Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов






Значимость нотариата в системе основных прав и свобод человека и гражданина, его значимость для субъектов гражданско-правовых отношений, место и роль нотариата в развитии гражданского оборота предопределяет важность изучения дисциплины «Нотариат», которая относится к вариативной части профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Изучение обучаемыми дисциплины «Нотариат» даёт возможность формировать теоретические знания и практические навыки в сфере гражданского оборота, необходимых им в их профессиональной деятельности, подготовить их как высококвалифицированных специалистов, способных ориентироваться в любой отрасли права.

Базовой основой учебно-методического процесса является систематическая самостоятельная работа обучаемых, изучающих дисциплину «Нотариат».

Обучение может быть успешным только при наличии учебно-методического комплекса (разработанного на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) в состав которого входят: рабочая программа дисциплины; тематический план изучения дисциплины; тематическое содержание дисциплины; планы практических занятий; план самостоятельной работы; образовательные технологии; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Учебно-методический комплекс содержит также методическое обеспечение рабочей программы: материалы практикумов; методические рекомендации по самостоятельной работе обучанмых; методические рекомендации для преподавателей; методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Основой глубоких знаний обучаемых служит систематическая самостоятельная проработка обучаемыми программного учебного материала, для чего им необходимо посещать учебные занятия, вести конспект лекций, прорабатывать к каждому аудиторному занятию все вопросы темы, знакомиться с проблемными публикациями в юридических журналах, расширять диапазон знаний за счет внимания к проблемам, которые имеются на стыке разных учебных дисциплин и межпредметных связей.

При подготовке, в частности, к практическим занятиям, которые служат для контроля преподавателем уровня подготовленности обучаемых, закрепления изученного материала, развития умения и навыков подготовки обучаемыми докладов, сообщений по актуальной проблематике, приобретения опыта публичных выступлений, ведения дискуссий, аргументации и защиты выдвигаемых предложений, развития навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике, обобщения материала. Названные занятия как форма учебной работы предоставляют обучаемым возможность продемонстрировать глубину своих знаний в сфере нотариата, степень знакомства с содержанием первоисточников и имеющихся в юридических журналах публикаций по обсуждаемой теме, а также монографиях. На практических занятиях обучаемые учатся вести профессиональный диалог, способствуют развитию умения аргументировано отстаивать свою точку зрения и повышать культуру общения.

При подготовке к занятиям, обучаемым необходимо изучить лекционный материал, учебные пособия, нормативные правовые акты, специальную литературу, относящуюся к теме каждого занятия, материалы практики. Решаемые на занятиях задачи-ситуации и упражнения должны содержать мотивированные ответы на затронутые юридические вопросы со ссылкой на те или иные нормы действующего законодательства.

Занятия по данной дисциплине предполагают также составление обучаемыми (в домашних условиях) проектов документов и правовую оценку предложенных преподавателем проектов документов в аудиторных условиях. В первом обучаемые должны представить документ в письменной форме, так как это способствует формированию опыта в составлении конкретных юридических документов.

При изучении той или иной темы, выбор задач-ситуаций и их количество осуществляется преподавателем в зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом для изучаемой темы. Однако задание преподавателя не ограничивает обучаемых, которые по своей инициативе могут решить и другие задачи по данной теме. Это поможет им глубже и прочнее закрепить полученные теоретические знания и в большей степени усвоить порядок применения действующего законодательства к конкретным ситуациям.

Результаты контроля качества учебной работы обучаемых преподаватель оценивает, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Обучаемый имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Формой контроля знаний обчаемых очной и заочной форм обучения по дисциплине «Нотариат» является промежуточная аттестация - экзамен.

Цель экзамена – завершить курс изучения дисциплины «Нотариат», оценить уровень полученных обучаемыми знаний, поскольку экзамен по данной дисциплине содействует решению основной задачи высшего образования: подготовке высококвалифицированных специалистов, способных решать сложнейшие задачи, которые ставит перед ними практическая деятельность.

Обучаемые должны учитывать, что, прежде всего, экзамен имеет обучающее значение, заключающееся в том, что в период подготовки к сдаче экзамена обучаемый вновь обращается к пройденному учебному материалу: перечитывает конспект лекций, учебники, иную специальную юридическую (рекомендованную преподавателем) литературу, работает с нормативно-правовыми документами, материалами практики. Тем самым он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и приобретает новые. К тому же, во время подготовки к экзамену полученные знания обобщаются и переводятся на качественно новый уровень – на уровень системы; правильная подготовка к экзамену позволяет понять логику всего предмета в целом.

Обучаемым необходимо знать следующее: оценивающее значение экзамена заключается в том, что он не только способствует обучению, но и подводит итог как знаниям обучаемых (выражающимся в конкретной оценке), так и всей учебной работе по дисциплине «Нотариат», а также то, что экзамены играют огромную воспитательную роль: стимулируют трудолюбие, ответственное отношение к делу, развивают чувство уважения к науке, вузу, преподавателям.

