Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности восприятия кукол детьми






Возраст Характеристика
Младенчество (до 1 года) Ребенок получает игрушки, которые благодаря взрослому способствуют развитию ориентировочного поведения. В период от двух-трех месяцев до года младенец благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Причем малыш узнает человеческий образ и в неваляшке, и в простой узелковой кукле и особенно оживляется, вглядываясь в выразительное, почти человеческое лицо фарфоровой куклы.
Ранний возраст (1 – 3 год) Общаясь со взрослым, ребенок учится предметной деятельности. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает свое окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка. В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши, которые пропорциональны росту ребенка.
Дошкольный возраст (3 – 7 лет) Куклы и мягкие игрушки оказывают влияние на эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла (или мягкая игрушка) выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребенок становится творцом своего мира и режиссером событий, в нем происходящих. Причем дети зачастую используют для этого любые мало-мальски пригодные вещи: например три палочки - большая, поменьше и совсем маленькая - становятся папой, мамой и ребенком. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда малыш может дополнить, «дорисовать» ее образ. К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Хорошо, если они большие, от 25 до 40—50 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Теперь большие куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в раннем возрасте нужна одна кукла, то теперь их требуется несколько, причем, и мальчиков, и девочек. В этом возрасте внимание детей особенно привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. Но эти куклы-«картинки» совсем не пригодны для игры из-за своего слишком парадного вида и по причине хрупкости.
Младший школьный возраст (7 – 10 лет) Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения.

Литература

 

  1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  2. Баканова А.А.Славянские обряды в практике куклотерапии // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 27-28 ноября 2003 г. – Чебоксары, 2004.
  3. Большая энциклопедия поделок. - М.: ООО Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2002.
  4. Вачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
  5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2. - М.: «Мир», 1992.
  6. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки/ Пер. с англ. А.С.Трошина. - М.: Просвещение, 1979.
  7. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т.2: И – О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  9. Два камня: Белорус. нар. сказки/ Пер. Г.Петникова; Худож. М.Анемпадистов - Мн.: АО «Валев», 1992.
  10. Дворецкая Г. Играйте в куклы - на здоровье// Мурманский вестник, 6.05.2006.
  11. Демина - Самарская Ю. По образу и подобию// Ручная работа. №4 (08), февраль 2006.
  12. Джинотт Х. Дж. Групповая терапия с детьми. Теория и практика игровой терапии/ Пер. с англ. И. Романовой. Науч. ред. Е. Рыбина. - 2-е изд. - М.: Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005.
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - Спб.: ООО «Речь», 2000.
  14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Антистрессовый сеанс «Дар». - Спб., 2001
  15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2001.
  16. Ковычева Е. И. Эволюция ручных кукол русского народного театра//Вестник Удмуртского университета. №3, 1999.
  17. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. - Спб.: Речь, 2006.
  18. Колошина Т. Ю., Тимошенко Г. В. Марионетки в психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
  19. Копытин А. И. Многообразие форм арт-терапевтической работы // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000.
  20. Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001.
  21. Кордуэлл М. Психология. А-Я: словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  22. Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. - Л.:, «Искусство», 1973.
  23. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - Спб.: «Паритет», 2003.
  24. Краплак К. Путеводитель по арт-терапии. - Arifis - электронный арт-журнал, Сайт https://arifis.ru/artic.php? action=view& id=6
  25. Краткий толковый словарь русского языка (для иностранцев). Под ред. В.В. Розановой. – М.: Издательство «Русский язык», 1979.
  26. Куклы мира/ Вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева. - М.: Аванта +, 2003.
  27. Лебедева Л. Д. Лечение с увлечением // Школьный психолог. 2000, № 4.
  28. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.
  29. Левина М.С. 365 кукол со всего света. - М.: Рольф, 2000.
  30. Легенды и сказки Древней Японии/ Сост. Маркова В.Н. - Спб.: «Кристалл», 2000.
  31. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка./ Перев. с англ. Л.Р. Мошинской. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
  32. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. - Москва, «Семья и Школа», 1996.
  33. Миллер С. Психология игры. - Спб.: «Университетская книга», 1999.
  34. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы психологии, №2, 1988.
  35. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия// Народное образование, №5, 1997
  36. Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева/ Вступ. статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина; Худож. Т. Маврина. - М.: Худож. лит., 1991.
  37. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений/ Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.
  38. Пропп В. Я. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969.
  39. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. - Самара: Корпорация «Федоров»; Издательство «Учебная литература», 2006.
  40. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.
  41. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. - Спб.: Издательство «Питер», 2000.
  42. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй: Пер. с итал. / Предисл. А. Г. Алексина. - М.: Прогресс, 1990.
  43. Рубцова О. Мухоморчик. Кукла в технике «скульптурного текстиля»// «Кукольный мастер», №3 (5), лето 2004.
  44. Рыбакова С.Г. Программа «Всегда женщина»// АРТ-терапия: практика и исследования: Сб. статей/ НП «АРТ-терапевтический Балтийский Центр «Айдос»; Отв. ред. Н.Е. Пурнис. - Спб.: Соларт, 2003.
  45. Савченко Н. Научно-исследовательская работа по теме: «Кукла - народная игрушка». - Сайт https://www.fastcredit.ru/referat/31/8091.html
  46. Сайт https:// cat.tmn.fio.ru/works/57x/302/9/1.htm
  47. Сайт https://plamyasvargi.narod.ru/html/remeslo/kupavka.htm
  48. Силонова Н.Ю. Возможности куклотерапии в диагностике и коррекции детско-родительских отношений// Григорьев С.В., Фролов А.С. Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции. М.: МГДД(Ю)Т, 2003.
  49. Сказки народов Урала и Поволжья.
  50. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

51. Тащева А.И., Гриднева С.В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей. - М.:, Генезис, 2002.

  1. Троянова К. Кукла из глубины веков. - Сайт https://club.osinka.ru/viewtopic.php? t=19576

53. Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». - М.: УЦ «Перспектива», 1995.

  1. Франц М.-Л. фон Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб, «Б.С.К.», 1998.
  2. Хочу на сцену! / Автор - сост. Л.Б. Белянская. - Д.: Сталкер, 1997.
  3. Чиварди Э., Кинг П. Праздничные украшения. - Спб.: «Норинт», 2000.
  4. Щенникова О.Г. Социализация детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии.//Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2005/2006 учебный год. – М.: ООО Издательство «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2006.
  5. Энциклопедия для детей. Т.6, Ч.1 и 2. Религии мира. - М.: «Аванта +», 1996.
  6. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. - М.: «Аванта +», 2001.
  7. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях / Пер. с англ. К.: «София», ИД «София», 2003.
  8. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. Под общ. ред. С.Н. Сиренко, М, «Серебряные нити», 1997.
  9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки./ Автор-сост. Н.Г. Юрина. - М.: «АСТ», 1999.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.