Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акмеологические аспекты развития внимания в спорте на примере боксеров в процессе технико-тактического обучения.






Для успешной деятельности на ринге спортсмену необходимо научиться предугадывать боевую ситуацию, предвидеть события. Многогранная подготовка спортсменов обеспечивает развитие у них такой способности. Процесс этот длительный. Эффективность его во многом зависит от уровня развития внимательности и наблюдательности.
Первым шагом на развитие внимательности и наблюдательности является развитие сосредоточенности сознания на определенных объектах и явлениях.
Деятельность боксера на ринге - сложный, многоплановый творческий процесс, включающий комплекс различных двигательных действий и движений. Каждое действие, рассматриваемое как целостный двигательный акт, имеет пространственно-временные характеристики: исходное положение, ряд мгновенных промежуточных движений, конечное положение и время существования каждой части. Однако действие в поединке следует воспринимать не изолированно от остальных, а как звено в цепи других действий. Этот факт предполагает наличие действий, предшествующих основному (предупреждающих), и действий, которые следуют за основным. В результате, когда исходное положение основного действия является конечным положением предупреждающего, а конечное положение основного действия - исходным положением действия, следующего за основным (последействия), мы имеем дело с непрерывным слитным процессом, который нами расчленен для облегчения анализа.
Для развития внимания расчленение целостного двигательного акта в боксе имеет крайне важное значение, состоящее из следующих взаимосвязанных фаз:

1. Исходное положение предупреждающего действия.

2. Ряд мгновенных промежуточных движений предупреждающего действия.

3. Конечно-исходное положение основного действия.

4. Ряд мгновенных промежуточных движений основного действия (атаки, контратаки, маневрирования, защиты или обманных действий). 5. Конечно-исходное положение основного действия.

6. Ряд мгновенных промежуточных, следующих за основным действий.

7. Конечное положение.

Для определения моментов, на которые следует обращать внимание занимающихся при овладении техническими приемами и совершенствовании их, необходимо рассмотреть двигательную деятельность боксера с позиции его уязвимости, т.е. доступности ударам соперника уязвимых точек его тела. Анализ показывает, что во всех двигательных актах этой деятельности наблюдается момент уязвимости боксера. При некачественном выполнении деятельности, а также в момент утомления, эмоционального напряжения, влияния смысловой установки на качество выполнения техники приемов бокса количество моментов уязвимости увеличивается.
Успешное использование моментов уязвимости обусловлено в значительной степени чувством времени и дистанции и подразумевает ряд предварительных действий и окончательное действие. До момента соприкосновения руки с целью боксер извлекает из памяти адекватный боевой обстановке прием защиты, атаки или контратаки. Одновременно он должен выйти на дистанцию достигаемости соперника своим ударом. Сигналом для этого является поступающая от противника информация в виде предупреждающих действий. Далее от него поступает информация о принятии исходного положения или какого-то мгновенного промежуточного движения основного действия (атаки или контратаки и т.п.), что является сигналом для начала боевого действия. Итак, на начальном этапе технико-тактического обучения боксер все свое внимание должен последовательно концентрировать на трех моментах.

Первый момент - обнаружение и запоминание положений уязвимости соперника. При разучивании различных приемов перед зеркалом боксер может успешно обнаружить эти моменты у себя и в дальнейшем взять их под контроль: упражняясь в парах, он должен продолжать контролировать их. Упражнения в парах дают возможность боксеру в дальнейшем развить свою внимательность путем обнаружения у партнера моментов уязвимости. В этом случае он совершенствует свою внимательность как боксер и в новом качестве наставника, тренера по отношению к своему товарищу. Наблюдение за боксерами, проводящим учебные поединки, также положительно сказывается на развитии внимания, направленного на обнаружение уязвимых моментов.

Второй момент - анализ, изучение деятельности, движений, которые предшествуют моменту уязвимости у соперника. Хорошими упражнениями для подобных наблюдений могут послужить упражнения в парах и поединки боксеров.
Третий момент - определение боксером в предупреждающих действиях соперника моментов для начала своего основного действия (атаки или контратаки, защиты или обманных действий). К этому моменту боксер должен четко знать, что намерен делать. Упражнения в парах с подобной направленностью мышления являются хорошим средством для развития внимательности.
Многообразно использование подобного приема. Следует заметить, что упражнения в парах могут быть использованы для развития всех свойств внимания (избирательности внимания, его объема, устойчивости и переключаемости, а также распределения), но при условии конкретизации задания.
Особо пристальное внимание тренера при его подготовки к занятиям должно уделяться созданию целой системы установок в процессе обучения техники бокса. Такой подход дает возможность систематически и последовательно с постепенным усложнением развивать все характеристики внимания. Это особенно важно при овладении сложными эпизодами поединка.
Под установкой понимается готовность боксера, возникающая при предвосхищении им боевой ситуации и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данной ситуации, готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности.

