Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Численность, состав населения, хозяйственная жизнь города






Складывание постоянного населения и его занятия в первую очередь определялись военно-административными функциями острога-крепости. Обстановка военного лагеря долго отпугивала от Красноярска вольных переселенцев из-за Урала. За четыре десятилетия существования города его постоянное население ненамного превысило численность первого гарнизона (374 и 303 души мужского пола). Клир двух церквей (в каждой по священнику, дьякону, пономарю и дьячку), как и казаков, присылали власти. Практически все члены торгово-ремесленного сословия посадских являлись ссыльными. В последующие 40 лет, число жителей Красноярска, увеличилось в 3, 5 раза. По численности гарнизона с начала XVIII века Красноярск стал одной из крупнейших крепостей Сибири (в 1673г. – 570 человек, 1690 – 656 и в 1708 – 849).

Первые красноярцы были набраны добровольно на Урале и в Западной Сибири. Среди набранных Дубенским будущих красноярцев – были первый пеший атаман Яков Кольцов, сменившие его затем на этой должности дети боярские Дементий Злобин и Емельян Тюменцев, казаки Кочергин, Ковригин и др. Многие из них были вольными выходцами из разных областей России.

В порубежный Красноярск направляли на поселение и тех военнопленных, которых было неблагоразумно держать в центре. Годных в военную службу верстали в казачество, причем дворяне получали сравнительно высокие денежные и хлебные оклады. Больше всего в красноярском гарнизоне было украинской и польской «шляхты», из которых сформировали особую полусотню черкес. От них пошли Собачевские, Рачковские, Дорошкеевы, Скварские, Метельские и пр.

Бывали даже случаи, когда осужденные вставали в ряды защитников острога и верстались в казачью службу. В этом плане показательна история черниговского полковника Василия Многогрешного, брата гетмана левобережной Украины Демьяна Многогрешного. Приговоренный вместе с братом за сепаратистские действия к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь, Василий содержался пять лет (с 1674 года) в красноярской тюрьме. Но в 1679 году, когда Красноярск осадили джунгары и енисейские кыргызы, и положение казалось безвыходным, опытного воина казаки самовольно выпустили из заточения для «устройства обороны». Многогрешный умело руководил действиями стенной артиллерии. Когда опасность миновала, красноярцы направили в Москву челобитную с описанием заслуг Многогрешного и просили поверстать его в «Красноярское казачье войско». Так Василий стал сыном боярским, а когда состарился, то его место занял сын Дмитрий. Другой его сын, Петр, тоже был поверстан в дети боярские.

В целом, служилые люди, как тогда называли казаков, с членами своих семей составляли подавляющее большинство горожан. Их занятия и социальное положение были во многом противоречивыми. Они одновременно были и воинами, и приказными, и торговцами, и работными людьми.

Красноярские казаки воевали с кыргызами, монголами и калмыками на стенах острога и несли в нем караульную службу; ходили походами в «немирные землицы»; собирали ясак; по году находились на гарнизонной службе в отдаленных острогах; часто бывали в дальних приграничных дозорах и караулах; участвовали, а иногда и возглавляли посольства на переговорах с кыргызскими князцами и джунгарскими зайсанами; на городском торгу и по уездным заставам собирали таможенные пошлины с приезжих и местных торговых людей; продавали пошлинные товары и казенные «зделья»; в качестве приказчиков надзирали за пашенными крестьянами; отводили переселенцам пахотные и сенокосные угодья; сидели в воеводских избах писарями, счетчиками «товарной и денежной казны» и толмачами; на казенные нужды закупали припасы и «хлебный провиант»; отвозили деньги и пушнину в Москву; конвоировали ссыльных и ловили беглых; обновляли городские укрепления; плавили по Енисею лес, соль, хлеб.

Им же приходилось обслуживать казенные мельницы, кузницы, мастерские, винокурни, городские часы, проезжие ворота, стеновую артиллерию и выполнять другие всевозможные «службы». За все это они получали небольшое «государево» жалованье. В конце XVII – начале XVIII века пешему казаку в год полагалось 5 рублей денег, чуть больше полутора пудов соли и по 40 пудов ржи и овса. Конному казаку выдавали на 10-25 пудов хлеба и на 2 рубля 50 копеек больше. Даже верхушке служилых людей, сибирским дворянам и детям боярским, занимающим должности атаманов и пятисотников, платили жалованье не более 10 – 18 рублей в год. Но это жалованье и хлебный «запас» казна и воеводы выдавали нерегулярно и не в полном объеме.

Естественно, что в таких условиях, казаки и члены их семей обращались к охоте и различным промыслам, торговле с ясачными, ремеслу и хлебопашеству. Со всех неземледельческих занятий казна брала налог с общего дохода. С заведенной пашни 1/5 урожая (каждый пятый сноп) надлежало отдать казне. Этот так называемый «отсыпной» или «пятинный хлеб» не взимался лишь в том случае, когда казак вместо хлебного жалованья обрабатывал не более 5 десятин пашни. Но в те беспокойные времена немногие решались на землепашество, ведь даже в окрестностях города в одно мгновение можно было потерять все из-за набегов врагов. Поэтому многие казаки получали средства существования путем захвата иноземного имущества. Надежды на это приводили в отряды казаков и добровольцев из числа казачьих детей и разных пришлых людей. Как свидетельствуют источники, в течение всего XVII – начале XVIII века на городском торгу перед проезжей Спасской башней постоянно продавали имущество и пленников из числа монгол, кыргызов и калмыков, которых покупали монгольские, калмыцкие и бухарские купцы, приходившие в Красноярск с караванами верблюдов.

