Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва ко иисусу Христу Спасителю нашему и Богу, по вся дни. 13 страница






2 Августа 1844 г.

Возлюбленное о Господе чадо мое духовное, многовсемилостивая Н.

Писание Ваше, писанное из глубины многовоздыхающаго сердца Вашего, имел удовольствие получить исправно; за которое, равно и за откровенное объяснение о своем теперешнем житье-бытье, приношу Вам благодарность мою. Прочитавши письмо Ваше, и вникнув в описуемое положение Ваше, исполнилось сердце мое соболезнования о Вас! Что делать? На все потребно терпение и смирение. Терпению учит нас св. Давид, говоря: терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою! А смиренно святые отцы наши вразумляют нас, чтоб мы во всех искушениях себя самих осуждали как виновных всему, а не других.

После сего благодарю Вас и за второе письмо писанное из 0. и радуюсь о добром намерении матери Игумении представить Вас к пострижению в рясофор. Это должно принять Вам за милость Божию, и за особенное благоволение к Вам М. Игуменьи, и за Сие быть во всю жизнь признательною. Дай Господи, чтобы облечение во ангельский образ послужил Вам не к напыщению и высоковыйности, но к смирению и исправлению себя во всех отношениях, чтобы взирающие на Вас видели в Вас добрые сии дела и прославляли Отца Небеснаго! Чего я Вам душевно и желаю.

Итак, примите уверение в моей о Господе любви к Вам и участии в душевном спасении Вашем; остаюсь навсегда благожелательным богомольцем Вашим немощный и недостойный И. А.

На счет перемены имени не заботьтесь; ибо всякое имя святое имя; а лучше позаботьтесь заранее о перемене себя, чтоб из плотскаго человека сделаться духовною, всегда мудрствующею духовная, а не плотская. А когда желаете то или другое имя иметь, о том пред постригом попросите со смирением матушку Игумению, и дастся Вам. Недостойный И. Антоний.

11 Марта 1857 г.

Возлюбленная о Господе и преподобная во инокинях, мать Е.

Благодарю Вас за откровенность Вашу, ибо все являемое есть свет; но сердечно сожалею о том, что Вы скучаете, живя в монастыре. Но монастырь все равно, что Ноев Ковчег: кто в нем находится, тот спасается от пагубнаго потопления в страстях. Также не должно тяготиться и ангельским образом, который Вы по милости Божией имеете на себе. О тех Господь Бог Ангелом Своим заповедал сохранять во всех путях жизни сей от всяких искушений и бед. Посему ты, голубушка моя, не скучай о том, что имеешь на себе ангельской образ, и благодари Господа Бога, взывая к Нему из глубины души: «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющато от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя». И не отчаявайся о том, что плохо и не по-монашески живешь; но Господь за смирение твое и за исповедание пред Ним немощи твоей спасет тебя, ибо Он смиренных грешников любит, а гордых праведников ненавидит. Не унывай, голубушка моя, а на Бога уповай! Господь тебя спасет; в том я тебе порукою. При сем во утешение твое от сердечной любви моей посылаю на благословенье тебе небольшой финифтяный образ Скорбящей Божий Матери с акафистом, которыя прими с любовию о Господе, и прочитывай в неделю один раз; а если некогда, то хотя в месяц один раз, и надеюсь, что Божия Матерь тебя утешит; ибо Она наименована стеною дев от всех искушений и бед и никто же, притекаяй к Ней, посрамлен бывает.

4 Ноября 1864 г.

Благодарю Вас за присланное сведение о возведении общежития Вашего на степень монастыря, и с сею великою и богатою милостию Божиею приношу Вам всеусерднейшее поздравление. Теперь по совету Святаго Владыки Вашего, всем Вам, живущим в св. обители, остается только непрестанно благодарить верховнаго благодетеля Бога, а в Нем и земных благодетелей, добрых служителей Его благости. Ибо благодарное Богу сердце есть открытый сосуд для Его благодати! Однако думаю, что между благодарными откроются и неблагодарные и ропщущие на то, что и они не будут облечены в ангельской образ. Но все ропщущие суть люди пустые и неблагонадежные; а смиренные сердцем и бездерзновенные и без просьбы и искания будут удостоены милости Божией! При свободе от дел не оставьте уведомить меня о том, когда будут читать указ во всеуслышанье о возведении общежития Вашего на степень монастыря? и посему важному событию в какой день будет совершаться в храме Вашем благодарственное молебствие ко Господу Богу?

