Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями






Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом:

космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»;

мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;

методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;

эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе;

проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика;

в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия - это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой структуре сознательной жизни человека.

Античная философия является " школой философского мышления для всех последующих времен", поскольку в ее многообразных формах уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений.

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: " Человек есть мера всех вещей" ·. Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум " правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.

Заключение

Обозревая общую историю античной философии, мы приходим к одному непреложному выводу, который не делается у многих исследователей только потому, что большинство излагателей заканчивает период античной философии Аристотелем с игнорированием последующей философии, а эта последующая античная философия заняла ещё почти целое тысячелетие. Но какой же вывод мы должны делать, если иметь ввиду не только первые два века античной философии, но и всё её тысячелетнее существование?

А) Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. е. от единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума.

Б) Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце концов тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе разума, необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики наступал конец и самой античной философии.

В) Таким образом, античная философия началась с дорефлективной мифологии, которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже мифологией рефлективной, т.е. диалектикой. Идеальное и материальное, общее и единичное, ум и душа, душа и тело - все эти пары противоположностей, создавшие собою тематику всей античной философии, в конце этой последней стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа. Поэтому необходимо сказать, что античная философия началась с мифологии и кончилась мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе и нельзя назвать как диалектикой. При этом, несмотря на мифологическую подоплеку, античная философия проходила через ряд тончайших диалектических этапов и в конце концов пришла тоже к высшему торжеству разума в виде строжайше и систематически построенной диалектики. С исчерпанием исходной мифологии была исчерпана и вся построенная на ней диалектика, а с исчерпанием диалектики погибла и вся античная мифология.

 

2. Общие понятия о теории познания (гносеологии), его виды и основные принципы.

Понятие познания Познание (гносеология) – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Результаты познания остаются не только в сознании человека, но и передаются из поколения в поколения с помощью материальных носителей информации – книг, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: – познает окружающий мир непосредственно, то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества; – познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений, т.е. приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры. Точки зрения на процесс познания

1. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: – гностицизм; – агностицизм. Сторонники гностицизма (материалисты) считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (идеалисты) не верят в возможности человека познавать мир и в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: – сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями; – сам окружающий мир непознаваем в принципе. Человек никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

2. Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: – идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума; – материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Принципы современной гносеологии:

1. Современная гносеология стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах: – диалектики: подразумевает необходимость с точки зрения развития подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; – историзма: рассматривает все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; – практики: признает главным способом познания практику, т.е. деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; – познаваемости: убежденность в самой возможности познания; – объективности: признание самостоятельного существования предметов и явлений независимо от воли и сознания.

2. Познающим субъектом является человек наделенный разумом и усвоивший знания накопленные человечеством. Общество за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры и является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. 3. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Практика как критерий истины

1. Истина – адекватное и идентичное отражение объекта субъектом. Заблуждение – неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный результат познания. Логическое осмысление субъектом окружающей действительности является оценкой.

Практика – основная форма познания и критерий истины

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

2. Главные виды практики: – материальное производство; – управленческая деятельность; – научный эксперимент. 3.Функции практики заключаются в том, что она является: – критерием истины; – основой познания; – целью познания; – результатом познания. В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. При интуитивном познании истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

____________________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.