Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие элементарных математических представлений на фронтальных занятиях в инклюзивной подготовительной группе.






Леонтьева Е.Е., учитель – дефектолог

Цырульникова Е.Л., учитель - дефектолог

Наш детский сад является интегративным. Это означает, что дети с особенностями развития, такими как ОНР, ЗПР, ДЦП, синдром Дауна, РДА, воспитываются и обучаются вместе со своими обычно развивающимися сверстниками. Когнитивное развитие детей с особыми образовательными потребностями (будем называть их «особые дети») осуществляется преимущественно на индивидуальных занятиях с логопедом и дефектологом, однако не ограничивается индивидуальными занятиями - во фронтальных или подгрупповых занятиях интегративной группы эти дети, как правило, тоже принимают участие. На занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) особенно резко проявляются различия в уровне развития у детей в интегративной группе, уровень интеллекта которых может варьировать от выраженной умственной отсталости до нормы. Для обучения обычно развивающихся детей мы опираемся на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, для детей cо сниженным интеллектом – на «Программу воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Б.Баряевой и О.П.Гаврилушкиной. Эти программы предполагают примерно одинаковый исходный уровень и темп развития детей в группе. В условиях интегративного детского сада приходится учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, поэтому на основе типовых программ разрабатываются специальные методики. В случае если уровень значительно различается, например, когда вместе с обычно развивающимися детьми в занятии участвуют дети с ЗПР или с синдромом Дауна, каждый ребенок получает индивидуально - дифференцированные задания, соответствующие его уровню.

Занятия по ФЭМП в нашем детском саду обычно ведет дефектолог или психолог. У нас три интегративные группы – средняя, старшая и подготовительная. Занятия в средней и старшей группах проводятся два раза в неделю по подгруппам, в подгруппу могут входить дети как одного, так и разного уровня развития. Методика проведения этих занятий описана в статьях Медведевой Т.П. и Цырульниковой Е.Л., опубликованных в сборниках «Опыт работы детского сада» (2004 г. и 2005 г.). В подготовительной группе одно занятие в неделю может быть так же подгрупповым, а второе проводится фронтально в классе.

Если в занятии участвует несколько «особых» детей, ведущему занятие педагогу обычно помогает ассистент – воспитатель. Для некоторых «особых» детей, прежде всего для детей с эмоционально – волевыми расстройствами, необходимо индивидуальное сопровождение на фронтальном занятии.

Проведение фронтального занятия в интегративной группе ставит перед педагогом задачу сделать его доступным и в то же время интересным для всех участников, готовить детей к школе - учить работать в ситуации, приближенной к школьной, а также достичь определенных обучающих и развивающих целей для каждой категории детей. В работе с интегративной группой мы делаем акцент на собственной предметной деятельности детей, стараемся не давать готовых заключений, а предлагаем сделать выводы на основе полученного опыта.

Дети с интеллектуальной недостаточностью часто не могут усвоить материал общего занятия в полном объеме, поэтому они выполняют задания, совместно с взрослым или с товарищами, или получают индивидуальные облегченные задания на аналогичном материале, соответствующие их уровню. Часто дефектологу целесообразно предварительно проработать с такими детьми материал фронтального занятия индивидуально, тогда они будут чувствовать себя на общем занятии более уверенно и с большинством заданий смогут справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой педагога.

Учитывая контингент детей в интегративной группе, мы подбираем игры и задания на фронтальном занятии так, чтобы они были направлены на решение не только обучающих, но и коррекционно-развивающих задач. Например, при обучении счету стараемся задействовать максимальное число анализаторов и развивать межанализаторные связи. Изучая цифру, мы выгибаем ее из проволоки, лепим из пластилина, обводим пальцами по наждачной бумаге, рисуем в воздухе, на спине и ладонях, мелом на доске, стираем пальцем с доски по контуру, рисуем пальцами (пальчиковыми красками) на бумаге, раскрашиваем и обводим карандашом образец, рисуем по точкам и по образцу в тетради.