Вы просите меня, чтоб я не гневался на Вас; но я не имею и причины к тому, ибо любы не раздражается, и не мыслит зла ни о ком. А мне в минувшем месяце нагрезилось во сне, будто бы Вы в духе своем чем-то непокойны ко мне? Снам не должно верить, но если это правда, то прошу простить меня грубаго, ибо ныне продолжаются дни прощеные, в которые часто св. церковь напоминает, поя: простим вся Воскресением! Посему в надежде от Вас сей милости остаюсь с почтенюм моим и любовию о Господе всегдашним богомольцем Вашим. Недостойный Игумен Антоний.

19 Мая 1856 г.

Благодарю Вас, возлюбленное чадо, за суждение Ваше о мантие, которое мне было по душе; ибо действительно Господь будет нас судить не о том, была ли на нас мантия с длинным хвостом? Но сохраняли ли данные нами обиты, т. е. всегда ли были терпеливы, послушливы, смиренны, молчаливы, уступчивы, воздержны, не ленивы, целомудрены, и пр. Между тем, Вы уже св. мантию имеете, и помянутые обеты Вами уже даны; а посему и желать еще того, что имеете, это уже не для Бога и не для спасения души, но чтоб видимою быть человеками. Притом, если бы Вы открыто и имели мантию, то в ней в Москве по рядам ходить за покупками не стали бы; а когда бы и к нам пожаловали Вы в обитель, то тоже пошли бы во храм наш без мантии, и нельзя бы было потщеславиться ею! И так будем лучше искать того, что ведено искать; т. е. Царствия Божия и богоугодной жизни! Прошу Вас, и прочиим сестрам желающим мантии прочитать сие; может быть они, услышавши о сем, успокоятся. А которая сестра будет непокойна, та и получивши мантию будет непокойна!

За сим приношу Вам поздравление мое с грядущим праздником Боголюбской Божией Матери, и усердно желаю, чтоб за Ея святыя и всесильныя молитвы были Вы здоровы и благодушны и получили бы с празднуемыми заутра жребий со святыми!

9 июня 1856 г.

Возлюбленное о Господе духовное чадо мое!

Спасайтеся о Господе!

Прежде всего приношу Вам всеусерднейшее поздравление мое с наступившим новолетием, и с наступающим днем св. Ангела Вашего; и от души желаю Вам в новый год сей новой милости Божией к Вам и исправления жития своего на лучшее, а наиболее всего преуспеянии во смирении, которое более всех добрых дел любит Христос Спаситель наш; на смиренных призирает Он, и смиренным благодать Свою дарует; а посему даруй Вам Господи усердие приобретать и укоренять оное в себе. Благодарю и за все приятныя мне писания Ваши, мною исправно и своевременно получаемые; а что на оныя не огветил Вам, за сие ради Христа простите Вы немощи моей, ибо совершенно оставляют меня силы мои, и несть исцеления, ни облегчения во плоти моей! К прежней боли не присоединилась злая осенняя лихорадка, которая с 29го Августа по 19 Декабря пять раз приставала и трепала безпощадно, и так обезсилила, что ничем не мог заниматься, и не делая ничего чувствовал усталость; а посему я и на будущее время никому не обещаю писем. Сердиться же мне на кого или пренебрегать расположением добрых людей грешно, ибо это свойственно только собакам, которыя на всех ворчать, или лают. Вот я к празднику Рождества Христова с разных мест получил вдруг 16 писем, да М. А. привезла 11 писем, и все просят ответить; но мне 27 ответов написать должно за столиком сидеть полгода, чего я выполнить не могу, и если за это сердятся на меня, то я претензии ни на кого питать не буду: как себе хотят! А на последнее письмецо Ваше за должное счел ответить Вам: Вы извещаете меня, что Вы по особенной благости Божией к Вам, представлены в Св. Синод к пострижению, и желали бы пострищися от меня хотя келейно, а не от другаго принять пострижение в церкви. Я не понимаю, что за цель детскаго желания сего, на которое должен сказать Вам Христовым словом: не веста чего просита! Я считаю более полезным Вам сделать обеты иноческие пред всеми во святом Храме пред Престолом Божиим. Вы может быть предполагаете, что когда примете чрез меня монашество, то благодатнаго освящения более получите? Но это мечта неразумных людей. Вы посмотрите на тех, коих я постригал: чем они лучше других и отличнее? Разве тем: нетерпеливее и капризнее! Посему ради Христа оставьте Вы эту детскую мысль свою! При личном свидании с Вами еще поговорю о сем, а до того времени будьте благодушны Вы и не сердитесь на меня.

