Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театральные куклы






 

Единого мнения по поводу происхождения театральных кукол не существует. В книге «Куклы мира» указывается три версии:

1. Театральные куклы «вышли» из детской игры.

2. Истоки театра кукол нужно искать в попытках человека «сделать подвижным изображение Бога».

3. Родоначальники театра кукол - обряды. (26)

Кукольный театр возник в Древнем Египте: человек не имел права изображать богов, поэтому их играли куклы.

В основу классификации театральных кукол положена их «анатомия» (62):

1. Верховые.

· Перчаточные куклы.

· Мимирующие.

· Тростевые.

2. Низовые.

· Марионетки.

· Куклы черного театра.

· Куклы теневого театра.

Существует и иная классификация, в основу которой положены двигательные системы, способы приведения куклы в движение (22):

1. Традиционные системы.

· Марионетки.

· Перчаточные куклы.

· Тростевые.

· Теневые.

· Вертепные.

· Открыто управляемые куклы (ростовые).

2. Новые системы.

· Мультипликационные куклы.

В принципе куклы отличаются степенью удаленности движущихся элементов куклы от руки кукловода. Как указывает М.М. Королев (там же), «последовательное удаление движенческих средств куклы от руки актера влечет за собой утрату куклой органичной артистичности».

Петрушечные (перчаточные) куклы.

Устройство петрушечного театра очень простое. Кукловод скрыт от глаз зрителей ширмой, по верхнему краю которой двигаются куклы. Как правило, они высовываются из-за ширмы до пояса, хотя у многих кукол есть ноги, необходимые по ходу действия.

Перчаточные куклы надеваются на руку, как перчатки. Голова куклы надевается на указательный палец, одна рука - на средний, а другая на большой.

При изготовлении перчаточных кукол наибольшее разнообразие встречается в способах изготовления головы. Чаще, конечно, предлагают использовать папье-маше. Однако, для терапевтических целей проще сделать голову Петрушки из ткани. Для этого достаточно вырезать круг из трикотажа и обшить его край так, чтобы можно было потом его стянуть (можно выполнить шов «вперед иголкой», но лучше шов «через край»). Внутрь образовавшегося мешочка положите вату и сформируйте плотный шарик. Заготовка головы готова. (39). Воспользовавшись советами опытных кукольных мастеров, работающих в технике скульптурного текстиля, можно сделать кукле выразительное лицо. (11, 43) Другой вариант текстильной головы: из ткани телесного цвета (если образом не предусмотрен другой цвет) выкраиваете 2 детали головы с шеей так, чтобы швы оказались по бокам. Сшиваете детали и выворачиваете. Затем голову нужно набить, оставив внутри место для фетрового или картонного конуса. Края шеи и конуса скрепляете. (6)

Пальчиковые куклы являются разновидностью перчаточной куклы. Они выполняются по размеру пальца из бумаги, кожи, фетра. (6, 28)

Можно сделать куклу способом, предложенным когда-то С.Образцовым. Достаточно надеть на руку цветную перчатку, а на палец поверх нее - теннисный шарик с нарисованным лицом. Разновидность перчаточной куклы готова!

Задачи, решаемые с помощью перчаточных кукол:

· развитие самоконтроля

· развитие коммуникативных навыков

· развитие эмоциональной сферы, выражение чувств

· развитие речи

Мимирующие куклы.

Широкого распространения мимирующая кукла пока не получила. Особенность мимирующих кукол в том, что в голову куклы входят все пальцы кукловода, в отличие от перчаточных. Для изготовления таких кукол предлагается делать голову из папье-маше. Размер головы должен быть таким, чтобы туда вошла голова кукловода. Затем те части, которые должны двигаться (нос, рот) вырезаются. После этого все лицо обтягивается трикотажем (натягивать не нужно). Пальцы вставляются в вырезанные части лица и своим движением определяют мимику куклы. (55)

Для изготовления простой мимирующей куклы вам понадобятся носки, картон (хотя он и необязателен), пуговицы, бусины, пряжа и обрезки ткани. Из картона вырезается овал по ширине носка. Носок выворачивается, кладется на стол так, чтобы шов на пальчиках оказался сверху, и вклеивается внутрь сложенного пополам картонного овала. Затем носок нужно вывернуть (пятка обычно оказывается на «затылке») и декорировать согласно выбранному образу.

