Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и техники воздействия






Некоторые психологи считают, что можно добиться успеха, используя только техники слушания. Однако это делает процесс долгим и утомительным. Когда психолог активно участвует в бе­седе, он может продуктивно влиять на скорость осознания клиен­том характера своих проблем и способов их разрешения.

Воздействие — это активное вовлечение психолога в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента. Все тео­рии консультирования базируются на том, что психолог выступа­ет как агент изменения и роста личности. Своим присутствием он уже оказывает влияние на клиента. В том случае, когда психолог активно действует во время консультации, изменения могут прои­зойти гораздо быстрее.

Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании воздействия на клиента (как и при его выслушива­нии) психолог поддерживает визуальный контакт, использует не­вербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуни­кативной практики, таких как интерпретация, директива, кон­фронтация и самораскрытие (А. Айви).

Овладеть техниками воздействия гораздо сложнее, чем техни­ками выслушивания. Для этого необходимо руководство опытно­го супервизора. Техники воздействия более эффективны при достаточно редком использовании в разумном сочетании с мето­дами выслушивания.

Интерпретация главный метод среди техник воздействия. Отправной точкой для нее является психологическая теория, на которой базирует свою работу консультант. Интерпретация ис­пользуется нечасто, 2—3 раза за одну консультацию. Она пред-


ставляет собой своеобразный вызов точке зрения клиента, поэто­му «передозировка» ведет к сопротивлению клиента.

Говоря об интерпретации, хочется обратиться к известной фразе Д. Винникотта: «...я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать пациенту, что я могу ошибаться».

Директива самая сильная из техник воздействия. При ее использовании психолог говорит клиенту, какое действие ему сле­дует предпринять. В рамках разных теорий используются разно­образные виды директив, например:

S свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из Вашего детства ассоциируется это чувство...»;

S гештальт-метод работы с полярностями: «Представьте, что Ваша подруга сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени»;

S фантазирование: «Представьте, что Вы вернулись в прош­лое, в свое детство... Перед вами — девочка 5—6 лет. Эта девочка — Вы... Подойдите к ней поближе... Посмотрите, во что она одета, как выглядит... Вы можете спросить ее о чем-то важном...»;

S парадоксальная инструкция: «В следующий раз, когда испы­таете страх, не пытайтесь подавить его. Наоборот, усильте свой страх, расскажите о нем окружающим... Желательно, чтобы Вы испытывали в день не меньше трех приступов страха..:»;

s релаксация: «Закройте глаза... Почувствуйте свое тело... Расслабьте мышцы лица...»;

S пожелание: «Я хотел бы, чтобы Вы сделали следующее...»;

S домашнее задание: «В течение недели Вы должны каждый вечер письменно отвечать на следующие вопросы...»; «К следую­щей нашей встрече заполните этот опросник» и др.

Психолог может давать указания клиенту, предлагая опреде­ленные изменения в поведении (тренировка поведенческих навы­ков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»), вовле­кая его в групповую работу (изменение пространственного поло­жения членов семьи). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психоло­га с клиентом.

Конфронтация. Термин «конфронтация» имеет два смысла: 1) стоять напротив, смотреть в лицо; 2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое зна­чение данного термина, так как конфронтация не является агрес-^


сивным вторжением в пространство клиента и не должна вести к поляризации отношений с ним.

При конфронтации психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, которые являются противоречивыми, не­адекватными. Важным для понимания конфронтации является понятие «рассогласование», или «инконгруэнтность». Клиент дает двойные сообщения во время интервью («да... но»); демонстриру­ет противоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит его перед лицом фактов. Цель консультирова­ния заключается в идентификации и конфронтации главных про­тиворечий клиента.

Заметив противоречия в рассказе клиента, психолог может использовать следующий шаблон: «С одной стороны, Вы думаете (чувствуете, поступаете...), но с другой стороны Вы думаете (чувствуете, поступаете...)». Психолог также поднимает вопрос о возможном значении данного поведения клиента для его жизни в настоящий момент. Тем самым можно использовать способность клиента смотреть на вещи с иной точки зрения, установить харак­тер связи между разными темами в его рассказе. Важно отмечать реакцию клиента на конфронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу; в чем отражается его понимание этой про­тиворечивой ситуации. Конфронтация — метод, требующий такта и терпения.

Конфронтация поддерживает баланс между методами наблю­дения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Конфронтации можно достичь также с помощью методов наблю­дения и воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необхо­димым количеством теплого, положительного отношения и ува­жения.

Самораскрытие — это техника воздействия, основанная на том, что психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Оно связано с техникой обратной свя­зи и строится на «Я-высказываниях» психолога.

Различные системы психотерапии и консультирования ис­пользуют различные микротехники в различных «пропорциях». Квалификация психолога складывается из понимания общей структурной модели консультирования и компетентности в мик­ротехниках, а также из умения применять все это с учетом инди-


видуальных и культурных особенностей клиента. До клиента должно «доходить» то, что передает ему психолог.

В заключение отметим, что успешность консультирования достигается множественностью и жанрово-стилевой неспецифич­ностью языков консультативного взаимодействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.