Систему развития внимания для успешного предугадывания боевой деятельности соперника на этапе начального обучения можно назвать системой " второго звонка".

Например, наблюдения показали, что соперник проводит атаку прямым левой в голову после продвижения вперед-влево двумя-тремя приставными шагами. Целевая установка боксера заключается в проведении встречной контратаки прямым левой в туловище в соединении с защитой уклоном вправо. Внимание спортсмена должно быть сконцентрировано на предупреждающих действиях, т.е. изучается индивидуальная манера и особенности последовательности движений соперника, которые приведут его в исходное положение для начала атаки прямым левой в голову. Следовательно, надо найти различия между приставным шагом обычного передвижения и приставным шагом, приводящим соперника в исходное положение для атаки. Это и есть первый сигнал, " первый звонок", призыв к готовности. Далее внимание концентрируется на исходном положении, с которого будет выполнена атака (основное действие). " Второй звонок" - сигнал к действию.

При овладении сложными тактическими эпизодами поединка определение системы установок и предупреждающих моментов для концентрации внимания на них поможет занимающимся тактически правильно мыслить, что в дальнейшем выработает привычку предугадывания боевой деятельности противника. Система моментов, на которые последовательно следует обращать внимание, должна побуждать занимающегося к исследованию, эксперименту и поиску конкретной предупреждающей ситуации, а в дальнейшем и системы предупреждающих ситуаций, закономерно приводящих к готовности и реализации удачных моментов в поединке.

Для выработки установки готовности боксера к проведению конкретного приема в нужный момент необходима определенная направленность мыслительных процессов. Для этого ему следует на первом этапе научиться думать " вслух про себя" по следующей схеме.
1. Определение уязвимого положения у соперника.

2. Определение предупреждающих действий о появлении уязвимого положения у соперника.

3. Выбор приема для использования уязвимого положения у соперника.
4. а) Определение предупреждающего действия для начала выполнения своего запланированного приема и его реализация. На начальных этапах обучения или при пассивной манере ведения поединка эта методика рациональна.
б) Планирование и реализация действий, которые вынудили бы соперника произвести последовательно ряд предупреждающих действий; за этим действиями закономерно должно последовать его уязвимое положение. При активном ведении боя это условие необходимо.

Овладение вышеприведенной схемой требует специальной предварительной подготовки занимающихся, направленной на пробуждение интереса к анализу, поиску. У боксеров должна быть сформирована привычка во всех проявлениях соперника видеть закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов, причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его. Для этого занимающегося следует приучить дисциплинированно мыслить, т.е. направленно организовывать процессы мышления.

До сих пор мы имели дело с предупреждающими действиями, так сказать, в чистом виде. На наиболее высоком уровне спортивного мастерства наблюдается дифференциация этих действий. Чем выше мастерство, тем более значительно проявляется дифференциация. Это происходит по двум причинам. Во-первых, возросший уровень спортивного мастерства сокращает время существования, как предупреждающих действий, так и самого положения уязвимости. Во-вторых, изменение предупреждающих действий возникает вследствие намеренного их использования боксером в тактических целях, как средства для обманных действий. В этих случаях предупреждающее положения того или иного боевого действия умышленно выполняются напоказ. Далее действие прерывается, не дойдя до момента уязвимости. Такой прием называется вызовом (финтом).
Подобные обманные действия часто применяются в боксерских поединках, и очень успешно. У боксера возникает необходимость в распознавании эффективных действий, несущих ему опасность. Упражнения в парах с заданием концентрировать внимание на моментах перед атакой, которые чередуются соперником с приемом " вызова", успешно формируют эту способность.
В заключение следует подчеркнуть, что формирование внимательности является важным звеном в развитии тактического мышления у боксеров. Успех работы в этом направлении может быть обеспечен путем систематической конкретизации моментов, на которые следует обращать внимание занимающихся в целях повышения качества технико-тактической подготовки. [95]


3. Акмеологические аспекты развития наблюдательности в управленческой психологии на примере курсантов школы «Эффективный лидер».


