Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва ко иисусу Христу Спасителю нашему и Богу, по вся дни. 8 страница






Многоболезненныя страдалицы Христовы!

Недавно полученное мною грустное уведомление о кончине дражайшей и возлюбленной сестрицы Вашей исполнило очи мои слез, и наполнило сердце мое чувствительным соболезнованием как о ея кончине, а не менее того о теперешнем Вашем горьком и болезненном сиротстве. Ибо кто кого в жизни сей крепко любил, для тех и разлука с любимым лицом есть несносная мука, и никто не может их утешить и успокоить, кроме единаго Бога. Посему я недостойный молитвенно и прошу Его благость, чтобы Он укрепил Ваши немощныя силы в несении столь тяжкаго креста и вразумил, как остаток жизни своей проводить Вам. А равно и Вам, страдалицам, советую не слишком убивать себя постигшим горем, но печаль свою на Господа Бога возлагать, и от Него единаго помощи и заступления и утешения смиренно испрашивать, и не думать, и не говорить так, как некоторые иногда необдуманно говорят: лучше бы я прежде умерла, а не она. Но у Господа Бога неправды нет. Он глубиною мудрости Своея человеколюбие все строит и полезное всем подает, т. е. и тем добро делает, чью жизнь сокращает, и тем благодетельствует, кого долготою лет исполняет. А посему, во всяком случае, мы должны, с детскою покорностию ко Отцу нашему Небесному, говорить: Отче наш да будет воля Твоя! И после того душа наша не будет столько печалию обременяться, но успокоится.

11 Июля 1859 г.

Господь Бог да утешит Вас плачущих, и сетующее сердце Ваше да успокоит благою надеждою!

Уведомление Ваше о кончине дражайшаго родителя Вашего, подвигло и мое сердце к соболезнованию о нем, а наиболее об Вас. Мы с Вами, по слову Апостольскому, аще и мнози имамы пестуны, но не многи отцы. А посему, лишась чадолюбиваго отца, непохвально бы было, если бы лице не оросилось слезами, которыя нередко служат доказательством любви; но если не иметь меры в оных, то сие как бы не послужило в грех. Если по справедливости сказать, то не столько должно о умерших плакать, сколько о себе самих, как и Христос Спаситель к плачущим об Нем женам сказал: дщери Иерусалимли! не плачите о Мне, обаче о себе плачите! Чтож касается до Вашей печали о том, что родитель яко бы без напутствия окончил жизнь, то сего нам неизвестно; может быть кончина ему случилась мученическая, которая навершает все обряды; ибо известно, что и преподобнаго Афанасия Афонскаго строение церковное задавило, но душа его во благих водворилась у Господа. Много и ныне умирают от грома, молнии, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и пр., и всех таковых кончина мученическая, в коей своею кровию очищаются грехи, и святая церковь наша особенное о них имеет ходатайство ко Господу. А посему успокойтесь, матушка, и кончину родителя своего неблагополучною не считайте; поелику судьбы Божии нам грешным непостижимы; ибо Господь Бог глубиною мудрости Своей человеколюбно все строит и полезное всем подает. Мы по безумию своему вменяем некоторых кончину быти безчестну, а они напоследок окажутся в числе сынов Божиих, т. е. праведников. Вот и старец наш отец Г. был жив, весел и здоров, и Христа рождшагося прославлял, и вдруг заболел, и вскоре окончил дни. Истинно, человек яко трава, и дние его яко цвет сельный!

Имя дражайшаго родителя Вашего, я вписал для годичнаго поминовения на таблицу, и будет ежедневно воспоминаться на проскомидии, литургиях, литиях и псалтирном чтении; а первую панихиду собором я служил сам. Господь Бог да простит ему вся согрешения вольная и невольная, и да упокоить душу его со святыми в Небесном Царствии, а Вас плачущих, болезнующих и чающих Христова утешения, да утешит милостию Своею.

10 Января 1843 г.

