Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количество и счет






В подготовительной группе на фронтальных занятиях мы автоматизируем навыки счета до 10.

Некоторые упражнения в счете мы проводим как разминку в начале занятия в виде игры с мячом. Педагог договаривается с детьми, какое задание они сегодня будут выполнять. Передавая мяч, дети повторяют прямой или обратный счет, счет в заданных пределах, или выполняют другое задание. Сложность заданий возрастает по мере автоматизации. Ребенок, бросая мяч, должен:

- назвать следующее по порядку число в прямом счете

- назвать следующее число в обратном счете

- посчитать в заданных пределах от меньшего числа к большему (например, от 4 до 7)

- посчитать в заданных пределах от большего числа к меньшему (например, от 8 до 3)

- прибавить к заданному числу 1

- назвать число на 1 больше

- отнять от заданного числа 1

- назвать число на 1 меньше

- прибавить к заданному числу 2 (для этого можно число, следующее за этим, назвать тихо, а следующее за ним – громко)

- назвать следующее четное (нечетное) число

В зависимости от уровня развития ребенка он может выполнять задания со зрительной опорой на числовой ряд или без нее.

Другие часто используемые упражнения в счете – счет с использованием разных анализаторов:

- счет предметов

- счет изображений на рисунке, точек расположенных в определенном порядке и хаотично

- счет движений

- счет на слух – счет звуковых сигналов

- счет на ощупь – счет с завязанными глазами, счет предметов в «волшебном мешочке», пуговиц под тканью

· счет прикосновений к разным частям тела

Упражнения для развития межанализаторных связей:

Хлопни в ладоши или топни ногой столько раз (или на 1 больше), или отложи столько палочек, сколько:

- услышишь звуковых сигналов,

- увидишь предметов,

- нащупаешь пуговиц, предметов в «волшебном мешочке»,

- сколько «просит цифра».

На физкультминутке можно провести игры для закрепления прямого (аналогично и обратного) счета, например:

«Летел лебедь» - Участники сидят в кругу, каждый кладет свою правую ладонь на левую ладонь соседа, текст говорят по очереди по одному слову, как бы передавая правой ладонью соседу слева.

Летел лебедь

По синему небу

Читал газету

Под номером - игрок, до которого дошла очередь говорит число (до 10), например, 6

6. - тот, кому «передали» это число, должен быстро убрать руку, если не успел – выходит из игры, если успел – выходит тот, кто передавал, игра повторяется, пока не останется один участник – победитель.

«Футбол, сидя на полу» - дети и педагог сидят на полу, ноги расставлены в стороны, образуя ворота, ведущий называет число, мяч перекатывают от одного игрока к другому, называя при этом числа по порядку от 1 до этого числа, тот на кого попадет выбранное число, поднимает мяч вверх и становится ведущим.

Для разминки можно использовать пальчиковые игры или стихи с движением рук, например:

«Пять (10) смелых гномиков пошли в лес погулять - показываем 5(10)пальцев

Один заснул под елкой, их осталось …четыре, -1 палец загибаем

Четыре смелых гномика…»

«Вот пятеро котят, один ушел – ну нет его и нет,

Котят осталось …четверо,

Один на дерево полез, котят осталось… трое …»

«Протекала речка, через речку мост, -показываем руками

На мосту овечка, у овечки хвост.

Припев: раз - два - три - четыре - пять - шесть – семь.- отгибаем пальцы из кулачков

Семь – шесть – пять – четыре – три – два – один.» загибаем по 1 пальцу


Числовой ряд.

Большое внимание мы уделяем работе с числовым рядом, знанию и пониманию места каждого числа в числовом ряду.

В предметной деятельности дети учатся получать каждое число из предыдущего, прибавляя к нему 1, а, убрав 1, получают предыдущее число, уточняют место каждого числа в числовом ряду, сравнивая предметные множества и составляя сериационный ряд из палочек Кюизера, делают вывод о том, что каждое следующее число больше предыдущего на 1.

Каждый ребенок выкладывает числовой ряд из своего набора карточек с цифрами или точками. Использование разных способов изображения числа позволяет закрепить соответствие между количеством, числом и цифрой. Далее предлагаются некоторые игры, используемые нами для автоматизации числового ряда.

«Исправь ошибки Незнайки» - детям предлагается найти и исправить ошибки, которые сделал, выкладывая ряд на доске, Незнайка.

«Угадай, какая цифра потерялась» - дети закрывают глаза, педагог убирает одну цифру в числовом ряду – дети открывают глаза и угадывают, какой цифры не хватает. Тот, кто догадался первым, становится ведущим вместо педагога.

«Живые цифры» - детям раздается по одной карточке с цифрой и предлагается построиться так, чтобы из этих цифр получился числовой ряд. Эта игра может служить и для закрепления порядкового счета. Дети поворачиваются друг за другом и называют свой номер по порядку, отвечают на вопросы: кто стоит шестым? Каким по счету стоит Ваня? Игру можно провести и как командное соревнование, раздав каждой команде карточки с цифрами своего цвета.

«Угадай задуманное число» - преподаватель или один из детей задумывает число и указывает его местоположение в числовом ряду, а все дети отгадывают. Например, задумано число, которое:

- стоит после числа 3;

- перед числом 6;

- следующее после числа 7;

- предыдущее числу 8;

- между числами 4 и 6;

- больше числа 3, но при этом меньше числа 5;

- число, соседи которого – числа 5 и 7.

Каждый ребенок показывает на своем числовом ряду, какое, по его мнению, число задумано.

В качестве числового ряда может использоваться линейка.

Числовой ряд может быть использован и для счетных операций: прибавляя число, ребенок передвигается на соответствующее число «шагов» вправо, отнимая – влево.
«Лифт» - каждому ребенку дается изображение многоэтажного дома с пронумерованными этажами, мы садимся в лифт на шестом этаже, поднимаемся на два этажа, спускаемся на один этаж, спускаемся еще на 3 этажа и т.д. Дети по очереди дают задания «лифту», выясняем, на каком этаже мы оказались.

Следует отметить, что автоматизация числового ряда становится возможной для ребенка только при достижении им определенного уровня ориентации в пространстве. В то же время игры и упражнения на числовом ряде способствуют развитию пространственных представлений и автоматизации пространственных предлогов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.