Процесс взаимодействия акмеологии и руководящей деятельности носит взаимопроникающий, взаимодополняющий характер как процесс взаимодействия элементов системы «человек – человек», поскольку одной из ее задач является изучение закономерностей самосовершенствования деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и изнутри, от собственных интересов, потребностей, установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности. [88, с.373]

Для того, чтобы стать эффективным руководителем, эффективным лидером в различных видах профессиональной деятельности, необходимо развивать в себе ряд умений, навыков и психические процессы (внимание), но в первую очередь такие качества личности как внимательность, наблюдательность. Авторский курс Евгения Васильевича Гильбо [75], который называется «Сделай себя» помогает реализоваться этой необходимости. В этом курсе есть целая серия тренингов на развитие образного мышления, правополушарной активности и интуиции. В тренингах использованы упражнения из практики психологов Джона Эткинсона, Вадима Шлахтера и других.

Ниже приводятся несколько упражнений на развитие наблюдательности из арсенала Джона Эткинсона (John William Atkinson). Хотя эти упражнения отражают недалекое прошлое психологических практик, они хорошо развивают правополушарное мышление и интуицию.

Упражнение 1. Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении " видеть" обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте, и вы убедитесь в обратном.

Поставьте перед собой какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета, потому что таковой легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко или чернильница. Смотрите спокойно на нее в продолжение некоторого времени, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть ее в своей памяти.

Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с максимальной точностью. Постарайтесь припомнить ее размер, подробности и запечатлейте все это в своем мозгу. Затем откройте глаза, взгляните еще раз на вещь и посмотрите, чего еще не хватает вашему умственному образу.

Внимательно отметьте эти опущенные подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение; снова смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях. Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях: она вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

Упражнение 2. Вполне овладев первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и постарайтесь нарисовать его форму и детали. Не страшитесь тем, что вы не художник; мы хотим лишь развить вашу наблюдательность и способность запоминать увиденное вами.

Для первого раза задайте себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного дарования, но от подробностей, которые вы запомнили и нанесли на бумагу. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только раз, а затем сделать набросок со всеми главными деталями.

Конечно, для вас понятно, что вам должен служить моделью не самый предмет, но его " умственное" изображение. Заметив все подробности предмета, взгляните на него вторично и посмотрите, не забыли ли что-нибудь; словом, поступайте как в первом упражнении. В обоих упражнениях почаще меняйте предмет наблюдения, потому что это способствует успеху и даст отдых уму.

Упражнение 3. Начинайте с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Говорят, что разумное наблюдение — наиболее трудное искусство. Не старайтесь “воспринять” весь предмет целиком с первого взгляда. Это дело последующих опытов, по достижении вами уже некоторого прогресса. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям и т.д.

Например, возьмите лицо. Нет ничего досаднее, как забывать лица встречаемых нами людей. Многие обязаны своей неудачей лишь недостатку наблюдательности в этом направлении.

Ошибка многих из нас заключается в том, что мы пытались запомнить лицо в целом, но не в деталях. Начните упражняться на ваших знакомых, затем переходите на посторонних, и в скором времени вы удивитесь легкости, с которой запоминаете подробности в наружности других.

Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы и т.д. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос у одного, глаза у другого, подбородок у третьего и т.д.

Однако еще до этого сядьте и попробуйте описать наружность кого-либо из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего представления. Вы ни разу хорошенько подробно не всматривались в них. Если это так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица? Начните с рассмотрения каждого встречного и со старательного изучения внешности, а затем берите карандаш и постарайтесь на словах описать наружность. Это упражнение очень интересно, и с первых же шагов вы заметите быстрое улучшение.

Подобным же упражнением является детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы сможете составить себе отдаленное понятие о его общем виде, форме, цвете и т.п. Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т.д., то вы увидите, что не в состоянии дать себе в этом ясного отчета.

Вам будет казаться, что вы никогда в действительности не видели дома, не так ли? Вы просто смотрели на него. Начните же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили.

На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет немало). Продолжайте таким образом, пока в вас не составится понятие о здании. Это очень ценный способ для развития наблюдательности

Упражнение 4. Положите на стол по крайней мере семь предметов и накройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге виденные предметы.

Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати.

Удивительно, какого искусства в наблюдении достигают таким образом некоторые лица. Подобные упражнения очень обычны в Индии, где таким образом практикуются йоги. Развитые этим методом способности обостряют наблюдательность настолько, что вы без труда будете видеть много такого, чего другие не заметят, и тем получите значительную подмогу в делах.

К этому разряду упражнений можно отнести и упражнение Удэна, проходившего мимо витрин, а затем припоминавшего выставленные предметы. Эти упражнения разнообразят вашу работу и будут способствовать развитию наблюдательности и сосредоточения в то время, как наблюдатель бывает окружен посторонними звуками и сценами.