Приношу Вам всеусерднейшее поздравление с святым и всерадостнейшим праздником Святыя Пасхи, которую, во славу воскресшаго Христа Спасителя нашего, желаю Вам праздновать многия лета, а наконец и той велией и священнейшей Пасхи удостоиться празднования желаю Вам, которая, по скончании века сего, начнется в небесном царствии, и будет праздноваться без окончания во веки веков. По чувству родственной любви, нельзя не поболеть сердцу о разлуке с бабушкою; но, размышляя о благочестивой жизни ея, по христианской кончине ея непостыдной и мирной должно с утешением возблагодарить Господа, что душа ея со святыми упокоена будет в Небесном Царствии. Слава Богу, что и я грешный усердно послужил при ея исходе и погребении. Ваша добрая и боголюбивая подруга убеждала меня тогда сказать, будет ли бабушка ея жива? Но мне трудно было тогда сказать. Ибо, когда после соборования сослужители мои, - иереи держали разгнутое Евангедие над главою бабушки, я заметил в нем слова: воставши Мариам, иде в горняя со тщанием, т. е. пошла очень поспешно, помыслил, что и Н. П. должна скоро переселиться из жизни сей; почему с немалым трудом мог читать последнюю молитву; и она действительно после соборования чрез пять дней скончалась при мне 15-го Марта. А что предварительно не сказал я о сем супруге Вашей, прошу у ней милостиваго прощения; ибо, кто из нас Богу не грешен! После погребения бабушки, в тот же день я нарочито ездил утешить больную и скорбную матушку Вашу, которая, благодарение Господу Богу, несколько утешилась при мне и поуспокоилась, и ей, слава Богу, лучше. Если что, по замечанию моему, опечаливает ея кроткую душу, то это не столько кончина бабушки, сколько холодность к ней..... и не соответственная их жизнь, которые до такой степени достигли, что не знают ни в чем греха, не знают различия, когда какой бывает день, которым более нравится турецкий образ жизни - нецеломудренной, нежели христианский - воздержной; у которых если когда проявляется на лице от самодовольства веселость, то эта радость наружная только и минутная, а внутри сердца какой-то чувствуется у них мучительный хаос: на всех и на все негодование, на все досада, всегда тревожный мысли, всегда новые мечтательные планы, -или все на своем поставить, или все к рукам прибрать. А посему и доброй матушке, взирая на все это, нельзя не чувствовать в духе огорчения и скорби, и не приходит от того в больное ее состояние по телу, по ея чувствительному сердцу.

15 Апреля 1852 г.

Премного радуюсь я о многой милости Божией к Вам, что благословил Вам начать строить новый дом, который молитвами великаго чудотворца Николая поможет Вам и совершить. Истинно, дивен Бог не точию во святых своих, но дивен Он и в нас недостойных и грешных, Который не по беззакониям нашим воздает нам, но по велицей милости Своей; почему наш всегдашний долг есть не забывать всех воздаяний Его. А я с своей стороны дружески советую - в строющемся доме, в прихожей отделить небольшой уголок об одном окошечке для странных иноков или инокинь; в коем уголку, может быть случится когда нибудь и мне убогому пришельцу переночевать, чтобы за странноприятие и упокоение таковых получили Вы от Господа Бога воздаяние и благословение.

Благодарю Вас, возлюбленный Н. Н. за письмецо Ваше от 12 Ноября, и за уведомление о посещении новаго дома Вашего Небесною Царицею чудотворною иконою Божией Матери; чему душевно порадовался я, и помыслил: " Видно Вы усердно молились Матери Божией, и просили Ее говоря: посещения божественнаго и промышления от Тебе сподоби Мати Божия, яко благая, и здравие молитвами Твоими подаждь нам». А после сего да утешит Вас Господь Бог посещением и великаго угодника Своего, святителя и чудотворца Николая, и да благословит вхождение и жительство Ваше в новом доме Вашем, сохраняя в оном смиренное жительство Ваше в здравии и благоденствии на весьма многия лета; о чем я многогрешный молю благость Божию в недостойных молитвах моих.