Возлюбленное о Господе чадо мое духовное!

Боголюбивая и преподобная во инокинях М. М. Да возрадуется душа твоя о Господе, Яко облече тя в ризы спасения, И яко невесту Свою украси тя красотою!

И я недостойный, услыша о сей великой милости Божией с Вами, душевно порадовался о том и благодарил Господа Бога, уневестившаго Вас Себе и призвавшаго Вас к служению Своему, о чем - Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу! С приятным удовольствием сердца пишу Вам краткия строки сии, и приношу Вам поздравление мое с ангельским образом, и от души желаю Вам духовно переродиться и сделаться равноангельною!

Посылаемую при сем мною маленькую книжечку, прошу Вас принять благосклонно и прочитывать оную со вниманием. Я оною книжечкою заочно усердствовал Вам в День пострижения Вашего.

После сего приношу Вам сердечное благодарение за все писания Ваши, приятныя мне, и за любовь Вашу о Христе ко мне недостойному, за что спаси Вас Господи и помилуй! А за то, что я ныне ни к кому не пишу, не сетуйте на меня, и не относите молчания моего к забытию о Вас или к пренебрежению? Ей-ей нет! Ибо сердце мое преисполнено любовию ко всем, и всех я ношу в пазухе своей, т. е., всех молитвенно я пред Богом воспоминаю, испрашивая на все святое благословение Его! В особенности же молюсь о Вас, и прошу Господа, чтобы просветил очи Ваши зреть свои согрешения, и никого ни за что не осуждать, а наипаче свою Евангельскую мать, от чего как от блуда отскочи, рече св. Лествичник. А писать писем вовсе не могу, ибо оставляет меня сила моя, и свет очей моих темнеет, т. е. не ясно вижу, и несть исцеления во плоти моей.

Прошу принять от меня предварительное поздравление со днем Ангела Вашего, и усердно желаю Вам день оный, купно и последствующие, провождать в здравии, радости и благодушии, а не в малодушии! Вы помните, что Вы обещали Христу? И должно Вам быть верною обету своему! Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкаго пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай: но туда со Креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбьми достигается! Вам, как и мне более нравится находиться всегда в спокойном положении: но иже Христовы суть, те распинают плоть свою со страстьми и похотьми. Мы же с Вами весьма безсильны и многонемощны, и подумать страшно о распятии, о железных гвоздях и копие. По крайней мере претерпим Бога ради хотя косой взгляд, холодный прием, и отказ в просимом; и хотя с сих ничтожных степеней начнем свое распятие; и Бог милостив, проберемся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное!

Итак, возлюбленное мое чадо, ни о чем не унывай, а на Бога уповай; и старайся при случающихся неприятностях затверживать сие: во имя Господа Иисуса Христа все терплю!

27 Августа 1854 г.

Возлюбленные о Христе Спасителе Нашем братия мои!

Отец казначей М. и отец С! Спасайтеся и радуйтеся о Господе со всею братиею! (*)

Более двух недель непрестанно скорбел я сердцем моим о том, что не имел о Вас никакого слуха. Но когда достиг В., был я обрадован Вашим писанием, а более тем, что в обители нашей все благополучно, и Вы, братия мои и отцы, находитесь здравы, спокойны, и между

(*) Из писем к братии Малоярославецкаго монастыря, писанных в 1840 году во время поездки отца игумена Антония в Воронеж.

собою мирны. О сем зело порадовался я, и благодарил Господа Бога, спасающаго Вас, молитвами Богородицы и святителя Николая, от малодушия и бури; о чем слава и благодарение Богу! Умоляю благость Божию, чтобы и впредь сохраненным Вам быти от разженных стрел лукаваго. И когда будет сохраняема между Вами взаимная любы, мир и уступчивость; то тогда познают все, что не мои токмо, но и Божии Вы ученики.

