Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для родителей






- Программа «Воспитание на основе здравого смысла»

- Программа «Изменение проблемного поведения ребенка»

Программа «Воспитание на основе здравого смысла»

 

Авторы программы: Реймонд Берк, Рон Херрон. Адаптация в России и научная редакция перевода Татьяна Балашова, к.психол.н., сотрудник Центра насилия над детьми и пренебрежения их нуждами, Университет Оклахомы (University of Oklahoma Health Sciences Center, Center on Child Abuse and Neglect) (США).

 

Разные родители придерживаются разной тактики воспитания, когда их дети плохо себя ведут. Некоторые терпеливо объясняют ребенку, какого поведения они ждут от него, обучают его правильно себя вести в той или иной ситуации. Другие зачастую ругают детей за их неправильное поведение, срываются на крик, бранят их, обзывают и наказывают физически. Иногда родители уступают детям только потому, что это легче, чем вступать в спор с ними. Когда детей подвергают телесным наказаниям, бьют, шлепают или дают подзатыльники – это наносит им эмоциональный и физический вред. Когда ребенка унижают, высмеивают или кричат на него – это тоже является неприемлемым, поскольку мешает правильному развитию ребенка. Программа направлена на помощь родителям в развитии навыков по воспитанию ответственных и самостоятельных детей. Ее цель – показать родителям, как более эффективно учить своих детей правильно себя вести, не прибегая при этом к неподходящим наказаниям и жестокому обращению с детьми.

 

Программа «Воспитание на основе здравого смысла» была впервые проведена в январе 1989 г. в США. В настоящее время ее используют разнообразные организации и частные лица в 44 штатах Америки и в 12 зарубежных странах (Англия, Франция, Германия, Япония и др.). В России программа была впервые проведена в октябре 2002 г. в рамках проекта «Новые возможности» гранта Американского совета по международным исследованиям и обменам IREX и Нижегородского ресурсного Центра «Детство без насилия и жестокости». Тренинг проводила к.психол.н, Татьяна Балашова.

 

Результаты работы по программе в мире и в России показывают, что дети, родители которых учились по программе «Воспитание ан основе здравого смысла», демонстрируют меньше отклонений в поведении; родители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми и используют меньше физических наказаний, чем до обучения. Программа позволяет справиться с широким кругом проблем:

· Дети не выполняют указания родителей;

· Дети плохо ведут себя в общественных местах;

· Трудные отношения в семье между детьми;

· Курение, алкоголь, наркотики;

· Соблюдение детьми требований безопасности и др.

 

Условия реализации программы:

1. Общий объем программы – 12 часов. Программа состоит из шести занятий. Каждое занятие продолжается 2 часа.

2. Занятия проводятся с группой 12 – 15 человек в форме тренинга.

3. Для проведения программы необходимы:

Руководство для тренера, книга для родителей, раздаточные материалы (тексты домашних заданий, рисунки, бланки оценки уровня развития навыков), анкеты обратной связи, видеоматериалы. Для демонстрации видеоматериалов необходимы телевизор и видеомагнитофон.

 

Рекомендации по использованию программы:

Рекомендации по использованию программы могут касаться различных областей: особенности формирования тренинговых групп, особенности организации занятий, использование методических материалов, поддержка родителей во время прохождения тренинга и в посттренинговый период.

1. В целях повышения эффективности проведения занятий и для сохранения высокой мотивации участников рекомендуется формировать группы родителей с детьми одной возрастной группы: дошкольники, младшие школьники, школьники средних классов, подростки, юноши и девушки. Такая однородность групп по возрасту детей будет способствовать более тщательной и многогранной проработке типичных проблем взаимодействия родителей с детьми, и обсуждаемая проблематика будет актуальна для большинства участников.

