Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники психоанализа






1. Анализ свободных ассоциаций. Согласно 3. Фрейду, в сво­бодных ассоциациях человек не повторяет конфликтное содер­жание, а регрессирует, идя по следам актуального переживания. Возвращаясь к ранним конфликтам, пациент вместе с психоана-


литиком наблюдает, куда его приведет нить свободных ассоциа­ций.

Классическая процедура проводится следующим образом. Па­циент ложится на кушетку, психоаналитик садится в изголовье так, чтобы пациент его не видел. Пациенту предлагается прийти к состоянию спокойного самонаблюдения и, не раздумывая, со­общать все, что приходит ему в голову, не поддаваясь желанию что-нибудь отбросить. В содержании свободных ассоциаций (мыслях и чувствах, снах и фантазиях) выходит на поверхность вытесненное бессознательное. В ходе свободного ассоциирования пациент учится воспроизводить травматический опыт. Сниженная сенсорная активность (психоаналитик вне поля зрения, расслаб­ленная поза) дает возможность выразить подавленные эмоции и чувства.

Психоаналитик остается нейтральным, не занимая ни одобря­ющей, ни критикующей позиции. Его задача — слушать пациента, наблюдать за его речью, телодвижениями, мимикой. Во время се­анса он, как правило, молчит, даже когда пациент обращается к нему с вопросом. Когда вопрос проходит различные уровни пони­мания, пациент сам обретает возможность ответить на него и разрешить свой внутренний конфликт.

2. ■ «Фрейдовская ошибка*. Ошибки (описки, обмолвки) — это возможность проникнуть в подсознание. Они указывают нам на забытые места, на мысли, прерванные на самом важном месте, на поведение, которое постоянно бессознательно повторяется, и др. Иногда их сложно расшифровать, но свободное ассоциирова­ние позволяет с большой вероятностью понять скрытый смысл оговорок.

3. Анализ сновидений. Фрейд называл сны «королевской до­рогой в бессознательное». Он рассматривал их как перевод скры­того (латентного) содержания бессознательного на язык симво­лов. Под скрытым содержанием подразумеваются вытесненные желания. Истинное, явное содержание сновидения можно выя­вить при помощи сгущения, смещения и вторичной обработки.

Сгущение — это комбинация разных элементов, их наложение друг на друга в одном фрагменте сновидения. Под смещением по­нимаются случайные элементы, мало связанные с главным содер­жанием фрагмента сна, в котором проявляется неосознанное пере­живание. Вторичная обработка — процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность путем исправле­ния несоответствий, заполнения пробелов и др.


Психоаналитик воспринимает образы сна как ребус, загадку, которую он должен разгадать. Большинство образов, согласно взглядам Фрейда, носят универсальный характер и имеют сексу­альную природу. Чтобы проанализировать сновидение, необходи­мо разделить его на элементы и выяснить ассоциации, связанные с каждым из них.

4. Анализ сопротивления. Под сопротивлением понимают все эмоции, слова, идеи, импульсы, мысли, фантазии, которые проти­водействуют процедурам и процессам психоанализа. Например, рассказывая аналитику о своей жизни, клиент вдруг остановился и не смог сказать дальше ни слова. Эта блокировка — маленький пример сопротивления.

5. Анализ содержания переноса. Перенос, по словам Р. Грин-сона, — это особый тип объектных отношений. Под переносом по­нимают переживание чувств по отношению к какой-либо личнос­ти, обращенных на самом деле к другой личности. Клиент реаги­рует на реального человека так, как будто это личность из его прошлого.

Реакции переноса наиболее вероятны по отношению к людям, которые выполняют функции, сходные с функциями родителей. Например, врачи, учителя, актеры, лидеры, возлюбленные особен­но активизируют возникновение реакций переноса.

У всех людей есть реакции переноса. Аналитическая ситуация способствует их развитию. Аналитик ничего не рассказывает кли­енту о себе и своей личной жизни, оставаясь экраном для его про­екций. Поэтому все фантазии, чувства, влечения, идеи клиента об аналитике подвергаются анализу, интерпретации и реконструк­ции, позволяющим выяснить, к какому реальному объекту из жизни клиента они обращены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.