О себе Вас извещаю, что я, по милости Божией, за молитвы Ваши, доколе жив, и 21 Октября достиг и до богоспасаемаго града Воронежа, где Господь Бог сподобил меня поклониться великому чудотворцу и святителю Митрофану, и лобызать его святыя и цельбоносныя и неизреченнаго благоухания исполненныя мощи, и принесть ему мое недостойное моление как о себе самом, так и о всем боговрученном мне братстве, да тихое и безмолвное поживем житие во благочестии и чистоте, и во взаимной друг ко другу любви. В пути своем я не без прискорбия бывал; а при раки его святой я толикое получил в сердце своем утешение, что и все прежняя прискорбия в забвение пришли. Истинно великой он Угодник Божий, и скорый в скорбех помощник.

Не скорбите за медленность мою; ибо я и в пути не своей следую воле, а повинуюсь старшим. Посему и Вам желаю повиновенье иметь, чтоб всем нам быть истинными учениками Христа Спасителя.

0птинские наши отцы истину мне рекли, что теперешний путь мой не есть игуменский; но я ручился на оный пуститься не от прихоти и праздности, а единственно за пользу обители и за спокойствие всей о Христе братии.

Отец О. кланяется Вам всем. Он трудится с книгой; но знакомых у него по городам нет; а потому и успех посредственный. А я хожу без книги, но Бог не оставляет нас без милости. Остается только нам жить, как должно, по-монашески, и Господь прежде прошения потребное нам будет посылать.

Именем Божиим прошу тебя, 0. С., слишком не печалиться, взирая на немощи немощных; ибо мы не все еще достигли вмеру возраста Христова, а посему и требуем един ко другому взаимнаго извинения и снисхождения.

Поелико сего вас, не одного, не двух, а вообще всех прошу: Бога ради друг друга носите тяготы, не будьте малодушны и капризны. Я нередко замечал в вас, что если один чего просит, а другой откажет, то чрез это и мирствие и любовное чувствование за раз теряются. А чтобы Бога ради со благодушием отказ перенести, того в нас и не спрашивай. За это в свое время осудит нас Господь.. Простите меня, и помолитесь о мне, дабы Господь поспешил мне, окончив дела, возвратиться в обитель свою сколько нибудь здоровым.

Усердно желаю, чтобы Сам Христос посреде Вас был, и даровал душам Вашим мир.

Всех вас поручаю Господу Богу и Пречистой Его Матери, и Великому Чудотворцу Николаю, и испрашивая на всех вас благословенье Божие, остаюсь с любовно моею и со всеми благожеланиями вашим всегдашним, богомольцем недостойный Игумен Антоний. Всем кланяюсь.

Действительно, Ваша правда, что от многословия не избежишь греха, а молчание такая добродетель, что все прочия наши добрые дела если положить на весы, то это все перетянет. Для сего-то и нужно ныне разучивать: положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Хорошо бояться и смерти; ибо, по слову Святаго Кирилла Александрийскаго, она горька есть, особенно для грешных; но бояться греха лучше. Посему многое святые и целомудренные люди легче считали для себя умереть, нежели коим грехом прогневать Господа. А мы с Вами иначе...

Вы спрашиваете, как приучить себя к разсуждению? Это - дар Божий, а не человеческий; посему от людей и научиться невозможно. Св. Иоанн Лествичник говорит: " От смирения происходит послушание, от послушания - смиренномудрые; а смиренномудрым Бог дарует и дар разсуждения». А как мы с Вами более половины своей жизни прожили без послушания в своеволии, то и невозможно иметь нам онаго, т. е. разсуждения. Почему и должны мы с Вами отныне смиряться пред Богом и пред сообитающими с нами, и сохранять очи свои от зазрения и осуждения других. Ибо, как бы велики грехи в других ни представлял нам противник наш, но они в сравнении с нашими грехами менее сучьев. И так будем просить Господа: Господи Владыко живота моего, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу твоему.

4 Марта 1842 г.

При отправлении письма моего к Вам чрез почту, абие получаю Ваше письмо от 20 Февраля, и ответствую:

1.) Как о дровах, полученных Вами от матушки Игумении, так и о деньгах, данных Вам на уплату Ваших долгов, должно отнести не к молитвам моим, но к милости Божией по вере Вашей, как сказано: вера, твоя спасе тя; т. е. что бы ни случилось с Вами приятнаго, то сие не от меня, а плоды веры Вашей; если будешь смиряться пред всеми и понуждаться ко всем заповедям Божиим, то мир мног обрящеши в сердце твоем.