Как и всякая иная форма учебного процесса, экзамен имеет свои нюансы, тонкости, которые обучаемому необходимо знать и учитывать. Так при подготовке к экзамену по дисциплине «Нотариат», обучаемому необходимо запомнить определения основных понятий, так как именно в них фиксируются признаки, характеризующие их сущность и позволяющие отличить одну (определенную) категорию от других. Более того, в процессе овладения конкретными понятиями, будущий юрист обогащает свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со спецификой будущей юридической профессии.

Обучаемым следует учитывать, что во время экзамена преподаватель проверяет как уровень запоминания обучаемыми программного материала, так и степень понимания обучаемыми тех или иных категорий, грамотность и последовательность изложения материала, умение применять полученные знания при решении тех или иных задач, примеров, умение обобщать материал, мыслить, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Обучаемому крайне необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в программе учебной дисциплины, чтобы обеспечить правильную ориентацию в вопросах, которые содержатся в билетах, поскольку программа учебной дисциплины включает в себя разделы, темы и основные понятия предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Ориентация в логике изложения основного учебного материала, структуре программы, расположении вопроса в ней (соотношение и связь с другими вопросами), поможет студенту более грамотно и правильно построить свой ответ.

Обучаемому, для того чтобы правильно выстроить свой ответ на экзамене, необходимо ответы на более трудные (с точки зрения обучаемого) вопросы подготовить, заранее в течение семестра, и тезисно их записать, т.к. осмысленное письменное изложение материала включает дополнительные ресурсы памяти и способствует лучшему запоминанию необходимого материала.

Практически все методические рекомендации по подготовке к сдаче экзаменов содержат следующие рекомендации: к экзаменам необходимо начинать готовиться с первой лекции, с первого семинара, с первого практического занятия. Но далеко не все обучаемые занимаются такой долгосрочной и трудоемкой работой. К сожалению, чаще всего они выбирают так называемый «штурмовой метод», заключающийся в следующем: материал закрепляется в памяти в течение нескольких недель или дней, а подчас и нескольких часов. Однако, полученные таким образом знания и представления, как правило, не прочные и не надежные, бессистемные и формальные. И в тоже время материал, усваиваемый постепенно, подвергнутый критическому анализу, неоднократно подвергшийся обсуждению, образует качественные знания.

Прежде всего, при подготовке к экзамену по дисциплине «Нотариат», обучаемому следует особое внимание уделить нормативно-правовым актам и другим официальным документам и конспекту лекций, а уж затем учебникам, учебно-методическим пособиям и иной специальной литературе. Лекции, читаемые преподавателем, как правило, более детальные, иллюстрированные и оперативные, они позволяют оценить соответствующую современную ситуацию, отразить новейшее законодательство, ответить на вопросы, возникающие у обучаемого при подготовке к экзамену. В тоже время, опубликование учебных материалов требует определенного времени, а соответственно определенная часть информации может морально «устареть» или потерять актуальность.

Отвечая на конкретный вопрос, содержащийся в билете по дискуссионной проблеме, обучаемый вправе выбрать любую из существующих точек зрения по данному вопросу, но с условием ее понимания, достаточной аргументации (по возможности со ссылкой на действующее законодательство, судебную и нотариальную практику).

Обучаемому следует знать, что во время экзамена преподаватель вправе задать ему как дополнительные, так и уточняющие вопросы. Дополнительные вопросы выходят за рамки билета и, как правило, связаны с плохим ответом на вопросы, содержащиеся в билете или некачественным решением задачи. Уточняющие вопросы касаются содержания билета и направлены на уточнение высказанных суждений.

Необходимо также знать, что критерии оценки ответа обучаемого на экзамене по дисциплине «Нотариат» - это содержательность и полнота ответа (верное, четкое и достаточно глубокое изложение материала – идей, понятий, фактов и т.д.); логическая последовательность и аргументированность изложения; владение юридической терминологией; новизна учебной информации, степень использования и понимания научных источников; ссылка на нормативно-правовые и иные официальные документы, умение применять их при решении конкретных задач - ситуаций.

Оценка «отлично» выставляется обучаемому, если он имеет глубокие знания учебного материала по теме практического задания, в логической последовательности излагает материал; аргументирует свою точку зрения, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы; сумел решить, со ссылкой на действующее законодательство, конкретную ситуацию, изложенную в задаче или упражнении.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучаемый показал знание учебного материала, смог ответить почти полностью на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы; решил, в основном, задачу или упражнение, ориентируясь в действующем законодательстве.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучаемый в целом освоил материал; однако, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы; допустил ошибки при решении задачи; слабо ориентируется в действующем законодательстве (при решении конкретной ситуации).

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучаемому, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по теме практического задания, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; не сумел решить конкретную задачу-ситуацию; не ориентируется в действующем законодательстве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.