2. Участниками программы могут быть не только родители, но и любые специалисты, работающие с детьми, например, учителя, воспитатели детских садов и др. Однако в этом случае, методические рекомендации требуют определенной доработки и проводить такой тренинг целесообразно специалисту, имеющему большой опыт проведения программы с родителями. В этом случае программа, возможно, будет включать и методический блок, в ходе которого специалисты могут обучиться тому, как они могут передавать родителям своих подопечных навыки воспитания на основе здравого смысла и совместно осуществлять согласованную тактику воспитания.

3. Наиболее оптимальный вариант проведения занятий – еженедельные встречи с участниками. Однако, в случае необходимости, например проведение выездной программы в отдаленных районах региона, программу можно проводить в течение двух дней, работая каждый день по 6 часов. С одной стороны, это уменьшает возможность полноценно выполнять домашние задания по каждой теме программы и может снижать эффективность тренинга. С другой стороны такая форма организации занятий позволяет быстрее вырабатывать синтетические навыки воспитания, участники лучше осознают целостность процесса воспитания.

4. Касаясь особенностей работы с методическими материалами программы, следует отметить их продуманность, логичность, структурированность и четкость. Авторы программы рекомендуют строго придерживаться разработанных планов каждого занятия. Те части текста, которые выделены жирным шрифтом, ведущему желательно цитировать без изменений. Это особенно удобно для начинающих тренеров. По мере накопления опыта, для объяснения навыков ведущие будут использовать свои слова, можно уходить от чтения текста, заменять его своим рассказом об изучаемом навыке, приводя примеры из опыта работы с другими группами. Рекомендуется сохранять структуру занятий, время на изучение отдельного навыка и соотношение времени на теоретическую и практическую работу. Важно, чтобы на ролевые взаимодействия и отработку навыков участниками оставалась примерно половина времени каждого занятия.

5. Не все родители сразу могут перестроиться на новые формы отношения с детьми, особенно, если до этого времени в их обычную практику воспитания входили окрики, критика детей, телесные наказания. Ведущему важно замечать малейшие сдвиги участников в освоении новых навыков и поддерживать участников в стремлении к изменениям. Характер их взаимоотношений с детьми складывался на протяжении долгого времени и возможности быстрых изменений ограничены. Однако системное использование новых приемов, изменение поведения родителей обязательно приведет к изменению поведения детей, и будет способствовать улучшению их отношений. Если есть такая возможность, желательно проведение дополнительной встречи с участниками через 2 или 3 месяца после обучения. На такой встрече родители могут обсудить с ведущим возникающие у них трудности в использовании навыков, поделиться своими успехами, поставить задачи на будущее.

 

Эффективность программы значительно повышается, если ее используют междисциплинарные команды специалистов по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми или при работе со случаем насилия, при коррекции семейных отношений. Можно сказать, что сама программа носит междисциплинарный характер. Программа разработана таким образом, что ведущим, работающим по ней может стать любой специалист, профессионально связанный с воспитанием и детско – родительскими отношениями – учитель, воспитатель, врач, социальный работник, юрист, психолог, психиатр. Это позволяет специалистам формировать единый подход в планировании работы по профилактике насилия над детьми, в ее проведении, формировать единое понятийное пространство, в рамках которого может строиться коррекционная работа команды и оцениваться ее результаты. Возможно проведение тренинга двумя ведущими, специалистами междисциплинарной команды. В этом случае профессиональный опыт и знания каждого из них могут существенно обогатить содержательный аспект программы, проводить анализ поведения участников с различных точек зрения.

 

Содержание.

1. ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ. Родители как воспитатели.

Основная задача программы – научить родителей быть родителями и правильно воспитывать своих детей, научить их обучать своих детей должному поведению. Следует отметить, что теоретической основой тренинга является когнитивно – бихевиоральный подход, в связи с чем, основным теоретическим конструктом программы является «поведение». Авторы определяют поведение как «все то, что говорит или делает человек, и что мы можем увидеть, услышать или измерить». В основе изменения поведения лежат последствия – то, что следует за поведением и влияет на то, будет ли это поведение повторяться. Последствия помогают детям узнать, что их действия приводят к определенным результатам – положительным или отрицательным. Это помогает им понять, что у них есть выбор и от того, что они выберут во многом зависит то, что с ними будет происходить. На первом занятии вводится понятие «положительные последствия» и «отрицательные последствия» и родителей обучают, как они могут их использовать для изменения поведения детей.