2.) Рабу Божию Марию чувствительно благодарю за милость, т. е. за деньги 25 руб., и одолжаюсь ее поминать. А о поминовении родителя ея правильно не умею сказать: если он не был соединен с нашею православною церковию не по злобе и сопротивлению, но по неведению и по хитрому обольщению учителей их, то милостив Бог будет к родителю ея, и устроит некую отраду душе его. Сказано: милостынями очищаются греси; а посему пусть она подает убогим за душу его милостыню, которая имеет пред Богом великую силу.

Возлюбленный о Господе брат и благодетель мой!

Возмогай о Господе, и в терпении своем стяжевай души своей спасенье!

По долговременном молчании Вашем, наконец, получил и писанье Ваше, от 16 Января писанное, за которое приношу Вам благодарность мою усердную с поклонением. Радуюсь, что Вы здоровы, и благодарю о том Бога. А что нападает на Вас дьявол, о том сердечно скорблю, и прошу Бога, да разженныя стрелы его противу Вас сокрушатся. Сей душегубец не иным чем отходит от нас, токмо молитвою и постом; ' и не иным чем гордая и безстудная выя его стирается, как токмо смирением. А как мы сразиться с ним не сильны, то по сему святый Иоанн Дамаскин научает нас прибегать к Богу и со смирением говорить: от юности моея мнози борют мя страсти; но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! Упоминаете, что и молящуся Вам и постящуся он горше перваго нападает на Вас; о сем не смущайтесь, но еще и поразумевайте безсилие его, что он на лежачаго напал. Это ему безчестие, а не вам. Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к прибщению Святых Таин, или ожидает встретить какой-нибудь великий праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение, и тем смутить его душу, дабы день той проведен был не в радосте о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны; но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме инаго искушены, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу; чему примером могут быть Евангельския юродивыя дивы, которыя во всю свою жизнь хранили девство и любили чистоту, но без милосердия осуждали других грешащих; а потому и Небеснаго Жениха - Христа не удостоились встретить, и в брачный чертог Его не впущены, хотя и долго в двери милосердия Его толкали и просили, но услышали: «Не вем вас». Посему и Вы, возлюбленне, наипаче всего блюдите око свое от зазрения и осуждения ближних, чрез что стяжешь чистоту не телесную точию, но и сердечную, и удостоишься увидеть Господа, по неложному обещанию Его: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Таковаго блаженства от всея души моея богомольчески Вам желаю.

3 Февраля 1837 г.

Я сердечно пожалел о твоем нерадении, что ты оставила ходить в церковь к службе Божией; да и в своей келии правила своего не исполняешь. Это все равно: если двери келлии своей растворить настежь, и выставить в окошках рамы, то комната или келлия вся выстынет, и человек будет чувствовать лихорадочный зноб. Подобным образом, если оставить церковную службу и келейную молитву, то душа ощущает холодность ко всему доброму, и наполняется всяких нечистых мыслей, об которых и пересказать бывает стыдно. А посему да помилует тебя Господь от такого плачевнаго состояния.

Постараюсь лично поговорить с тобою обо всем откровенно. Для сего дай тебе, Господи, уши слышащия, а не глухия; а до тех пор прости, и прийми мое уверение в моей любви к тебе о Господе, и в желании всех благ от Господа, временных и вйеных. Твоего здравы и спасения всегдашний желатель и усердный о том богомодец, недостойный Игумен Антоний.

1 Февраля 1865 г.

По желанно Вашему посылаю Вам четочки для келейнаго употребления. Молитесь усердно Господу Богу, и хладное сердце свое разогревайте Сладчайшим Именем Его; поелику Бог наш огнь есть. Оное призывание и нечистыя мечтания истребляет, и сердце согревает ко всем заповедям Его. А посему молитвенное призывание сладчайшаго Имени Его должно быть дыханием души нашей, должно быть чаще биения сердца нашего,

14 Февраля 1843 г.

Вы жалуетесь, что не спокойны в духе и разсеянны. В таком случае не должно вовсе разслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию о вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: разсеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири, и помилуй мя. Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать; даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами.

3 Октября 1836 г.

Возлюбленная о Господе старица!