Мимирующие куклы в работе психолога встречаются редко. Они полезны для решения задач:

· развитие самоконтроля

· развитие коммуникативных навыков

· развитие эмоциональной сферы, выражение чувств

· помощь в разрешении конфликтов (куклу из носка легко изготовить и с помощью нее проиграть различные способы разрешения конфликтов)

· развитие речи

Тростевые куклы.

Сведений о применении тростевых кукол психологами нет, хотя советов по их изготовлению множество. Возможно, это связано с наличием большого количества операций, которое не оправдано с точки зрения ценности этих кукол для решения психологических задач. Возможно... Но теоретически тростевые куклы могут помочь при решении задач формирования коммуникативных навыков, развития моторики и саморегуляции.

Самые простые куклы делаются из ткани, пластиковой бутылки, проволоки, фольги и палочек для коктейля. (3)

Марионетки.

Многие психологи (15, 18) указывают на терапевтичность уже самого процесса изготовления кукол - марионеток.

Способов изготовления марионеток немало. Чаще они различаются способом изготовления головы и системы управления. Самые простые марионетки предлагаются Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М.Грабенко (15): вага (крестовина) отсутствует, для управления достаточно двух нитей, голова делается из ваты и трикотажа (чулка). Подобный способ предлагает и С.К.Кожохина (17), однако для головы она использует пластмассовый стаканчик.

Интересные формы работы с использованием марионеток предлагают Г.Тимошенко и Т.Колошина.

Создание марионеток и игра с ними полезна для решения следующих задач:

· развитие креативности

· развитие грубой и мелкой моторики

· снятие эмоционального напряжения

· развитие коммуникативных навыков

· укрепление внутрисемейных отношений (при совместной деятельности родителей и детей)

· поиск внутренних механизмов сопротивления болезни

· развитие речи

· развитие пространственной ориентации

· активизация личностных ресурсов

· повышение самооценки способности преодолевать трудности (15, 17, 31)

Куклы теневого театра.

Это одни из самых древних театральных кукол, и связаны они с культом умерших предков - собственно их тени они и изображали.

Куклы теневого театра плоские, вырезаются из картона или кожи. Кукловод находится позади натянутого полотна, над которым находится лампа. Палочками, пришитыми к телу куклы, кукольник плотно прижимает куклу к полотну, поэтому зрители видят тень куклы. Со временем плоские фигурки стали заменять объемными восковыми. (55, 59)

Куклу теневого театра рисуют на плотном материале (чаще используют картон) и вырезают. К левой стороне прибивают рейки для управления. Управляют куклой за экраном, направляя луч света таким образом, чтобы кукла отбрасывала тень на экран. Нужно помнить, что экрана касаться нельзя.

Простой способ изготовления теневого театра представлен в книге С.К.Кожохиной. (17) Она предлагает натянуть ватман между двумя стульями, а позади поставить лампу. Экран для представления готов. Куклы делаются из двустороннего черного картона, к которой с одной стороны на скотч прикрепляется нить управления. Таким образом страх берется под контроль. Кстати, вместо нитей можно использовать соломинки для коктейля или палочки, прилагаемые к сокам в маленькой упаковке.

Теневые куклы эффективны для решения следующих задач:

· профилактика и коррекция страхов

· развитие семейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей (15, 17)

 

Ростовые куклы.

 

Ростовые куклы конструируются таким образом, что руки ребенка становятся ее руками, а ноги ребенка становятся ногами куклы. «Благодаря Я - кукле ребенок приобретает полную психологическую защиту и действует от имени куклы». (15)

С помощью ростовых кукол сейчас решаются следующие задачи:

· развитие самосознания

· развитие коммуникативных навыков, особенно у аутичных детей (15)

· приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия

Театральные куклы, особенно перчаточные и марионетки, пользуются наибольшей популярностью у психологов, поскольку созданы они для «движения» и изготовить их достаточно просто.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.