Цели ведущего:

· Познакомиться с участниками и дать общий обзор структуры курса;

· Объяснить родителям, что значит конкретно описывать поведение детей и такое положительные и отрицательные последствия;

· Продемонстрировать на примерах конкретное описание поведения и использование положительных и отрицательных последствий;

Цели родителей:

· Научиться наблюдать за поведением ребенка и давать конкретное описание поведения;

· Научиться использовать последствия, чтобы изменять поведение детей;

· Выявить положительные и отрицательные последствия, которые могут быть эффективными для их детей.

 

2. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ. Эффективная похвала.

Эффективная похвала заключается в том, чтобы искренне и с энтузиазмом реагировать на положительное поведение ребенка. Для применения эффективной похвалы есть ряд возможностей. Можно хвалить ребенка за то, в чем он уже преуспел. Если родители хотят, чтобы такое поведение сохранялось надолго, необходимо поддерживать его эффективной похвалой. Однако, родители воспринимают это как должное и не видят в этом ничего такого, за что можно похвалить, например, ребенок утром встает и сам заправляет постель. Кроме того, важно подмечать даже небольшие успехи детей в том, что обычно дается им с трудом. Разумеется, можно похвалить ребенка за то, что он пытается научиться чему – то новому для себя, даже если это у него пока не очень получается.

 

Самым важным моментом в применении эффективной похвалы является правильное объяснение ребенку причин того, чем хорошо его поведение. Обычно родители, объясняя ребенку, почему он должен что-то делать приводят «родительские» причины, например, ложись скорее спать, потому что мне надо еще переделать кучу дел». Однако для ребенка важны «детские причины», которые помогают ему понять, почему то или иное поведение принесет пользу ему самому. Например, «Если ты сам уберешь игрушки, то будешь знать, где они лежат».

Цели ведущего:

· Объяснить родителям, что такое эффективная похвала, ее шаги и возможности использования.

· Продемонстрировать использование эффективной похвалы и дать родителям возможность потренироваться в ее применении.

Цели родителей:

· Познакомиться с шагами эффективной похвалы;

· Познакомиться с тем, в каких случаях применяется эффективная похвала;

· Научиться использовать эффективную похвалу.

 

3. ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. Профилактическое обучение.

Профилактическое обучение состоит в том, чтобы научить ребенка тому, что ему понадобиться в будущем, и заранее с ним в этом поупражняться. Прибегая к профилактическому обучению, родители закладывают будущий успех ребенка и стараются предупредить неправильное поведение. Профилактическое обучение используют перед новыми для ребенка ситуациями, например, если ему предстоит пойти в новую школу, или в тех случаях, когда ребенка ожидает ситуация, в которой у него уже были сложности, например, каждый раз, когда родители ему отказывают в чем – то, он начинает капризничать и спорить с ними. Важным аспектом этого занятия является обсуждение с родителями не только того, как обучать детей, но то, чему их обучать. Родители знакомятся с понятием «социальный навык» и учатся, как они могут обучить своих детей самым распространенным из них, например, как научить ребенка выполнять указания. Дети школьного возраста постоянно получают в школе множество указаний. Обучив детей тому, как следовать этим указаниям, родители помогают ребенку достичь успехов в школьном обучении.

Цели ведущего:

· Объяснить родителям, что такое профилактическое обучение и как его использовать;

· Продемонстрировать на примерах использование профилактического обучения и дать возможность родителям потренироваться в применении этого навыка.

Цели родителей:

· Познакомиться с шагами профилактического обучения;

· Познакомиться с тем, в каких случаях следует применять профилактическое обучение;

· Научиться использовать профилактическое обучение в воспитании ребенка.