Что мрачныя мысли нередко безпокоят Вас, не смущайтесь; ибо мрачныя мысли, как осенния облака, одне за другими находят и затемняют свет; но они и проходят, и небо остается чисто и приятно. Так и мысли наши побродят, побродят по белому свету, и ум усядется на своем месте; тогда и тихо и весело бывает на душе. А уму нашему от скитания тамо и сямо много способствует краткая, но часто повторяемая, молитва Иисусова, к которой даруй Вам, Господи, приобрести навык, и тогда ясные дни настанут для Вас.

30 Сентября 1856 г.

Приятным удовольствием поставляю себе принесть Вам, возлюбленному чаду, всеусерднейшее поздравление со днем Святаго Ангела Вашего. Сердечно желаю и молю Господа Бога, чтобы Он благословил наступающий день тозоименитства Вашего и новолетия Вашего, и сохранил здравие Ваше во благоденствии и душевном спокойствии, и наконец радостию спасенья веселил бы всегда сердце Ваше. Чего от всей души моей богомольчески желаю Вам возлюбленному о Господе чаду.

Первый день моего тезоименитства, бывший в 1821 году радостен был мне до зела; ибо проведен он был в безмолвии посреди непроходимой пустыни, в молитве и в всенощном бдении, и во истинну Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя и торжество торжеств. Даруй, Боже, и Вам нечто таковое обрясти в душе своей в день Ангела; чего всеусерднейше желаю.

Благодарю Вас за два писания Ваши, которыя получил исправно; но на первое ответить не имел возможности, ибо готовился служить. Сожалел о бывшей скорби с Вами в пути, которая была да и прошла. Но какая горькая скорбь встретит бедную душу, когда она при исходе от тела увидит, что заблудила от спасительнаго пути; почему страх сей да предохраняет Вас во всю жизнь от заблуждения и от всех сетей вражиих, от которых единым смирением может спастися душа.

14 Января 1849 г.

1е Мая особенною молитвою воспомянул Вас я с усердием моим, и испрашивал Вам от Господа милости, мира, здравия и спасенья; ибо мирное и спокойное устроение Ваше есть моя радость и утешение, а немирствие, безпокойство и ропот есть мое душевное огорчение и болезнь сердечная. А посему, если искренно любите Вы меня, то немирствие м и ропотом своим никогда не огорчайте меня! Вы пишете, что почти безвыходно сидите в своей келье, и это самое в уныние и в скуку Вас приводит. Но св. отцы иначе о сем разсуждают. Они говорят: седи в келлии твоей, и та тя всему научит. Когда бы и Вы разумно сидели в своей келье, то не только не чувствовали бы скуки, но обрыли бы и удовольствие душевное, а вместе с сим и Царствие Божие внутрь себя. Но Вы отыскиваете оное часто вне себя. Ибо если без дела в чью келью пойдете, бездельное и встретите; и если у кого ненужное спросите, то ненужное и услышите; а посему седи более в келлии твоей, и та тя всему научит доброму! Справедливо разсуждаете Вы, что и при всем желании быть хорошею, а делается и думается нехорошее; а посему советую Вам прочитать внимательно в Добротолюбии, в конце 3й части, 24е слово св. Петра Дамаскина, в коем увидите в начале и свое положение, и вразумление что подобает творити.

За сим усердно желаю Вам милости Божией, и преуспеяния в послушании и отвержении своей воли, и остаюсь навсегда недостойный Игумен Антоний.

17 Мая 1854 г.

Христос посреди нас!

Давно полученное мною приятное письмецо Ваше побуждало меня к ответу на оное, но столь усилилась болезнь в ноге моей, что лишила меня сил к письменным упражнениям, за что простите немощи моей, и примите хотя и позднюю по времени, но всеусерднейшую благодарность за писмецо оное Ваше, которое не столько утешило меня, сколько опечалило тем, что и в тихом пристанище обитая, обуреваетесь Вы не пение плавающим по морю. Мы с Вами оба тяжко страждем, но я в страдании своем ощущаю мир мног в душе своей, а Вы ропотливостию своею выгнали его из себя вон. Вы пишете, что Вы и не по месту тут, и что в другом месте лучше будет Вам; но это одно лишь внушение противника, усиливающагося вытащить Вас от истинной пользы ко мнимой. Куда бы мы с Вами ни надумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, ибо как смиренным душам везде земной рай, так несмиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. Не определяйте себе тишины вне обители своей, но ищите ее в духе смирения Христова внутри оной и в своем сердце, обвиняя себя во всем и считая от души себя недостойною пользоваться тишиною, и Н. Н. холодность приписывая себе, за неблагоговейное и непочтительное и слишком дерзновенное объяснение и обхождение свое с нею. Вы знаете характер овечки Христовой, о которой в похвалу сказано: ни преречет, ни возопиет! И Вы, аще хощете видети дни свои благи, удерживайте язычек свой. А если это говорю Вам не по душе, то прошу Вас простить мне.