О братце Вашем слышал я, что очень болен он, о чем сердечно и сожалею я; равно и о том сожалею, что он ищет помощи человеческой, т. е. лечится; а к Божией помощи не прибегает, т. е. в болезни своей и радит приступить к небесному Врачу, и приобщиться Животворящих Таин Его, что должно выполнить ныне не дожидаясь Великаго Поста, а в Великий Пост повторить еще; иначе не безопасно находиться в нерадении о спасительном врачевстве. Равно слышал я, что и долголетняя страдалица..... безнадежно больна, о чем тоже сожалею я. Помню я, что благочестивая бабушка Ваша за то, что была благочестива, много молилась, и все посты и постна дни всегда хранила, редко когда хворала, и прожила было 100 лет. А дети ея, равно и некоторые внучата усвоили себе ревности ея ко благочестию, особенно без зазрения совести нарушают посты, за то почти, безпрерывно хворают, и, не доживши своего века, умирают. Не правда ли? А посему положи Вам, Господи, хранение иметь во всем. За сим приношу Вам поздравление мое с грядущим радостным праздником Святаго и Великаго Чудотворца Николая, купно и с переходом Вашим в новый дом свой; каковое светлое торжество должно быть для Вас радостнее всех минувших дней. А посему да возрадуется душа Ваша о Господе, яко не помяну грехов юности и неведения Вашего, но призре на смирение Ваше, и на молитвы молящихся о Вас. И сим сократя строки сии, остаюсь к Вам навсегда с высокопочтением моим и любовию о Христе Иисусе, благожелательным богомольцем Вашим и всенижайшим слугою убогий и хворый калека недостойный Игумен Антоний.

24 Ноября 1856 г.

Благодарю Вас за уведомление о кончине любезнейшаго братца Вашего, котораго святое имя для всегдашняго поминовения вписано в церковную таблицу; равно и я по долгу христианской любви одолжаюсь поминать его в недостойных молитвах моих пред Богом как во святом храме, так и келейно. Слава Богу, кончина его была с чувством сердечнаго раскаяния во грехах юности и неведения; а посему есть надежда на Божие помилование его от вечнаго осуждения, о чем должно порадоваться и поблагодарить Спасителя нашего Бога всем его родным. Что касается до ропотливости Вашей на всеблагаго и премилосердаго Господа Бога, что Он будто бы несправедлив и не признателен к Вашим добрым делам и пожертвованиям, то таковую ропотливость должно отнести или к высшей степени гордыни, или к крайнему неразумию. И за что же роптать? Чем обидел Вас Бог? По моему мнению, за таковую безразсудную ропотливость свою не только должно стыдиться людей, но и самых стен своей комнаты. Но когда Вы с сердцем сокрушенным и смиренным исповедываете сей грех и испрашиваете прощения и разрешения, то я от души прощаю Вас с своей стороны и разрешаю, а епитимию налагаю на Вас вот какую: чтобы впредь на Бога хулы и ропота остерегались Вы боялись как смерти; ибо Господь Бог, по великому милосердию Своему, все грехи наши долготерпеливо терпит, но хулы и ропотливости нашей не выносит милосердие Его.

4 Июня 1857 г.

О том, что открылась между Вами родственная размолвка, которая столько охолодила Ваши сердца, что Вы теперь больше стали похожи на чужих, а не на родных, о сем я душевно сожалею. Впрочем, всех Вас можно извинить, что Вы поссорились за наследство имения, которое во временной жизни имеет какую-то цену. Но должно сказать, что на будущее время оно ни той, ни другой стороне обещает ничего отраднаго. Св. Давид советует, говорит: «взыщи мира»; а посему хорошо бы было и Вам все озаботиться о примирении, дабы не окончить жизнь во гневе; о чем да вразумит Вас сам Господь Бог!

