Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития познавательной сферы взрослого человека.






В период взрослости проявляется неравномерность развития из-за взаимодействия в течение жизни различных статусов человека (семейного, экономического, интеллектуального и т.д.). Отечественные психологи вослед Выготскому, Давыдову, Ананьеву и французские психологи (Пако, Бульер) считают, что процесс развития постоянен, но имеет характеристику неравномерности и гетерохронности (изменчивости). Об этом свидетельствует процесс акселерации (раннее созревание и замедление старения), т.е. диапазоны зрелости возрастают.

Борис Герасимович Ананьев – родоначальник изучения взрослости. Он вскрыл факты об изменении психических функций. Прежде всего о функциональных новообразованиях взрослого человека: автоматическая передача изменений од одних функций к другим. Если в период ранней взрослости (18-20 лет) связи внутри психических функций более автономны друг от друга (память от мышления, зрение от слуха), то в зрелом возрасте они очень сложные, взаимосвязаны внутрифункционально.

В каждом возрасте фиксируются центральные ядерные компоненты.

Ананьев выделил макро и микро периоды интеллектуального развития взрослых за счет установления этих межфункциональных связей.

18-21 год – 22 – 25 лет – относительно высокий уровень развития памяти и мышления, но низкий уровень развития внимания;

26-29 лет – низкий уровень развития памяти и мышления, но высокой уровень развития внимания;

30-33 года – относительно высокий уровень памяти, внимания, мышления;

34-36 лет – спад уровня развития всех психических функций;

37- 40 лет – средние показатели развития психических функций, но некоторое опережение в развитии интеллекта.

Эббингауз, изучая процессы забывания, выявил, что есть 3 периода кривой развития памяти: до 25 лет – прогресс, 25-50 остановка; с 50 лет – регресс.

Старость или поздняя зрелость (после 60 лет) начичнается с уходом на пенсию. Сопровождается нарушением ритма жизни, режима – проявляется в противоречии между возможной трудоспособностью и возможностью принести пользу в силу огромного опыта и их невостребованностью. Снижение социального статуса, резкое ухудшение физического самочувствия. Обострение взаимодействия с детьми и внуками, которые уже не нуждаются в помощи, особенно остро для женщин. Активный регресс психических функций, в том числе и внимания. Возраст биологический не совпадает с психологическим. Средняя продолжительность жизни – женщин 72 года, мужчин – 58 лет.

Согласно Эриксону, поздняя зрелость обращается к прошлому опыту, поэтому усугубляется процесс старения. Но существует 2 основные линии старения: эго-интеграция, положительная оценка пережитого опыта, присутствие удовлетворенности, житейской мудрости, отсюда реализованность жизненного замысла, отсутствие страха смерти, чувство реализованности в жизни.

Если же человек воспринимает всю прошлую жизнь как цепь нереализованных возможностей и ошибок, то на её заключительном этапе у него не может быть эго- интеграции. Это приводит к страху смерти, сожаление что нельзя вернуть все заново, к отрицанию собственных недостатков, путем проецирования их на внешний мир, по Эриксону – отчаянье.

Доживание характеризуется полной потерей психологического будущего, каких бы то ни было жизненных перспектив. И направленность личности во многом зависит от устоев этой личности: у гедонистических личностей характерно отчаянье и страх смерти; для эгоистических сопровождаются нравственными страданиями, обесцениванием достигнутого, ощущением пустоты прожитой жизни. Для духовно-нравственных и сущностных личностей осознание высшей ценности основного содержания своей жизни, которую не могут перечеркнуть ни физические страдания, ни сама смерть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.