Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы в развитии средневековой философии:патристика и схоластика






Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

Патрис – значит «отец». Соответственно, «патристика» - учение христианских отцов церкви, заложивших теоретические основы христианского вероучения.

В рамках патристики выделяются этапы:

1) Апологетика 2-3 в.в., которая характеризуется оформлением христианского мировоззрения, происходит теоретическая защита христианства от римского государства и языческой философии.

Представители: Климент Александрийский, Татиан, Юстин-мученик, Тертуллиан.

«Истинная философия, - утверждал Климент Александрийский, - есть христианская религия».

2) Классическая патристика 4-5 вв. - формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской мысли.

Наиболее яркие фигуры: Аврелий Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.

Основные проблемы классической патристики:

· Тринитарная – учение о соотношении ипостасей Отца, Сына и Святого Духа.

· Христологическая – сочетание в Христе двух природ – божественной и человеческой.

· Антропологической – вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в аспекте искупления им грехов и спасения.

3) Заключительный период в развитии патристики 6-8 вв. В это время намечается стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией.

Наиболее яркие фигуру этого периода: Максим Исповедник, Иоанн Дамасскин, Михаил Пселл, Григорий Палама, Боэций.

Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии. Он несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola – школа.

Цель схоластики – философски рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение и догматы Церкви. Отсюда появление тезиса: «Философия – служанка богословия».

Периоды развития схоластики:

1.Период ранней схоластики 9-12 вв. Иоанн Скот Эриугена, Росцелин, Пьер Абеляр, Ансельм Кентенберийский.

2.Период зрелости 13 в. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот.

3.Период заката 14-15 вв. Уильям Оккам, Николай Орем.

Отличительные черты схоластики

· Оторванность от реальной действительности;

· Замкнутость;

· Консерватизм;

· Крайний догматизм;

· Полное подчинение религиозным идеям; восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины;

· Схематичность;

· Назидательность;

· Учительство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.