Скажу Вам о своем горе, что добрый мой брат, отец Савватий, 24 Октября оставил меня навсегда, преселившись в блаженную вечность. Что делать? Разлука подобная хотя всем нам и неминуема, но мне нелегка, ибо и безсловесные, долго живя один с другим вкупе, по разлуки бывают безутешны; а мы с отцем Саввой тем более двадцати лет жили вкупе. А посему действительно чувствительна была для меня разлука с ним, о чем не распространяюсь ныне, а скажу вкратце, что два месяца болен был он тяжко, но ни разу не охнул и не простонал. Незадолго пред смертию просил он меня, чтоб я его поцеловал (чего никогда с нами не бывало); и это было последнее целование. И я последний вздох его видел, и послужил я ему своими руками и омовением, и облачением, и положением во гроб, и выносом во храм, и служением, и отпеванием, и погребением. И был он напутствован 10 раз; а последний день провел я при нем 22 часа, и столь сильно изнемог, что едва пришел в чувство, что со мной делается. Но о всем оном да славится от нас Господь Бог!

10 Ноября 1856 г.

С душевным прискорбием доношу Вам о том, о чем, уповаю, известно уже Вам, т. е. что благочестивый и боголюбивейший старец наш отец Макарий Сентября 7 утром в половине ранней литургии почил о Господе, после непродолжительной, но весьма мучительной, болезни своей. Был тяжко болен 12 дней, в которые ежедневно приобщался Св. Христовых Таин, и был особорован св. слеем, принял на себя вел. схиму без перемены прежняго имени, и до последней минуты исхода души был в совершенной памяти. А на четвертый день по кончине был перенесен из скита в обитель, и по отпетии надгробном был погребен подле старца отца Леонида. Раннюю литургию на погребении его я служил с 4мя иеромонахами и Змя иеродиаконами, а позднюю служил отец Архимандрит с 8ю иеромонахами и 5ю иеродиаконами; а на отпевании с отцем Архимандритом было в облачении 20 иеромонахов, 2 протоиерея, 4 иерея и 10 иеродиаконов и диаконов. Стечение людей разных сословий были без числа. И до погребения его день и ночь продолжались панихиды безпрерывно, которыя и доселе не прекращаются. И вот я живу на свете 66-й год, но таких духовноторжественных похорон не видывал, какия были совершены отцу Макарию. Истинно слово Божие: «Аз прославляющих Мя прославлю». И как старец сей в жизни своей всех любил, так и по кончине многих на гроб свой собрал. Не знаю, мы, нищие от дел благих, будем ли удостоены толико великой молитвенной памяти о себе, какой сподобился блаженный старец наш Макарий, котораго святая душа во благих водворяется.

17 Сентября 1860 г.

Приношу Вам всечувствнтельнейшее благодарение за бывшее приятное и незабвенное посещение Ваше убогой обители нашей и пребываюе при оной, за благотворное общение Ваше с нами недостойными, за многие знаки любви о Христе и благоговейнаго расположении ко всем. Да помянет Вас Господь Бог во Царствии Своем и да воздаст Вам Господь за нас убогих милостию и щедротами в жизни сей и в будущей. А о том, если во время пребывания Вашего у нас, чем либо мы Вас не упокоили или соблазнили и проч., то за все оное смиренно просим милостиваго извинения Вашего и всепрощения, особенно я многогрешный, невежественный и грубый; так что мне и самому бывает и совестно и стыдно, по пословице: Фома не купит ума, а свой продает. Впрочем надеюсь, что Ваша христианская любы не только это видимое, но и не видимое, а только слышимое, милостиво покрыет; ибо мы не ангели.