Большое внимание мы уделяем развитию и коррекции пространственных представлений, так как ориентация в пространстве является необходимым фундаментом для освоения счета, чтения и письма и слабое развитие ее может сильно осложнить школьное обучение ребенка. Формирование пространственных представлений особенно затруднено у детей с ДЦП, пространственные трудности испытывают не только дети с задержкой развития и интеллектуальной недостаточностью, но и многие обычно развивающиеся дети, в первую очередь дети с ведущей левой рукой, и не только они. Задания на развитие пространственных представлений мы включаем практически в каждое занятие.

На занятиях происходит развитие и коррекция слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики, речи, пространственных и временных представлений, операций анализа и синтеза, логического мышления – развитие и коррекция всех высших психических функций. Помимо решения когнитивных задач каждое занятие имеет целью формирование у детей произвольной деятельности – произвольного внимания, работоспособности, сосредоточенности, способности планировать деятельность, мотивации на успех – предпосылок учебной деятельности в школе, а также коммуникативные и воспитательные задачи.

В то же время одной из основных целей привлечения «особых детей» к участию во фронтальном занятии интегративной группы является обучение их работать в классе вместе с обычно развивающимися сверстниками. Поэтому их участие в занятии не должно сводиться к индивидуальной деятельности по своей программе, так как в этом случае они привыкают не участвовать в общей работе, а только выполнять свои задания. Важно, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя членом команды, делающей общее дело, ощутить себя успешным, получить положительный эмоциональный заряд. Часть заданий, например, могут быть даны в виде общей игры, соревнования команд, эстафеты или работы в парах. В этом случае «особые» дети могут внести свой вклад в работу команды и получить помощь товарищей, а остальные дети понимают, что результат зависит от работы всех, и стремятся помочь тем, кто в этом нуждается.

Педагог может оказать помощь «особому» ребенку, предложив ему дополнительную зрительную или предметную опору, трафарет при рисовании геометрических фигур или написании цифр, может дать самое легкое задание в общей работе. Например, при построении числового ряда – предложить поставить первые числа, возможно по образцу, при устном счете – спросить в начале ряда, предложить посчитать на пальцах или воспользоваться счетным материалом, а при определении на ощупь геометрических фигур – предложить круг. Для автоматизации образа цифр и соотнесения количества и числа можно предложить «особому» ребенку цифры, маркированные соответствующим числом точек. В задании, предполагающем перечисление (например, назвать одну из геометрических фигур, один из дней недели, продолжить предложение: у меня 2 руки, 2…), если «особый» ребенок может дать ответ – спросить первым, если не может – предложить повторить за другими детьми или дать подсказку. Можно привлекать «особого» ребенка работать у доски при поддержке педагога – «помогать» учителю. Ребенка, который не может долго сидеть на месте, можно попросить помочь раздать пособия или стереть с доски.

Особые» дети, как правило, любят участвовать в драматизациях, например, при инсценировке условия задачи. Главное, чтобы каждый ребенок мог постоянно ощущать свою значимость для педагога и других детей, отношение которых к нему напрямую зависит от отношения к нему учителя.

Иногда целесообразно участие «особого» ребенка только в части фронтального занятия, особенно, если он истощаем или ему предстоят еще другие когнитивные занятия в ближайшее время. Тогда в первой половине занятия предлагаются игры и задания, наиболее подходящие для активного участия «особого» ребенка, а после физкультминутки все благодарят его за участие, отмечают его успехи и прощаются с ним – он уходит с сопровождающим педагогом, а остальные дети пишут, например, графический диктант, который «особому» ребенку пока недоступен.

Задания по формированию элементарных математических представлений, предлагаемые детям на фронтальных занятиях в подготовительной группе, можно условнообъединить в следующие разделы:

● Количество и счет

● Числовой ряд

● Состав числа

● Решение задач

● Величина

● Геометрические представления

● Ориентация в пространстве

● Ориентация во времени

● Графические задания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.