Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Посещение семей педагогами образовательных учреждений






Многопрофильная реабилитация неэффективна, если осуществляется изолированно,

· без опоры на достоверную статистику;

· не носит комплексный и системный характер;

· организована только с жертвой, без работы с насильником и социальным окружением;

· существует вне юридической поддержки;

· организована в отрыве от профилактической работы;

· проводится без дальнейшего мониторинга случаев и ситуации в целом

Как показывают многочисленные исследования (как правило, зарубежные) и опыт работы, насилие имеет выраженный цикличный характер: практически каждый акт насилия имеет насильственную предысторию насильника, и практически всегда насильственные действия имеют тенденцию к повторению Поэтому задача реабилитации жертв насилия должна решаться как совокупная задача не только помощи жертве, но и работы с насильником и социальным окружением жертвы. Это во-первых.

Во- вторых, реабилитационные мероприятия не имеют смысла, если они не включены в систему предупреждения возникновения проблемы, в систему профилактической работы. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на все население; термин «вторичная профилактика» означает меры направленные на тех, кто еще не переживал инцидента насилия, но находятся в ситуации повышенного риска этого, и термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось, и вмешательство направлено на предупреждение повторения насилия в будущем. Таким образом, собственно реабилитационные мероприятия составляют вид третичной профилактики.

Как правило, реабилитационные мероприятия нуждаются в оценке действенности и качества. Во многих странах проводятся специальные исследования результативности реабилитационных программ. Результаты этих исследований определяют возможность применения программы в реабилитационной практике. Несмотря на то, что этих исследований недостаточно, можно отметить следующие проблемы:

  • в реабилитационных мероприятиях применяются различные терапевтические подходы, которые демонстрируют различную степень улучшений;
  • некоторые виды реабилитации имеют кратковременный эффект и считаются неэффективными;
  • непоследовательная и мозаичная реабилитация не дает позитивных изменений;
  • существенным фактором успеха реабилитационных мероприятий является семейный контекст.

Образовательные программы

 

1. Для детей школьного возраста:

- Тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!»

- Программа практических занятий с элементами тренинга для подростков и

юношей «Мой защищенный мир»

Тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!»

Автор тренинга: Ежов Дмитрий Иванович, директор Центра Тренинга и Консультирования «12 коллегий» (г. Санкт-Петербург), руководитель программы развития интеллектуально одаренной молодежи г. Санкт-Петербурга.

 

Подростковый возраст часто наделяют эпитетом “трудный”. Можно утверждать, что этот возраст труден, прежде всего, для взрослого, сталкивающегося с неожиданно быстрым взрослением человека. Для подростка же этот возраст предстает скорее как время новых открытий в себе и окружающем мире и основное его ощущение - это ощущение захватывающей новизны жизни, ее многообразия и своих возможностей найти в этой жизни свое неповторимое Я.

 

Отечественные исследования, проведенные в последние годы, показывают, что взаимоотношения взрослых и подростков становятся все более напряжёнными, в частности отсутствует атмосфера тепла и интимности между ними. Большая часть подростков испытывает эмоциональное отвержение со стороны взрослых (отношение “не до тебя”). Взрослым не хватает ни эмоциональных, ни физических сил на то, чтобы оказать эмоциональную поддержку, помощь детям. Напротив, родители, родственники, учителя, выступают источником напряжения в отношениях с подростками, транслируя им собственные страхи, тревогу, проявляя агрессию. В итоге нередко подросток испытывает насилие со стороны взрослого. Это может быть психологическое, физическое или информационное насилие.

Тренинг «Сотрудничать со взрослыми: я могу!» направлен на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми. В программе акцент сделан на то, чтобы понять, что может сделать молодой человек сам, чтобы успешно разрешать проблемы, возникающие в общении со взрослыми, и, более того, предупреждать их возникновение. Такой подход способствует большей самостоятельности подростка, ответственности, а, значит, взрослению.

 

Программу может проводить психолог, педагог или социальный работник, имеющий опыт проведения тренинговых программ, работающий с подростками, знающий особенности подросткового возраста.

Условия реализации программы:

  1. Программа рассчитана на учащихся 8-10 классов. В зависимости от возраста участников группы, программа может видоизменяться.
  2. Оптимальное число участников группы 14-16 человек (учащиеся 8-10 классов – 16 человек в группе; учащиеся младше 8 класса – 14 человек в группе и меньше).
  3. Общий объем программы – 32 часа. Программа тренинга рассчитана на 4 дня работы по 8 часов в день. Возможно уменьшение общего количества часов до 24; количества часов в день – до 4 (но не меньше).
  4. Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту).

Рекомендации по использованию программы:

  1. Обязательна предварительная встреча тренера с каждым участником программы с целью формирования мотивации на участие подростка в тренинге.
  2. Необходимо наличие видеокамеры для реализации отдельных блоков программы.

Эффективность программы оценивается путем:

анализа тренером анкет подростков о программе; откликов родителей, педагогов, социальных работников об изменениях в детях, произошедших в них за время тренинга или после него.

 

Содержание тренинга представлено следующими блоками информации:

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Создание работоспособности.

Создание благожелательной, доверительной и рабочей атмосферы в группе.

  1. Ориентация в проблеме.