Видя из письма Вашего, что св. обитель наша оставила Вам приятное воспоминание о ней, я сердечно порадовался о том, и благодарил Господа Бога. Равно и мы убозии ежедневно воспоминаем о Вас в недостойных молитвах наших пред Богом, и в частных собеседованиях о Вас между собою. Даруй, Господи, Вам желание и в будущую весну посетить обитель нашу; к чему могут служить примером и птицы небесные, на которых и Спаситель наш велит взирать и перенимать, ибо они где побывают одною весною, туда же стремятся и на другую. И если не найдете там прежняго утешения своего и питаюя духовнаго, то самыя те места, в коих обитал боголюбивейший Отец наш, будут напоминать о бывшем радостном утешении, и извлечет из очей признательную слезу; ибо радость любезна - бывает слезна. Так бывало и в древности: обитель, в которой обитал великий старец, многие благоговеющие посещали, а ученики старца, по кончине его пересказывали посетителям: «на сем месте отец наш с приходящими всегда беседовал, здесь он сиживал и читывал, здесь молился, а здесь трапезовал, вот в этом месте уединялся он для богомыслия, а в этом принимал он весьма краткий покой», и проч. и проч; а те, т. е. посетители, с благоговением все это слушали, удивлялись и плакали; ибо в разлуке и это служит немалым утешением.

12 Декабря 1860 г.

Великой страдалец наш иеродиакон отец Мефодий 21-го Апреля утром окончил подвиг свой и преселился на вечный покой со святыми в небесные обители. А 24-го было торжественное провождение многострадальнаго тела его во усыпальницу, и батюшка отец Архимандрит со всеми иеромонахами и иеродиаконами был в облачении; а теперь на гробе его горит неугасаемая лампада. Он несколько раз был приобщаем Св. Таин, и до исхода души был в памяти. А на первой день Светлаго Воскресения, после

утрени ходил я к нему христосоваться, и пили с ним вместе «Христос воскресе»-трижды, «Ангел вопияше» «Пасху»,»Плотию уснув яко мертв»! И чрезвычайно он тогда был весел, и несколько раз принимался целовать меня. Слава Богу, он совершил подвиг свой преблагополучно, а я о себе не знаю что Вам сказать? Помилуй меня Господи, если я буду мученник безвенечный!

28 Апреля 1862 г.

С великим прискорбием души моей скажу о тяжком искушении, случившемся на скотном дворе нашем, каковаго при мне в 42 года не было, и дай Бог чтобы не случилось никогда, а именно: Марта 1-го утром одна девица Надежда, черпая горячую воду из котла для мытья чернаго белья, поскользнулась и упала в котел, и сильно вся обварилась в кипятке; но благодарение Господу Богу, два дни была жива и в памяти, и напутствована всеми Таинствами, а в Воскресение 3-го ч. тихо скончалась. А я услышавши о таком ужасном событии, горько плакал, да и до ныне не могу равнодушно воображать о сем, и себя мысленно отчаяваю, что я и сам вот уже 26 лет страдаю от ног, но моя болезнь в сравнении с предсмертною болезнию девицы Надежды не более стоит, - как плюнуть и растереть. Надежда великомученица без крику и вопля переносила свое ужасное страдание, а я как сыр в масле катаюся и всем питаюся. Посему еще скажу чудное событие: в тот самый день, когда это случилось, отец М. приходит из утрени в свою келью, и прилег и, вздремнувши, видит в тонком сне, отца Архимандрита, приказывающаго ему М. чтобы он немедленно бежал на скотный двор, где нужно быть поскорее; о. М. зараз проснувшись, с удивлением побежал на скотную, и там его встретили с печальною вестию. А из сего можете Вы заключить, что батюшка о. архимандрит Моисей, и по кончине своей заботливо печется обо всем, о чем, -слава Богу!

9 Марта 1863 г.

Еще скажу Вам об отце архимандрите Моисее, что пред погребением девицы Надежды одна скотница в тонком сне видит отца архимандрита в мантии с посохом, идущаго в церковь, куда вынесена была новопреставленная. Принявши благословение, спрашивает: куда вы батюшка так спишите? Отвечает: иду Надежду проводить. И так-то видите, какие бывают отрадные сны о моем святом Отце.