 

4. ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Корректирующее обучение.

Корректирующее обучение состоит в том, чтобы в ответ на неправильное поведение ребенка родители учили его более приемлемым способам поведения и давали возможность в них потренироваться.

Цели ведущего:

· Объяснить родителям, что такое корректирующее обучение и как и когда его использовать;

· Продемонстрировать на примерах использование корректирующего обучения и дать возможность родителям потренироваться.

Цели родителей:

· Познакомиться с шагами корректирующего обучения.

· Познакомиться с тем, в каких случаях следует применять этот навык;

· Научиться использовать корректирующее обучение в процессе воспитания.

 

При применении корректирующего обучения важно родителям сохранять спокойствие, дать возможность ребенку исправиться и быть последовательным в применении положительных и отрицательных последствий. Например, если у вас в семье существует правило, что ребенок должен быть дома не позднее 21.30, будьте тверды в своем решении и, если он опаздывает, используйте корректирующее обучение, а, если приходит во время – примените эффективную похвалу.

 

5. ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ. Обучение самоконтролю.

Цели ведущего:

· Объяснить родителям, что такое обучение самоконтролю и как его использовать;

· Продемонстрировать на примерах обучение самоконтролю и дать родителям возможность потренироваться.

Цели родителей:

· Познакомиться с шагами обучения самоконтролю;

· Познакомиться с тем, в каких случаях применяется обучение самоконтролю;

· Научиться использовать навык обучения самоконтролю в практике воспитания.

Обучение самоконтролю применяется в тех случаях, когда ребенок продолжает себя неправильно вести и не реагирует на указания родителей. Прибегая к самоконтролю, родители помогают ребенку успокоится, чтобы затем вернуться к обучению. При обучении самоконтролю родителям важно обращать внимание на свои физические действия, следить затем, чтобы не грозить пальцем, не повышать голос, не ругать ребенка. Следует заранее продумать последствия с тем, чтобы удержаться от назначения слишком больших и трудновыполнимых последствий, например: «не будешь гулять на улице целый месяц». Кроме того, важно самим родителям сохранять спокойствие и не спешить, дать ребенку достаточно времени, чтобы он мог успокоиться.

 

6. ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ. Обобщение пройденного.

На этом занятии родители учатся использовать все полученные ранее навыки для решения проблем семейного воспитания. Важным аспектом этого занятия является развитие умения родителей оценивать конкретную ситуацию с воспитанием ребенка и принимать решение, какой из навыков воспитания лучше всего применить для коррекции поведения ребенка в данной ситуации и как можно использовать другие навыки в работе с данной проблемой. Обучение заканчивается ответами на вопросы родителей по всему курсу и обратной связью участников.

 

 

Программа «Изменение проблемного поведения ребенка»

Программа «Изменение проблемного поведения ребенка» была разработана в Центре по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми Оклахомского Университета и в период с 2001 по 2002 год адаптирована сотрудниками Нижегородского ресурсного центра к российским условиям. В процессе адаптации программы проводились супервизии американскими коллегами, использующими эту программу в своей деятельности.

Исследования, проводимые в области проблемы физического насилия, показывают взаимозависимость применения физических мер наказания и появление социально неодобряемых форм поведения. В числе основных нарушений поведения детей, подвергшихся физическому насилию, можно назвать следующие:

- агрессивность, антисоциальные действия и поступки, неконтролируемое

поведение, демонстративное неповиновение;

- гиперактивность или конфликтность;

- частые приступы гнева;

- потенциальные правонарушения.