Обнаружение и актуализация проблемных областей. Выявление образа «взрослого» и образа «подростка», существующего в подростковом сознании.

 

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

  1. Три мира (взрослых, подростков, общий)

Определение границы этих миров. Осознание разницы позиций в общении взрослого и подростка. Выявление особенностей взаимоотношений взрослых и подростков, пути их изменения. Преимущества открытости в общении взрослых и подростков; отвага быть искренним, открытым.

  1. Типология поведения (деструктивные и конструктивные способы взаимодействия; манипуляция)

Выявление деструктивных и конструктивного способов поведения. Диагностика чувств, которые то или иное поведение вызывает у окружающих. Выход на эффективность конструктивного способа взаимодействия. Выявление механизмов и способов манипуляции в общении взрослых и подростков. Диагностика чувств, которые вызывает манипулятивное поведение. Обсуждение причин лжи и последствий, которые она имеет.

  1. Эмоции и чувства: осознание и конструктивные способы выражения.

Развитие сензитивности к собственным чувствам и чувствам других людей. Понимание языка чувств. Конструктивные способы выражения эмоций.

  1. Мотивы поведения взрослых.

Понимание поведения взрослых через осознание мотивов этого поведения. Отреагирование чувств относительно взрослых. Осознание того, что значит принимать взрослых.

  1. Формирование навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми.

Развитие навыков эффективного взаимодействия.

  1. Ответственность подростка за формирование конструктивных отношений со взрослыми.

Осознание границ собственной ответственности.

  1. Самоценность. Повышение самооценки.

Поиск внутренних ресурсов. Понимание ценности другого человека. Развитие умения получать поддержку от взрослых и оказывать ее. Получение поддержки от группы.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИГА

  1. Личностная обратная связь («чемодан»).

Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка.

  1. Итоги тренинга.

Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.

 

Блоки 4, 6, 7 – сквозные.

 

Программа практических занятий с элементами тренинга

для подростков и юношей «Мой защищенный мир»

Автор программы: Глуздова Ольга Викторовна, к.психол.н., доцент кафедры психологии управления Нижегородского государственного педагогического университета

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие как социально - психологическая проблема является в настоящее время весьма актуальной и значимой.

 

Выбор детей подросткового и юношеского возраста как основного контингента в данной программе не случаен. В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а так же со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Появляется моральная потребность проанализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в собственных поступках и целях является правильным или неправильным и т.д.

В юности окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, формированием нравственного сознания, устойчивого мировоззрения. В межличностных отношениях нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Неблагоприятные общественные и микросоциальные условия могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному переживанию юности.

Таким образом, программа «Я могу сказать «нет», включающая в себя укрепление структур «Я – взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а так же способствующая стабилизации адекватной самооценки, является хорошей профилактической базой для формирования у подростков и юношей умений противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; направлена на активизацию, увеличение ресурсов, необходимых для противостояния различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанных с эмоциональным насилием.

Цель: обучение стратегиям совладающего поведения и навыкам саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте.

 

Программу может проводить психолог, педагог или социальный работник, имеющий опыт проведения тренинговых программ, работающий с подростками, знающий особенности подросткового возраста.

Условия реализации программы:

1. Программа рассчитана на подростков 14-16 лет.

2. Оптимальное число участников группы 12-15 человек.

3. Общий объем программы – 16 часов. Программа тренинга рассчитана на 4 дня работы по 4 часа в день. Возможно увеличение общего количества часов до 24.

4. Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту).

Рекомендации по использованию программы:

Для работы потребуются следующие материалы: бейджи, плакат «Правила работы группы», вывески с афоризмами, бланки анкет, бланки опросника К. Томаса, информационные карточки «Способы преодоления ситуации нефизического насилия», фломастеры, мяч, отрывные карточки.

Эффективность программы оценивается путем:

анализа тренером анкет подростков о программе; откликов родителей, педагогов, социальных работников об изменениях в детях, произошедших в них за время тренинга или после него.

 

Содержание тренинга представлено следующими блоками информации:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Знакомство.

Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. Обсуждение ожиданий, опасений от работы в группе. Принятие правил работы в группе.

 

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

2. Понятие насилия. Виды насилия. Нефизическое насилие.

3. Ситуации насилия.

Определение и обсуждение возможных ситуаций насилия. Зоны риска. Изучение типологии ситуаций, угрожающих возникновением нефизического насилия. Способы снятия напряжения после ситуации насилия. Определение конструктивных способов снятия напряжения после ситуации насилия.

4. Анализ индивидуально перенесенных ситуаций насилия.

Определение индивидуальных способов поведения внутри ситуации и ее предупреждения. Определение и обсуждение конструктивных стратегий поведения внутри ситуации насилия и способов профилактики. Укрепление навыков «психотерапевта» для других.

5. Профилактика насилия в социальной группе

Адаптивные навыки поведения. Анализ стратегии поведения в кризисной ситуации, угрожающей насилием. Повышение уверенности в себе. Стабилизация адекватной самооценки. Повышение ответственности за свое поведение. Осознание своей ценности и уникальности

 

ЗАВЕРШЕНИЕ

  1. Личностная обратная связь.

Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка.

 

  1. Итоги тренинга.

Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.