Видя чрезмерное скорбение Ваше о страдании весьма доброй и возлюбленной супруги своей, не мало поболел я сердцем своим о Вас. Св. апостол Павел и о умерших не советует скорбеть подобно неверующим, не имущим упования на Бога; а Вы и живую супругу свою оплакиваете, как уже умершую, позволяя себе всякия небогоугодныя мечты, что она яко бы должна умереть по молитвам монахов, которые замыслили Вас поработить себе, и все Ваше присвоить себе. А после таких мыслей, по внушению диавольскому, может возродиться и хула на Бога; и в то время исполнится то, что сказано у св. Давида в 13 псалме: рече безумен в сердце своем... от каковаго искушения да сохранит Вас Господь Бог за молитвы молящихся о Вас! Между тем, вспомните Вы, по чьим молитвам получили Вы такую добрую и примерную супругу? И в коем месте получили Вы первое благословение на брак? А к сему, если бы Вы были необходимы для жизни монашеской, то и, не вступая в брак, Господь призвал бы Вас на жизнь иноческую. Посему Бога ради выкиньте Вы из своей головы все пустыя мечты; и вместо оных усердно молитесь Вы Господу Богу, прося помощи Его во всем и заступления, и говоря: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою. Св. Исаак Сирин так учит: «если просишь ты чего у Бога, и Он медлит услышать тебя, или и вовсе оставляет неуслышанным, не печалься; ибо неси ты премудрее Бога; и бывает это потому, что ты недостоин получить просимое, или по другим причинам, нам недоведомым». Ибо Господь Бог глубиною мудрости Своей человеколюбно все строит, и полезное всем подает. Он иных исполняеть долготою лет, а других сокращает жизнь того ради, да не злоба диавольская развратить человека, или лесть некая прельстить душу и доведет до погибели. И если бы мы малоумные, сколько нибудь иначе о судьбах Божиих разумели, тогда бы с детскою покорностию пред Богом сказали: Отче наш, да будет во всем Твоя воля святая, а не наша - неразумная. Если же я, говоря это, раздражаю любовь Вашу ко мне, то Вы, ради Христа, простите моему безумию; я отселе буду молчать.

18 Ноября 1858 г.