В пограничном Красноярске особенно ярко проявлялись особенности социального развития Сибири. Различные социальные слои формировавшегося в ней русского населения пытались жить по-своему. Казачья и вся имущая верхушка изо всех сил стремилась фактически и юридически стать дворянами-крепостниками с правом свободного распоряжения людьми и землей. В Красноярске широко бытовала купля-продажа людей, похолопливание бедняков, различные сделки с землей. Наибольшую активность в этом проявляли дворяне и дети боярские, которым в городе принадлежали почти все дворовые люди. В их хозяйствах были заняты работные люди и захребетники (см. табл. 1).

Однако центральная власть по узко сословным соображениям очень редко присваивала верхушке сибирского казачества права российских дворян, хотя их должностные звания с конца XVII века стали передаваться от отца к сыну. Рядовые же казаки по своему имущественному положению и хозяйственным занятиям были близки к крестьянам и посадским людям, хотя и не платили прямых налогов.

Таблица 1: Численность и сословный состав жителей Красноярска во второй половине XVII- первой четверти XVIII вв.

       
Категории населения дворов душ муж. пола дворов душ муж. пола душ жен. пола дворов душ муж. пола
Духовенство              
Служилые люди              
Посадские              
Крестьяне - -       - -
Работные люди - - -        
Дворовые люди -   -        
Ссыльные - - -     - -
Нищие - - -     -  
Гулящие люди -            
Прочие - -          
ИТОГО              

Формирование трудовых слоев горожан (посадских и крестьян) в приграничной крепости шло замедленным путем. Эти сословные категории состояли до конца XVII века в основном из ссыльных. С 80-х годов XVII века те красноярские казаки, что были призваны на службу из пришлых «гулящих» людей, крестьян и посадских, оказались «повороченными на пашню» или записанными в посад, а на их место зачислили местных казачьих детей. Вместе с тем, некоторые жители посадского происхождения и обладающие торгово-ремесленными навыками не входили в посад, а числились на государственной службе и получали жалованье. Они были заняты только в хозяйственно-финансовой сфере – на казенной кузнице, медной мастерской, на двух мельницах, сбором пошлин.

Жители, получающие основные средства к существованию с земли, записывали в крестьяне и обязывали пахать на государство. Если труженик имел 4-4, 5 десятины своей пашни, то он должен был собственными средствами обрабатывать еще одну десятину «на государя», которую засевал ее казенными семенами (8-10 пудов на десятину). Такая натуральная повинность, которая зависела от размеров крестьянского поля и сильно напоминала барщину, называлась государевой, или «десятиной» пашней. Тот, кто ее обрабатывал, официально считался «пашенным крестьянином».

Для казенных полей отводились наиболее удобные елани и приречные открытые места. Так как крестьяне неохотно работали на десятинной пашне, то со временем воеводы перестали выделять особые «государевы поля». Перед жатвой они объезжали и крестьянские нивы, проводили пробные умолоты и по их результатам «отписывали в казну» отдельные полосы хлебов. Оброк водился лишь там, где земледелием заниматься было трудно. Поэтому немногочисленные крестьяне приграничного красноярского уезда, кроме городских крестьян, в основном были оброчными, а енисейские и мангазейские – почти сплошь пашенными, с них собирался фиксированный оброчный хлеб по 20-40 пудов со двора, и это считалось льготой.

Кроме основного налога в натуральной форме, крестьяне давали подводы под казенные грузы, ремонтировали дороги, как и все, вносили в чрезвычайных случаях «запросные деньги». Воеводы с приказчиками вмешивались не только в хозяйственную деятельность крестьян, но и в их семейно-бытовую жизнь, допуская нередко дикий произвол.

От пашенных крестьян мало чем отличались монастырские крестьяне (20 человек) Введенского монастыря, основанного в 1639 г. в устье р. Березовки близ Красноярска. За помощь в организации своего хозяйства и право находиться на земле монастыря они вместо «государевой пашни» пахали на монастырских старцев и выполняли различные «зделья».

И по происхождению, и по роду занятий красноярские посадские были близки к крестьянам. Число посадских в конце XVII века составляло –55, а в 1713 году – 113 человек. Большинство из них жили с пашен, торговли не вели. Тем не менее, власти настойчиво сохраняли в городе и уезде эту сословную категорию, постоянно записывая в нее все новых ссыльных, а также вольных переселенцев, способных на какое-либо ремесло.

В целом труженикам в Сибири все же легче жилось, чем в крепостническом центре. Они могли свободно сменить место жительства и перейти в другую сословную категорию – записаться в посад, крестьяне и даже казаки. Трудовой люд почти всегда скрывал от налогового обложения часть своих доходов с пашни и торгово-ремесленных занятий, не страдал от малоземелья, широко участвовал в поземельных сделках. Поэтому его феодальная зависимость не была столь жесткой, как у тружеников центра страны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.