У нас в обители святой, 29 Октября скончался, после непродолжительной болезни, от внутренняго воспаления, иеродиакон и со всеми христианскими напутствиями и в памяти до последней минуты исхода. Коему даруй, Господи, вечный покой со святыми. Наконец и то будет, что и нас с Вами не будет! А до тех пор даруй нам, Господи, усердие ко исправлению себя, чтоб не только утешались нами люди, но и Ангели бы радовались! Чего как себе, так и Вам от души желаю, и до смерти и положении во гроб остаюсь с любовию моею к Вам Вашим богомольцем недостойный Игумен Антоний.

15 Ноября 1857 г.

Приношу Вам всечувствительнейшую благодарность мою во-первых за святую любовь Вашу ко мне грешному; потом благодарю Вас за все писания Ваши приятныя мне, равно благодарю Вас и за усердю Ваше: за все оное спасет Вас Господь Бог! Не сомневайтесь, любезная матушка, в любви моей к Вам; ты веси, яко люблю тя. Многие сомневаются, что я нечувствителен и непризнателен; но Бог лучше видит, нежели люди. Не думайте и о том, будто пустыня причина Вашей болезни, тоски и скорби. Св. Давид указывает, откуда проистекают скорби. Он говорит: несть мира в костех моих от лица грех моих. А посему грешный человек хотя бы жил в Петербурге, или Москве, где разных утех бывает по самыя уши, он и там от досады и тоски, повеся голову, с презрением смотрит на все окружающее. Не желайте смерти, как развязки; ибо каждому человеку неизвестно, какая ожидает его участь за гробом; посему гораздо будет лучше словами Святаго Давида умолять Господа Бога: не возведи мене Господи, во преполовение дней моих! Итак, простите мне матушка, и Вас да простит Господь во всем. И сим сократи, остаюсь к Вам навсегда с сердечною любовно моею и с почтением благожелательным богомольцем и всенижайшим слугою недостойный Игумен Антоний.

19 Января 1851 г.

Многовозлюбленная страстотерпица Христова!

Видя, что Вы непрестанно падаете под крестом своим, сердечно болезную я, и прошу Господа Бога о помощи и заступлении Вашем. В первый год моего иночества подобная Вашей тоске была и со мною малодушным: и я до тысячи раз мысленно соглашался возвратиться вспять, но удерживало от сего Христово слово: никтоже возложь руку свою на рало и зряй вспять, управлен будет в Царствие Небесное, ибо крайне не хотелось погибнуть, а потому и решился лучше страдать с людьми Божиими, нежели жить в селениих грешничих и утешаться всеми видами удовольствий мирских. Посему думаю, что и над Вами удивит Господь милость Свою, и Вы не будете чувствовать тоскливости.

Путешествие свое прошу отсрочить до времени; ибо Царствие Божие должно отъискивать не за оградой своей, а внутри, т. е. в сердце своем. Вопрос: что же есть Царствие Божие? Ответ: Царствие Божие есть добродетельная о Бозе жизнь, то есть, чтобы во смирении, молчании и терпении стяжевать душу свою. И тако пребывая, узрите в себе мир Божий, т. е. Царство Божие, и себя саму в Царстве Божием узрите по кончине своей.

14 Сентября 1851 г.

Вы открываете свою мысль, по близости родных выстроить себе небольшой домик, и в нем покоиться и уединяться, и заниматься богомыслием. Во истинну добро это и благо! Ибо многие люди, подобно Петру Святому, строят себе сени, то есть, жилые покои, полагая, что добро им будет в них быти; но, выстроивши, находят себе не добро, может быть потому, что место покойное находится для нас на Небеси, а не на земле, как и св. апостол Павел говорит: Житие наше есть на Небеси. Посему и попросите Вы св. апостола Фому и других святых, чтобы они выстроили, или выпросили Вам у Бога на Небеси место светло, место злачно, место покойно, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. А теперешнее место имеете Вы, если и неудобное, т. е. непокойное и тесное, холодное и сырое; но все лучше оно могильной тесноты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.