Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы группировок, включенных в конфликт






Когда заходит речь о проявлении прямой агрессии жителей Москвы в отношении мигрантов, речь идет, как правило, об агрессии со стороны молодых людей.

Рассмотрев молодежные группировки, вступающие в межнациональные конфликты, можно заметить, что все они имеют общий признак – следование высоким стандартам маскулинности. Выясняется, что потоки кавказских мигрантов, имеющих высокую маскулинность, сталкиваются в Москве с аналогичными группами местных молодых людей. Если у выходцев с Кавказа маскулинность обусловлена воспитанием и состоянием «похода», то у русских юношей ее причины – в особенностях поведения в «экстремальных» молодежных сообществах.

Наиболее известная группа, включенная в межнациональные конфликты –скинхеды-наци. Когда речь заходит о ксенофобии в молодежной среде – вспоминают именно о них. Идеальный образ скинхеда-наци – непобедимый борец с инородцами и врагами России. Он физически силен, храбр, агрессивен, мужественен, в отношениях с женщиной придерживается сексистской позиции.

Идеализированный скинхед – «белый воин». В этом отношении показателен роман Д. Нестерова «Скины»[xxv][25], в котором описываются идеальные, «правильные» скинхеды: романтичные бойцы, < 394: 395> всегда готовые к драке, беспощадные к врагам, верные мужской дружбе и неотразимые в любви. Скинхеды романтизируются как борцы со вторжением извне: «Хамство и наглость пресекаются малолетними мальчишками, а взрослые дяди заняли высокие посты, но не могут остановить беспредел иностранцев» [Ш.Б.].

Доблесть в драке – качество, которое является основополагающим; достаточно сказать, что комплекс одежды скинов построен по признаку удобства в драке – тяжелые ботинки и ремни с массивными бляхами (и то, и другое удобно для нанесения ударов), куртка с маленьким воротником (как считается, чтобы противнику нельзя было за него ухватить; этой же причиной мотивируется и короткая стрижка).

Следующая группа, способная выступить в качестве участника межнациональных конфликтов – футбольные фанаты. Строго говоря, межнациональная вражда не является частью субкультурной идеологии. Однако спортивные болельщики представляют собой активную и потенциально агрессивную группу: «Субкультура фанатов оппозиционна по отношению к общей культуре общества и имеет довольно значительный потенциал агрессии»[xxvi][26]. Фанаты тесно связаны со скинхедами[xxvii][27]: «Не каждый футбольный фанат – скинхед, но каждый скинхед – фанат» [П.И.]. Данная субкультура – почти исключительно мужская. Одна из положительных характеристик фаната – умение отстоять честь своей команды кулаками. Многочисленные перемещения по стране (выезды на игры своей команды в другие города, что является важной частью субкультурной деятельности[xxviii][28]) дают болельщику навыки экстремального «походного» поведения. Действия в группе в дни матчей и особое взвинченное состояние делают фанатов склонными к конфликтности. < 395: 396> Соответственно: «Когда день футбольного матча – у нас у всех омерзительное ощущение тревоги. Просим своих, особенно молодежь, из дома не выходить. Это же толпы обезумевших молодых людей – от них всего можно ожидать!» [И.И.]

И скинхеды, и футбольные фанаты – выходцы из уличных «пацанских» группировок, возникающих по месту жительства или обучения.

Известны случаи столкновения с кавказцами солдат срочной службы. Так один из наших информантов рассказывал о конфликте, произошедшем в небольшом городе, где он служил: «Был случай, когда кавказцы порезали нашего солдата – из-за девушки, кажется. И двести человек наших пошли в самоволку, в город, бить кавказцев. Но их кто-то предупредил, и поэтому все заранее попрятались – на рынке было вообще пусто. К солдатам вышли кавказцы, те, кто постарше и начали говорить: мы не знаем, кто это сделал, мы люди мирные, мы никого не трогаем. Они вообще умеют заговорить зубы и показаться хорошими. Наши ушли в часть, а вечером снова было нападение на солдата. Поэтому я черным и не верю» [С.А.].

Из интервью с преподавателем одного из московских военных вузов: «Солдаты и курсанты, как правило, очень дружно выступают в защиту своих. У них дисциплина, взаимовыручка, они вообще крепкие парни. В военном училище, где я сейчас преподаю, знаю, было несколько ситуаций, когда вся рота уходила на разборки. Кого-то из курсантов обижали, и все поднимались для того, чтобы за него отомстить. Я знаю три таких случая. Один раз выезд предотвратил командир роты – он случайно встретил курсантов в метро и завернул их в расположение части. Еще дважды вся рота снималась ночью – выходили за КПП и отправлялись < 396: 397> на драку. Все три раза драки были с черными, но причина конфликтов крылась не в национальности – это была именно месть за нападения на своих» [Ч.В.].

«Возрастная» конфликтность часто является фоном для столкновений другого рода. Так, один из наших информантов справедливо отметил, рассказывая о конфликтах молодых горячих кавказцев с милицией, «менты – они ведь тоже молодые» [К.Э.]. Таким образом, столкновение милиционера и правонарушителя приобретает еще один смысловой уровень – столкновение молодых мужчин, чье поведение обусловлено, помимо прочего, возрастными особенностями.

Рассматривая все перечисленные молодежные группировки, вступающие в межнациональные конфликты, мы видим, что по ряду признаков они похожи между собой:

- перечисленные объединения - мужские (юношеские); при этом участие в них может быть как добровольным (неформальные группы), так и принудительным (армия);

- в объединениях поощряется высокий уровень агрессивности, «драчливости»;

- объединениям свойственна эстетика брутальных мужских сообществ;

- маскулинный статус здесь, как правило, нуждается в постоянном подкреплении; например, в серьезных объединениях скинхедов лояльность подтверждается систематическим участием в акциях и драках [Б.С.]; жизнь в воинском коллективе предполагает постоянное подтверждение собственного статуса в армейской иерархии.

Как можно заметить, все пункты данного списка имеют аналогии в первой части статьи, где говорится о мужском менталитете кавказцев. < 397: 398>

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.