. Один из смысловых уровней данных конфликтов – противостояние, обусловленное возрастной экстремальной активностью его участников.

 

Примечания:


 


[i][1] Бавин П.С. Социальная география ксенофобии и толерантности // Политические исследования. 2006. № 6. С. 52.

[ii][2] ВЦИОМ: Межнациональные отношения в РФ немного улучшились // https://www.novoemnenie.ru/lenta/194.html

[iii][3] Инициалы информантов указываются после высказывания, в квадратных скобках: А.Н. – женщ., 54 года, армянка; Г.А. – муж., 50 лет, осетин; Д.Г. – муж., 55 лет, азербайджанец; Д.З. – муж., ок. 25 лет, грузин; Д.С. – женщ., 30 лет, кабард.; И.И. – женщ., 49 лет, армянка; К.Э. – муж., 59 лет, дагестанец; Л.В. – муж., 46 лет, грузин; М.Д. - муж., 48 лет, осетин; М.И. – муж., 25 лет, азербайджанец; Н.А. - муж., 29 лет, осетин; Н.К. – муж., ок. 40 лет, карачаевец.

[iv][4] Б.С. – муж., 30 лет; Г.А.В. – женщ., 39 лет; Л.С. – муж., 20 лет; Н.А. – муж., 27 лет; П.И. – муж., 32 года; П.М. – муж., 31 год; С.А. – муж., 28 лет; У.Д. – муж., 39 лет; Ч.В. – муж., 66 лет; Ш.Б. – муж., ок. 35 лет, самозап.

[v][5] Арутюнян Ю.В. // Стенограмма семинара «Проблемы межэтнической интеграции в мегаполисе Москва (итоги социологических исследований)». 25 марта 2005 года. См.: https://www.mdn.ru.

[vi][6] Высказывание на интернет-форуме https://bolshoyforum.org. 11.12.2006.

[vii][7] Высказывание на интернет-форуме https://abkhazia.narod.ru/. 22.12.2006.

[viii][8] Курбатова О.Л. Этническая и демографическая ситуация в Москве. 20 мая 2003 года // Национальные отношения – XXI век. Сборник сокращенных стенограмм научно-проблемного семинара. М., [б/г]. Цит. по: https://www.mdn.ru. (Курсив наш – Д.Г.) < 401: 402>

[ix][9] Булатов А.О. Российское государство и мусульмане: основные тенденции взаимодействия и стратегии адаптации // Этно-журнал. 2006. № 12. Цит. по: https://www.ethnonet.ru.

[x][10] Согласно данным, исходящим от ДПНИ со ссылкой на заместителя начальника криминальной милиции ГУВД г. Москвы 60% преступлений, совершаемых на территории столицы совершается мигрантами. (Гастарбайтеры душат Россию // Дозор. Информационный бюллетень ДПНИ. № 2 (апрель 2006 г.). С. 5).

[xi][11] Массовая драка на «Белорусской»: 4 человека получили ножевые раны // RBC. 31.01.2005. https://top.rbc.ru.

[xii][12] https://www.dpni.org/index.php? 0++10699.

[xiii][13] См., напр.: Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. СПб., 1996.

[xiv][14] Карпов Ю.Ю. «Горские сезоны» в современном большом городе // «Мужское» в культурном контексте города. Материалы научной конференции (СПб., 22–24 апреля 2004 г.). М.–СПб., 2004. С. 24-25.

[xv][15] Дмитриев В.А. Кавказ как историко-культурный феномен. Вклад горцев Северного Кавказа в мировую культуру // Россия и Кавказ: история, религия, культура. СПб., 2002. Цит. по: https://www.etnosfera.ru.

[xvi][16] Карпов Ю.Ю. «Горские сезоны»… С. 25.

[xvii][17] Дмитриев В.А. Кавказ как историко-культурный феномен...

[xviii][18] Дмитриев В.А. Кавказ как историко-культурный феномен...

[xix][19] Дмитриев В.А. Кавказ как историко-культурный феномен…

[xx][20] Текуева М.А. Корпоративные мужские объединения на Кавказе сегодня: от экстремальности к экстремизму // Мужской сборник. Вып. 3. Мужчина в экстремальной ситуации. М., 2007. С. 136.

[xxi][21] Бавин П.С. Социальная география ксенофобии и толерантности // Политические исследования. 2006. № 6. С. 39-40.

[xxii][22] Беликов С.В. Скинхеды в России. М., 2005. С. 52-53.

[xxiii][23] ВЦИОМ: Межнациональные отношения в РФ немного улучшились // https://www.novoemnenie.ru/lenta/194.html.

[xxiv][24] ВЦИОМ. Всероссийский опрос 23-24 октября 2004 года. Цит. по: Этносфера. 2004. № 12.

[xxv][25] Нестеров Д. Скины: Русь пробуждается. М., 2004.

[xxvi][26] Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. СПб., 1999. C. 173. < 402: 403>

[xxvii][27] Беликов С.В. Скинхеды в России... С. 103-106.

[xxviii][28] Илле А. Футбольный фанатизм… С. 168.

[xxix][29] Высказывание на интернет-форуме https://forum.ufimka.ru. 17.02.2007.

[xxx][30] Салазар. Азбука славянских бритоголовых. Цит. по: https://leviy-ru.narod.ru.

[xxxi][31] См.: Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994; Назарова И.Ю. Алисоманы и киноманы: Опыт фольклорно-этнографического исследования // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Вып.2. Тверь, 1999; Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор / Сост. А. Ф. Белоусов, И. С. Веселова, С. Ю. Неклюдов. М., 2003; Головин В.В., Лурье М.Л. Современные подростковые субкультуры: мегаполис, провинция и деревня // Мальчики и девочки: реалии социализации: Сб. статей. Екатеринбург, 2004. С. 45-67; Головин В.В., Лурье М.Л. Бой на мосту, или С кем воюют подростки? // Мир и война: культурные контексты социальной агрессии / Под. ред. И.О. Ермачекнко, Л. П. Репиной. М., 2005. С. 127-134; Громов Д.В. Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов: субкультура на перепутье истории // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 23-38; и др.

[xxxii][32] Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 1. С. 41.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.