Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программы мониторинга






 

В современной России наметилась отчетливая тенденция возрастающего интереса к проблемам детства. В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем, связанных с ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей; ростом количества детей с задержкой психического развития; высоким уровнем количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; роста наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних и др. Эти проблемы весьма острые, требуют незамедлительных решений и являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем. У истоков детских наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков, преступлений стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком.

 

Одной из задач по развитию системы защиты прав детства является проведение программ мониторинга положения детей и подростков.

 

Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников, младших школьников

 

Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников проводился в рамках проекта " Новые возможности" при поддержке Американского Совета по международным исследованиям и обменам (IREX) сотрудниками Нижегородского ресурсного центра " Детство без насилия и жестокости" к.психол.н., Васильевой Еленой Николаевной, и к.психол.н., Суворовой Ольгой Вениаминовной.

Проблема изучения предпосылок асоциального поведения у детей чрезвычайно актуальна для современной России. Отклоняющееся, асоциальное поведение возникает и проявляется, как правило, в подростковом возрасте, когда его коррекция затруднена.

Изучение предпосылок отклоняющегося поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет своевременно их скорректировать и предотвратить серьезные нарушения в развитии личности в последующих возрастах.

Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников, направлен на изучение социально-психологических и индивидуальных детерминант, образующих предпосылки асоциального поведения в старшем дошкольном возрасте.

 

Под ранними предпосылками асоциального поведения у старших дошкольников мы понимаем трудности в развитии и поведении детей старшего дошкольного возраста, а именно, ряд негативных индивидуально-психологических особенностей личности и поведения старшего дошкольника, а также группу социально психологических факторов, способствующих их формированию и проявлению.

К негативным индивидуально-психологическим особенностям личности и поведения старшего дошкольника мы относим следующие характеристики:

1. агрессивность ребенка;

2. низкий уровень эмпатии к сверстникам;

3. деформированные социально-нравственные установки сознания ребенка;

4. поведенческие проблемы (например, насилие по отношению к другим, грубость, неуступчивость, неразвитые социальные навыки)

 

К социально-психологическим факторам становления агрессии и предпосылок асоциального поведения ребенка относят:

1. скверная, неблагоприятная атмосфера в семье (брань, насилие между родителями, дети представлены самому себе, демонстрация агрессии, обучение агрессии);

2. негативное отношение матери к своему ребенку (отвержение, эмоциональная сухость, негативизм, фрустрация);

3. снисходительное отношение родителей к агрессивным проявлениям ребенка;

4. использование родителями силовых дисциплинарных методов (обучение агрессии и фрустрация)

 

Сочетание неблагоприятных социально-психологических факторов (социальная детерминанта) и индивидуально психологических особенностей личности и поведения ребенка (индивидуальная детерминанта) образует предпосылки асоциального поведения у старших дошкольников.

 

Модель становления предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников представлена на рис. 1.

 


В соответствии с моделью ранних предпосылок асоциального поведения, изучаются следующие социально-психологические (1) и индивидуальные (2) факторы:

 

(1)

· материнское принятие/отвержение ребенка и материнская эмпатия к ребенку;

· родительские установки на поведение в ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками;

· принятие/отвержение ребенка сверстниками.

 

(2)

· социально-нравственные установки на проведение в ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками;

· проявление эмпатии к сверстнику;

· проявление деструктивной агрессии в ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками.

 

Диагностическое исследование, проводимое в рамках мониторинга, представляет собой специально сконструированный комплекс, включающий в себя:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.