 

Исследование проблемы агрессивности и агрессивного поведения (в том числе и девиантного) показало, что основные модели поведения ребенок черпает в первую очередь из семьи, а так же из взаимоотношений со сверстниками и СМИ. Поэтому применение физических наказаний значимыми взрослыми способствует усвоению ребенком агрессивного поведение и реакция на такие взаимоотношения со взрослыми может проявляться в неконтролируемом поведении. Исследованиями показано, что те дети, которые в дошкольном и раннем школьном возрасте проявляли агрессию, став старше, с большой вероятностью, станут проявлять склонность к асоциальному поведению. В классическом исследовании Ли Робинс было осуществлено 30-летнее прослеживание развитие детей, состоявших на учете в специальных детских клиниках в 1920-х годах в США. Она обнаружила, что судьба тех детей, которых приводили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем – то, довольно печальна. Став взрослыми, они не только чаще подвергались арестам и заключениям, чем дети, составившие контрольную группу (родители которых никогда не обращались с проблемами поведения ребенка), но они так же испытывали гораздо больше трудностей в браке, имели более низкий заработок, весьма однообразные социальные отношения, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем.

Из группы детей с асоциальным поведением только один из шести во взрослом состоянии отличался психическим здоровьем, вместе с тем приблизительно в четвертой части случаев были выявлены психопатические расстройства личности. Дети, которые, став взрослыми, приобрели психопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще проявляли агрессивность по отношению к незнакомым людям или лицам, обладающим авторитетом. Исследования Ли Робинс касались детей, посещавших детские клиники в США много лет назад, и не обязательно допускать, что эти результаты так же точно отражают прогноз развития тех детей, которых наблюдаете вы в своей работе. Но, все – таки, необходимо учесть, что существует другие исследования, которые подтверждаею общий итог развития таких детей, поэтому полученные Ли Робинс результаты можно считать применимыми сегодня и к нашим детям.

Для детей с хроническими расстройствами поведения типичной является тяжелая обстановка в семье, для которой характерна непоследовательная, малоэффективная либо исключительно суровая (или слишком слабая) дисциплина. Агрессивные дети часто вырастают в семьях, где в качестве дисциплинарных воздействий предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Учитывая специфику деятельности, следует отметить, что в большинстве случаев и приходится сталкиваться именно с детьми из таких семей.

Попытки сдерживать агрессивное поведение с помощью физических наказаний зачастую напоминает метание бумеранга. Желание свести агрессию на нет или, хотя бы, контролировать ее с помощь суровых наказаний фактически является подкреплением и может потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии.

Таким образом, использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей»:

1. Взрослые, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности.

2. Дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать общения с данным взрослым или оказывать ему сопротивление

3. Если наказание слишком возбуждает или расстраивает ребенка, он может забыть причину, по которой его наказали и, таким образом, наказание не поможет усвоению правил приемлемого поведения.

4. Дети, изменившие поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями.

По сути дела физическое наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

Еще одна форма нарушения поведения ребенка – гиперактивность. У детей с подобным нарушением повышенная активность проявляется черезвычайно ярко. В таких случаях родители жалуются на то, что ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетиться. Хотя основные связанные с гиперактивностью проблемы заключаются в нарушении двигательного поведения ребенка и его способности к концентрации внимания с этим нарушением часто связывают серьезные затруднения общения с другими детьми и агрессивное или деструктивное поведение. Часто гиперактивность возникает результате ранних повреждений головного мозга или может быть ранним вариантом темпераментных особенностей ребенка. В таких случаях применение физических наказаний может отягчать и усиливать данное расстройство. Возникает порочный круг: поведение ребенка изматывает, выводит из себя родителей, что вынуждает их применять «крайние меры», в частности физическое наказание. В коррекции подобных случаев основной акцент делается на обеспечение родителей средствами контроля поведения, исключающими физические и другие насильственные действия. Данная программа является одним из таких средств.

 

Физическое насилие, жестокое обращение с ребенком может стать причиной не только нарушений в поведении, но и задержки психического развития (ЗПР). Известно, что неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, к нарушению эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом, аномальном развитии личности. Вариант патологического развития личности по невротическому типу ведущей к ЗПР психогенного происхождения чаще наблюдается у детей, чьи родители проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.