Упражнение 5. Я видел в деревне игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются, и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление.

Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет стоящим по другую сторону. Развившие способность быстро схватывать, смогут описать предмет удивительно ясно и подробно. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактиковались.

Упражнение 6. Упражняющемуся показывают кость домино и просят его назвать число очков сразу, не считая. Потом кладут две кости и т.д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков. Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что быстро проводят перед глазами упражняющегося карту и просят его сказать ее масть и название. Сначала следует действовать медленно, увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока для упражняющегося достаточно будет бросить беглый взгляд на карту.

Упражнение 7. Многие лица могут схватывать содержание статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости просматривающие газеты, обладают такой способностью. Журналисты часто бывают способны схватить смысл статьи, лишь взглянув на последнюю. Рецензенты также обладают этой способностью.

Все дело в практике. Начните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.п. При развитии психических способностей следует поступать, как поступают при развитии мускулов — сначала развиваем один мускул, затем доходим последовательно до целой группы мускулов.

Упражнение 8. Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины делают это без всяких предварительных упражнений. Наблюдательность мужчин в этом направлении не велика и они нуждаются в развитии ее. Многие женщины, по-видимому, “видят” всякую интересующую их вещь и многие из них никогда не забывают увиденного.

Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь заполучить хорошую " мысленную фотографию" наибольшего числа предметов, размер комнаты, высоту, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, столов, ковров, картин и пр.

Затем уйдите из комнаты и, записав виденное, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата. С такой практикой вы в состоянии будете точно описать любое посещаемое вами место не затрудняясь нисколько, потому что ваша способность наблюдать автоматически заносит впечатления, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке.

Упражнение 9. Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и постараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которые вы видели. Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминать, но и искусство наблюдать. Ваша подсознательная область мышления поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

Использованная литература:

1. Акмеологический словарь /Под общей редакцией А.А.Деркача. А40, УДК 159.9.07., ББК 88.-М.: РАГС, 2004, с.12

2. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001, 282 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб: Питер, 2001, - 263 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова: в 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1 – 232 с. – Т.2 – 288 с.

5. Ананьев Б.Г. «Избранные психологические труды» Т.1, М., 1980, с.67

6. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб, «Алетейя», 2001, 304 с., с.213

7. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб, «Политехника», 2002 г., с.373

8. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988

9.Бочкарева Л.П. Жизненный путь и судьба человека // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей/ Под ред.

10. Деркач А, А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма» М., 1993. 32 с.

11. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993, 48 с.

12. Келасьева В.Н.. СПб СПбуниверситет, 1998, с.8-17; Е.В.Селезнева. Самоосуществление в системе акмеологической культуры личности / Доклад на заседании кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС 4 марта 2004 года.

13. Кузьмина Н.В.. (Головко-гаршина). Предмет акмеологии. СПб, «Политехника», 2002, г., с.13-14.

14. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. – М.: Высшая школа, 1989

15. Локштанов В.И. Развитие внимания боксеров в процессе технико-тактического обучения. / Ежегодник " Бокс", М.: ФИС, 1986.

16. Освальд.В. Великие люди. – СПб., 1898, Пэрна И.Я. Жизнь человека (из дневниковых записей. СПб, 1993 цит. по Акмеол. основы развития профессионала, с.14

17. Теоретическая и прикладная психология в ленинградском университете: тезисы докладов научной конференции. – Л.: ЛГУ, 1969, 230 с.

18. www.GILBO.ru Джона Эткинсона (John William Atkinson) развитие аблюдательсности. Школа Е.В.Гильбо. ( © Текст - John William Atkinson
COPYRIGHT 2003 © Отбор цитируемого материала - Е.В.Гильбо, https://www.GILBO.ru
Подстрочный перевод - система PROMPT X-translator PLATINUM, https://X-translator.translate.ru; COPYRIGHT 2003 © Научная и литературная редакция перевода - Е.В.Гильбо, https://www.GILBO.ru; https://www.LSG.ru; https://www.LibertySpac

Рубежный контроль знаний:

 

1. Каково основное отличие акмеологических особенностей развития внимания от общепсихологических.

2. Что можнопонимать под акмеологическими предпосылками развития внимания.

3. Что подразумевается под профессиональным уровнем развития внимания.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1.Подготовить подборку методов коррекции вниманияч, согласно акмеологической концепции.

2.Подготовить подборку методов развития внимания в профессиональной практике.

3.Подготовить подборку методов коррекции внимания в практике управленческой психологии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.