Пишете о намерении старшаго братца Вашего. Но я вовсе не помню, было ли Вами прежде говорено мне о сем. Впрочем, благодарю Бога, хотящаго всем человеком спастися, и в разум истины приити. И сколько ни приятно было мне слышать о добром намерении Вашего братца, столько и удивительно. Ибо, по слову св. Лествичника не женивыйся подобен есть имеющему связанными свои руки узами; сего ради безпрепятственно может, егда токмо восхощет, тещи к житию иноческому. Оженивыйся же подобен есть носящему и на руках и на ногах своих узы. А когда еще и чада имеет, то при узах оных уподоблен должен быть еще прикованному дебелыми веригами к стене; и если бы и захотел в чернечество идти, не может. Притом же, вкорененную естественную любовь к супруге и чадом, к миру же и сущим в мире пристрастие оставити не весьма удобно. И как не безбедно есть излезшему из корабля, и на доске проплыть хотящему пучину морскую, так наипаче и оженившемуся оставить жену без особеннаго звания Божия, и безразсудно вступить в подвиг монашескаго звания не безбедственно же, чему многие примеры и в нынешния времена случилось мне видеть и слышать. Посему же еще и Апостол оженившимся советует: привязался ли еси к жене, не ищи разрешения. Видим мы из церковной истории, что и имеющие стяжания многия, - богатства, жену и чад, угождали Богу и в миру; потому что любящему Бога все поспешествует ко благу. Почему и потрудитесь для братца своего прочитать в Четьи-Минеи житие праведнаго Иова Мая 6, Ксенофонта и Марта Января 26, Евфимиана и Аглаиды Марта 17, Филарета Милостиваго Декабря 1, Спиридона святаго Декабря 12, Иоанна Милостиваго Ноября 12, и Иоанна Милостиваго Ростовскаго, ибо все вышепомянутые угодники Божии имели жену, чад и стяжания. И по прочтении сего братец Ваш с супругою узнают, что Богу угодить можно и в Ростове. Также и сие должно им быть известно, что в нынешния времена указом Государевым ведено оженившихся постригать не моложе 50 лет от рождения. А до того времени пусть они намерение свое содержать в великой тайне, никому не объявляя, также и торговлю не прекращая, ни одеяния, ни брашна не изменяя, и прочее все по прежнему. И тако, по слову Христа Спасителя, с великим разсуждением должны свое душевное имение (а не тленное) считати, достанет ли онаго на созидание столпа, то есть, монашескаго по Бозе жительства, да не како за неразсудное начатие и несовершение смех и поругание, по Евангелию, дело их будет. Ибо монашеская жизнь требуеть непрестаннаго подвига, а не покоя, и должно даже до смерти предать себя в послушание, отнюдь ни в чем не иметь своей воли, и считать себя меньшим, последним и худшим паче всех, и претерпевать мысленную брань великодушно, от невидимаго врага рабом Божиим непрестанно во дни и в нощи наносимую, еще же и алчбу и жажду, и оскудение потребных вещей имети, поругание же и безчестие, и всяку тесноту и скорбь сносити, имиже монашеское начертавается житие. И когда долгим временем все сие добре разсмотрят, и увидят, что имения их, то есть, душевных сил, на созидание столпа сего душеспасительнаго достанет у них, сиречь произволят вся вышереченная сладости любве ради Божия до смерти претерпеть, то пусть с радостию и веселием и прославлением Бога, и несумненною верою к дивному сему жительству приступят, хотя и во единонадесятый час жития своего; но равную приимут мзду с первыми, от юности своея до старости во иночестве Богу работавшими. До вышеозначенных же лет пусть они добре разсмотрят желание свое, аще есть по Бозе. Детей же своих до совершеннаго возраста да стараются в христианском благочестии воспитать, и приличному полу их рукоделию обучить, и тогда, т. е. когда достигнут совершеннаго возраста, предоставить им на волю, что они изберут, монашеское ли жительство, или супружеское; ибо и то и другое дело есть Божие. Вот все написал я, что мыслил о Вашем братце. И когда не противны слова мои здравому разуму, то можете оныя ему прочитать; ибо я не свое писал, а писал слова разсудительных св. отец. И как он производит, тако и да творит, точию да не спешит. По моему мнению, гораздо полезнее меньшему бы братцу Вашему пуститься в путь Господень.

12 Декабря 1836 г.

Вы чрез письмо свое открываете мне о возродившемся в сердце Вашем желании посвятить себя на служение Богу в монашеском звании; а родители Ваши заботятся

пристроить Вас к супружеской жизни; но посему Вы недоумеваете, на что Вам рушиться. На сие скажу Вам, что брачная жизнь-Богом благословенная жизнь, и иноческая жизнь святая и ангельская жизнь, и та и другая богоугодная жизнь. Но в брачной жизни сколько человек встретит различных забот и горя? А посему справедливо старинная пословица гласит: дальше моря, меньше горя. А об иноческой жизни можно сказать то, что блаженная эта жизнь, впрочем, не легкая, а многотрудная. А посему если говорится о портных: должно прежде семь раз примерять, а однажды отрезать; то о монастырской жизни должно прежде не семь раз, но семьдесят раз хорошенько обдумать, и потом уже однажды навсегда рушиться вступить в обитель святую на жизнь монашескую. И когда Вы ныне нетерпеливы, сонливы, ленивы на молитву, невоздержны, не трудолюбивы, и проч.. т. е. иногда не без досады выслушиваете от родителей своих делаемыя Вам замечания, упреки, отказы в прошениях, и проч.: то в монастыре еще может быть трудные, где вся жизнь до гроба должна быть в трудах, в подвигах, в повиновении, в отложении своих волей и желаний. И повиноваться должно не одной Г-же Игумении, но и старицам и сестрам о Христе, и сделаться из барышни простою служаночкою, т. е. безответною и всепокорнейшею послушницею до последняго издыхания своего. А посему сами Вы обсудите, достанет ли у Вас столько сил и мужества к перенесению толиких трудов? Притом посмотрите Вы и на свою сестрицу, которая в течении четырех лет монастырской своей жизни от сухоядения и трудов сделалась дряхлою и больною старухою, и полюбопытствуйте у ней, легко ли жить ей в монастыре? И одобрит ли она Ваше намерение сожительствовать с нею? А посему брачная жизнь, кажется мне, сноснее будет для Вас монастырской. Впрочем, это я говорю Вам не для того, чтобы отклонить Вас от Марииной благой части - монашеской жизни, и одобрить Марфину - многомятежную жизнь брачную; но чтоб Вы, как мудрая дева, обдумали о сем не легкомысленно. Для сего усердною молитвою просите у Господа Бога вразумления, говоря: Господи, даждь ми мысль благу. Господи! научи мя, что ми подобает творити. Господи! Ты Сам устрой жизнь мою по воле Своей святой, а не по моей. Отче наш, да будет воля Твоя!