 

Таким образом, взаимосвязь физических наказаний и нарушений поведения обусловлена следующими особенностями:

·Ребенок идентифицирует себя с родителем (или иным значимым взрослым), который демонстрирует негативную форму поведения.

·Ребенок моделирует поведение родителя.

·Неадекватная забота уменьшает эмпатию ребенка и повышает агрессивность.

 

Существует и обратная связь, когда нарушения поведения, обусловленные другими причинами (например, отклонениями в развитии ребенка) приводят к тому, что родители начинают использовать физические наказания:

·Высокий уровень активности изматывает родителей, они «сдаются» и перестают контролировать.

·Обычные приемы воспитания (убеждение, запрет и др.) «не срабатывают».

·Гиперактивность ребенка повышает уровень стресса родителя.

 

Программа «Изменение проблемного поведения ребенка» направлена на улучшение взаимоотношений родитель – ребенок и на обучения родителей адекватным методам поддержания дисциплины. Методы, используемые в данной программе, являются альтернативой физическому насилию.

 

Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет, имеющих проблемы поведения:

  • агрессивность;
  • гиперактивность;

 

а также для родителей:

  • использующих физические меры наказания;
  • желающих обучиться эффективным способам воспитания «проблемного» ребенка.

Условия реализации программы:

1. Программа рассчитана в среднем на 10-15 занятий по 1, 5 часа.

2. Занятия проводятся один раз в неделю.

3. Программа предполагает выполнение ежедневной домашней работы родителя и ребенка (по 5-10 минут).

Рекомендации по использованию программы:

1. Необходимо наличие специально оборудованной комнаты. В идеальном варианте комната должна быть снабжена зеркалом Гизелла и звуковым оборудованием.

2. В работе необходимо использование игрушек.

 

Рекомендуются следующие варианты игрушек:

Креативные, конструкторские игрушки как: строительные кубики, лего, магнитные кубики, магнитная доска для картин, мелочь для строительства, игрушечный дом с миниатюрными человечками, игрушечный гараж с машинками, школьный автобус с пассажирами, игрушечная ферма с игрушками, доска и разноцветные мелки, бумага и цветные карандаши и др.

 

Игрушки, непригодные для использования:

те, которые способствуют грубой игре (боксерские перчатки, мычи, летучие мыши);

те, которые ведут к агрессивной игре (игрушечные пистолеты, игрушечные щиты, игрушки ковбоев и индейцев, игрушки супергероев);

те, которые могут выпасть из рук и необходимо время ограничения (краски, ножницы);

те, которые подразумевают наличие правил (карточные и настольные игры);

те, которые не поддерживают разговор (книги и аудио кассеты);

те, в которых лидирует родитель или ребенок претворяется, что он кто-то другой (куклы, мягкие игрушки, костюмы, игрушечные телефоны).

Эффективность программы оценивается путем анализа изменений взаимоотношений и взаимодействий родитель – ребенок.

Исследование эффективности программы показало следующее:

· наблюдается заметное улучшение поведения ребенка;

· устанавливаются положительные отношения между родителем и ребенком;

· поведенческие проблемы ребенка оцениваются родителем в пределах нормы;

· у участников выявляется высокая удовлетворенность работой;

· сохраняются положительные результаты после прохождения программы в течение

длительного времени: через 6, 12 и 18 месяцев;

· генерализируются улучшения поведения ребенка на его братьев и сестер.

 

Содержание:

1 блок. Взаимоотношения при лидерстве ребенка.

· диагностика семейной ситуации;

· специфики поведенческой проблемы ребенка;

· разработка программы работы родителя и ребенка (разработка проводится совместно ведущим и родителем);

· обучение родителя навыком игры при лидерстве ребенка;

· отработка родителем навыков игры при лидерстве ребенка.

 

2 блок. Взаимоотношение при лидерстве родителя.

· обучение родителя управлению поведением ребенка;

· отработка навыков реагирования на негативное поведения ребенка.

 

3. Для специалистов

- Учебный курс «Семья как объект работы междисциплинарной команды специалистов»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.