За сим испрашиваю Вам от Господа Бога вразумления, помощи Его, и благословение на все доброе.

9 Февраля 1857 г.

Вы извещаете меня о том, что Господь Бог посылает Вам кладь, т. е. достойнаго жениха к юнейшей дщери Вашей, и просите моего совета, соглашаться ли на предложение, или отказаться? Ответить Вам на таковое вопрошение для меня неопытнаго и больнаго калеки не легко: а потому, призвавши Господа Бога в помощь, ответствую: Что мне известно по слуху, то Вам известнее из опыта. Брачная жизнь Самим Богом благословена, Который сказал: не добро человеку единому на земли быти. И потом сотворил для него помощницу, в то же время вложил в сердце мужа желание жены, а в сердце жены вложил желание мужа; каковое взаимное желание их и продолжается в них до сего дня. Посему должно прибавить еще и то, что супружеская жизнь, как бы счастлива и благополучна ни была, но без печали и скорбей не проходить, что Вы и сами лучше меня знаете, ибо сказано: в печали родиши или иметь будеши чада; а посему меньше бы было человеку горя, если б дальше был он сего моря......Но не все вмещают словесе сего. Желаннаго жениха я вовсе не видал и не слыхал; потому о характере и честности его ничего сказать не знаю. Решение этого важнаго дела зависить от Вашего родительскаго суда и от невестиной покорности к Вам.

20 Января 1862 г.

За откровенность Вашу о теперешних случаях с Вами приношу Вам благодарность мою. Хотя не много Вам сообщу о том, что свидание Ваше с С. и собеседование, - не столько драмматическое, сколько трагическое, отчасти опечалило и меня не столько за настоящее, сколько за будущее; ибо все его нежности, слова, обмороки и изступления будут тревожить Вас и ратовать против целомудрия Вашего; ибо теперешняя привязанность его к Вам, или влюбление, есть не благодатное, а страстное обезумление, которое может довести до пагубных последствий. Посему говорить ему угодное, уверить в своей любви, и давать целовать руку без числа, значит поливать огонь маслецом; от чего на следующее время да сохранить Вас Господь Бог за св. молитвы молящихся о Вас. Проезд свой чрез Я. приспособьте, чтоб был ночью; дабы не только не столкнуться где с ним, но и чтоб слуху о проезде Вашем чрез Я. не было. Впрочем, Вы сами придумайте, как это без огласки сделать, и меня не оставьте предуведомить, котораго числа ожидать Вас сюда.

За сим испрашиваю на Вас благословение Божие, и усерднейше желаю Вам в добрых предприятиях Ваших помощи Божией и вразумления, и свидетельствую Вам мою искреннюю о Христе Иисусе любовь и почитание, и остаюсь навсегда благожелательным богомольцем Вашим и слугою недостойный И. Антоний.

28 Мая.

Возлюбленное о Господе чадо мое духовное!

Благодать Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца и причастие Святаго Духа - буди с Тобою!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.